Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Психологии и педагогики.

Курсовая работа

По Дисциплине: « Психология развития»

Тема: «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста»

Выполнил:

Студента группы: ППО-0213

Руководитель: Степанов Ф.Г

Москва

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Психолого – педагогические исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка дошкольного возраста. 5

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений 5

1.2 Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста. 8

1.3 Типы детско-родительских отношений. 13

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей дошкольного возраста. 17

2.1Организация эмпирического исследования. 17

2.2 Описание результатов исследования. 22

2.3 Выводы по результатам исследования. 27

Заключение. 35

Список используемой литературы.. 37

Приложение 1. 40

Приложение 2. 42

Приложение 3. 43

Введение

Данная работа направлена на анализ и влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

В данной возрастной категории анализируется тем, как проявляется самооценка дошкольного возраста. Самооценка оказывает большое влияние на развитие личности человека. В развитие самооценки в данной возрастной категории в большинстве случаев зависит от родительского общения.

Под общением пониматься форма социального взаимодействия людей, в котором обмен чувствами и мыслям посредством буквенных (языковых) средств, в целях которого состоит совместно-общительная деятельность. Субъектами общения являются человек, родители. Общение характерно для любого вида существ, но лишь человеку общения является осознанным, связанным вербальными и невербальными.

В общительной деятельности понимается многообразные актами обмена людскими действиями, чувствами и мыслями, понимается взаимное согласование понимание и действий мира. Данная проблема общения актуальна для проведения исследования, потому что проблема обмена информацией между человеческими видами, направлена на достижения взаимопонимания между ними, является очень важной отраслью для психологии. Общение людей, является одной из важных форм преобразующей активности общество.

Над данной проблемой родителей с общением дошкольником работали такие ученые, как Гербарт И., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А, Коменский Я.А., Ушинский К.Д.,

а также современные научные деятели Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, А.З. Шапиро, Е.О. Смирнова, Н.Ю. Синягина, Е.И. Захарова, Э. Арутюнянц, И.М. Марковская, Н.А. Рождественская многие.

Положительное взаимоотношения в семьях на воспитания ребенка состоит в том, что самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к дошкольнику лучше. И они могут нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья и никакой другой социальный институт не может.

Актуальность данной темы направлена на то, что период старшего дошкольного возраста показана как источник развития самооценки ребенка, и в то же время дошкольник состоит в преддверии ответственной социальной роли – роли учащегося в школе, основным качествами которого обуславливается способностью к оцениванию себя, анализу, самоконтролю и других, способность к восприятию новых оценок. В данной связи особенно важно показать, какие формы и как они влияют на течение формирования самооценки детей. Важным влиянием на развитие личности ребенка имеет семья – родители и родственники.

Цель курсовой работы: научится контролировать влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования: детские и родительские отношения.

Предмет исследования: основные особенности влияния детского и родительского отношений на самооценку детей.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретический материал по данной проблеме влияния на развитие самооценки дошкольника;

2) Изучить основные типы дошкольного взаимоотношения ребенка и родителей;

3) Выяснить влияние типов отношении на развитие самооценки дошкольника.

База исследования: Подготовительная группа детей (5,5 –7 летнего возраста). В исследовании участвовали 20 детей и их родители.

Глава 1. Психолого – педагогические исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

К проблеме ребенка взаимоотношений обращаются многие научные деятели, такие как Ю. Гиппенрейтер, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др., но чаще всего психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи.

Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, следует обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, слабо поддающиеся коррекции в подростковом возрасте, и тем более у взрослого человека.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений[7,c.45].

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребёнка в семье и его дальнейшее развитие.

Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т.Гордон, Х.Джайнотт, И.М.Марковская)[11,c.56].

Создатели моделей основываются на том, что многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своей воспитательной системы, но им часто не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. При этом не задается вопрос: «Действительно ли родитель знает своего ребенка?», «Действительно ли он лучший педагог?» и что именно родитель может и должен передать ребенку. Конечно, в какой-то мере своего ребенка знают все родители, однако не всегда это знание является систематичным, полным, и не всегда взрослый руководствуется этим знанием в ситуации взаимодействия.

У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения, взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития.

Как отмечает Д.И.Фельдштейн, проблема отношений взрослых и детей в настоящее время приобрела особую остроту и значимость. Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители активно передают эту важнейшую функцию в руки других людей (педагогов, психологов), родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям. При этом резко обострились противоречия между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и усложнением социальной ситуации, с одной стороны, и непрерывным ослаблением необходимого внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей – с другой. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечении своих детей, они не реализуют возможности общения с ними – это приводит к возникновению у детей чувства одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям.

Очевидно, что психическое развитие детей возможно только в условиях взаимодействия с взрослым и во многом определяется характером его отношений с социальным окружением.

По А.Н.Леонтьеву, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка[18,c.45].

Концептуальная модель взаимодействия взрослого и ребенка, основанная на сущностных характеристиках данной категории предложена И.Е.Валитовой и З.Р.Железняковой. При взаимодействии с ребенком взрослый выступает как носитель культуры и посредник в ее усвоении ребенком, поэтому по своему определению взаимодействие взрослого и ребенка не является взаимосвязью равных участников.

Роль взрослого состоит в том, что он должен так участвовать в совместной деятельности, чтобы организация и регуляция, которую он вначале осуществляет, превратилась бы в саморегуляцию и самоорганизацию ребенка. Для того чтобы взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия, исходя из двух оснований: уровня наличного развития ребенка, и уровня его ближайшего развития. Цели и задачи могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Определение целей и задач развития предполагает ориентацию взрослого в фактах, закономерностях и механизмах психического развития ребенка, и в основных показателях развития в определенном возрасте.

Значимая роль в процессе взаимодействия отводится рефлексивной стороне, которая предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. При этом участник взаимодействия связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников.

Исходя из вышеописанных теоретических положений, можно утверждать, что на процесс взаимодействия будет оказывать влияние представление взрослых о ребенке, о себе как родителе, а также представление о своей роли в жизни ребенка, то есть значимым становится то, на что ориентируются взрослые в процессе взаимодействия. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.

Наши рекомендации