Тема 6: Система воспитательной деятельности классного руководителя

Тема 5. Планирование воспитательном работы в школе, классе

План:

1. Роль планирования в организации воспитательной работы классным руководителем школы.

2. Принципы педагогического моделирования. Технология перспективного планирования.

3. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы.

Методика планирования воспитательной работы с учащимися

Реализация деятельностного подхода в планировании воспитательной работы:

1) личность развивается в конкретной деятельности, значимой для нее, и не всякие дела, мероприятия способствуют ееразвитию;

2) определение возможностей и условий социальной среды в предоставлении учащимся свободного выбора того вида деятельности, который отвечал бы их интересам, склонностям;

3) направление жизнедеятельности учащихся на саморазвитие, самореализацию и самоопределение;

4) творческий подход к планированию системы, к форме, месту и времени проведения основных дел и организации ситуаций жизнедеятельности учащихся.

Планированию воспитательной работы предшествует:

– ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы в воспитании на современном этапе;

– определение цели и задачи на основе условий воспитания, личностного потенциала учащихся (воспитуемых) и педагогов (воспитателей);

– ознакомление с программой воспитания педагогического коллектива, обсуждение и согласование перспективных дел с педагогами;

– анализ работы за прошедший год;

– привлечение учащихся, родителей к планированию;

– изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных дат для воспитания учащихся.

Виды планов:

общешкольный план классного руководителя, план объединений (кружка, секции, клуба и т. д.);

перспективный, календарный и перспективно-календарный;

план работы школы, класса по какому-либо направлению, специальной программе;

план воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового);

план работы по развитию индивидуальности.

Структура плана воспитательной работы, как правило, включает в себя:

– анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;

– цель, стратегические и тактические задачи на будущее;

– научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;

– инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;

– общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);

– работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей;

– работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления;

– работу по традиционным и инновационным направлениям;

– вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания;

– деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;

– совместную деятельность с учреждениями науки, культуры, образования, здравоохранения, правовыми органами.

Планы воспитательной работы различаются по содержанию и структуре:

· планирование по ключевым делам;

· календарное планирование;

· план-сетка;

· планирование по видам деятельности;

· планирование по комплексным программам;

· планирование по компонентам базовой культуры личности.

Модели (схемы) воспитательной работы могут быть разными.

Планирование (разработка плана деятельности) понимается как определение основных видов деятельности и тех мероприятий, которые направлены на повышение эффективности всей деятельности.

Таким образом, в деятельности школы и отдельных учителей, воспитателей, важную роль играют разнообразные планы работы, основным из них является общешкольный годовой план. Ни один из этих планов не должен быть простым перечнем отдельных разрозненных мероприятий, а должен представлять собой систему педагогически обоснованных мер. Все планы должны быть взаимосвязаны и направлены на решение тех задач, которые ведут к достижению важнейших целей деятельности школы.

Управление общеобразовательной школой, как и любая управленческая деятельность, требует обоснованного планирования всей деятельности. Важнейшим видом плана в школе является общешкольный годовой план работы, представляющий собой ведущий документ всей школьной жизни. Он охватывает все стороны деятельности школы, учитывает их единство, их внутренние и внешние связи и взаимозависимости. Результативность работы школы во многом определяется продуманностью, обоснованностью и целенаправленностью годового плана.

Таким образом, в деятельности школы и отдельных учителей, воспитателей, важную роль играют разнообразные планы работы, основным из них является общешкольный годовой план. Ни один из этих планов не должен быть простым перечнем отдельных разрозненных мероприятий, а должен представлять собой систему педагогически обоснованных мер. Все планы должны быть взаимосвязаны и направлены на решение тех задач, которые ведут к достижению важнейших целей деятельности школы.

Организация четкого и правильного ведения школьной документации является одним из важных условий эффективного внутришкольного управления. Указанные документы должны быть заполнены своевременно и в полном соответствии с действующими инструктивными указаниями по их ведению. Лишь в таком случае можно беспрепятственно получать необходимую точную информацию по всем направлениям деятельности школьного коллектива, что создает возможность объективной оценки состояния дел и принятия обоснованного управленческого решения.

Литература: 1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособ. для студ. высш.учеб. заведений/гриценко Лариса Ивановна. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

3. Система воспитательной работы в образовательном учреждении / сост. С. Никитин. - Волгоград : Корифей, 2007. – 96 с.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256 с.

Тема 6: Система воспитательной деятельности классного руководителя.

План:

1. Классный руководитель в школе, его функции.

2. Проблема психологической готовности выпускников пед.вузов к профессиональной деятельности, к роли классного руководителя.

3. Подходы и методика индивидуальной работы с учащимися.

4. Методика организации форм воспитательной работы.

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, фор­мируются социальные отношения между учащимися. Предста­вительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществ­ляется забота о социальном благополучии учащихся, решают­ся проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формиру­ется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координа­тором воспитательных воздействий на ученика является класс­ный руководитель. Именно он непосредственно взаимодейству­ет как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содер­жание их работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач, в связи, с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

В связи с разнообразием задач, решаемых классным руко­водителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

- в организационном - варианты профессионального и должностного статуса;

- в содержательном - варианты выделения доминирую­щих функций в деятельности классного руководителя и опре­деления содержания его работы;

- в психолого-педагогическом - выбор позиции в отноше­ниях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюда­тель, старший товарищ, куратор и т.д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следую­щими факторами:

- условиями работы образовательного учреждения, особен­ностями воспитательной системы;

- экономическими возможностями школы и родителей;

- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитан­ности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

- подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

- классный воспитатель (освобожденный классный руко­водитель);

- классный руководитель;

- классный куратор.

Классный воспитатель работает на полной учительской став­ке. Целесообразно совмещать классное руководство с препода­ванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитатель­ной внеучебной работой может быть согласована с админист­рацией школы и классными воспитателями. Введение долж­ности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педа­гогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма пе­дагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организа­торских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление ин­дивидуальных программ развития детей. В этом случае доми­нируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семь­ями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы класс­ного руководителя не могут быть единообразными. Они опре­деляются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностя­ми самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельнос­ти: в учебной работе классный руководитель как учитель яв­ляется организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товари­ща, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и со­ветчика.

Существенно отличается деятельность классного руководи­теля в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение куль­турного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях ры­ночных отношений, на преодоление дефицита общения сель­ских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитатель­ной работы по классам, где обучаются несколько человек, ста­новится неэффективной. В таких школах целесообразно созда­ние разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрас­ту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших уче­ников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как кон­сультанты разновозрастных коллективов, как временные ру­ководители подготовительной работы, как равные члены кол­лектива. Организация разновозрастных объединений представ­ляет большие возможности для развития самоуправления, ре­ализации социальных проб, например, в роли лидера, педаго­га и т. д.

Содержание деятельности классного руководителя опреде­ляется его функциями как руководителя педагогического про­цесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уров­ню относятся педагогические и социально-гуманитарные функ­ции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирую­щее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является соци­альная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окру­жающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и меди­ко-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен­ного формирования, функционирования и развития детей, пре­дотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение усло­вий для адекватного развития ребенка в существующих соци­ально-экономических условиях. Деятельность классного руко­водителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную под­держку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребен­ка и формирование его индивидуальности, адаптацию к суще­ствующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, кото­рые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятель­ности классного руководителя в широком и узком смысле сло­ва. В последнем - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широ­ком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разу­меется, при этом остается неоспоримым принцип дифференци­рованного подхода к различным категориям детей, и приори­тет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руково­дителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей. Объек­тивные - это показатели соответствия социальных, материаль­ных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, от­дыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетво­ренности или неудовлетворенности детей их социальной защи­щенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится систе­ма деятельности классного руководителя и наполняется соот­ветствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социаль­ной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе. Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся, прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершен­ствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на по­мощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятель­ность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью до­суга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реа­лизовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как спо­соб достижения поставленных перед коллективом целей. Од­ной из задач, стоящих перед классным руководителем, явля­ется развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает посто­янное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их ана­лиз, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководи­тель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослежи­вать результативность своей деятельности; во-вторых, диагно­стика из инструмента исследования и изучения ребенка в ру­ках классного руководителя может превратиться в инструмент формирования личности и разви­тия индивидуальности.

Функцию целеполагание можно рассматривать как совмест­ную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя в этом процессе будет меняться.

Логика целеполагание отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспита­тельной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельно­сти классного руководителя - это обеспечение постоянного со­вершенствования воспитательного процесса. Реализация функ­ции контроля предполагает, с одной стороны, выявление поло­жительных результатов, а с другой негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих про­блем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителе как с классом в целом, с группой уча­щихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля сле­дует рассматривать не только со стороны администрации, дру­гих членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция это всегда совместная деятельность классного ру­ководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контро­ля и коррекции в деятельности классного руководителя имеет большое воспитывающее, развиваю­щее и организующее значение, повышает эффективность вос­питательного процесса.

Вышеперечисленные функции определяют содержание де­ятельности классного руководителя.

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти­ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатор и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помо­щи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус­пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учи­телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости­жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени­ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре­одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро­вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос­тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия­ния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос­питания, особенностях родителей, организует встречи родите­лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци­ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо­щи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио­нальных интересов школьников; привлекает учителей к под­готовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру­ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче­ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно­стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре­зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци­ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами уча­щихся, проводить специальные семинары для педагогов. По­лезно организовать посещение учебных занятий с последую­щим обсуждением действий учителей по отношению к конк­ретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с кол­лективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками яв­ляются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить воз­можные трудности и конфликты. Важно проводить такие бе­седы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возни­кают проблемы с ребенком.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите­лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле­ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус­тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей» проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле­мы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ­ции, является тем человеком, который непосредственно органи­зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Литература:

1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособ. для студ. высш.учеб. заведений/гриценко Лариса Ивановна. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

3. Система воспитательной работы в образовательном учреждении / сост. С. Никитин. - Волгоград : Корифей, 2007. – 96 с.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 256 с.

Наши рекомендации