Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Проблема периодизации состояла в том, что требовалось создание научной теории ее построения, основанной на изучении внутренней сущности онтогенеза. Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева.

Основана на смене ведущего типа деятельности.

- младенчество - эмоциональное общение

- ранний возраст - предметно-орудийная д-ть

- дошкольный–игра

- млад школьный– учебная д-ть

- подросток– интимно0личностное общение

-ранняя юность– учебно-профессиональная д-ть

Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.

Цель. - это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Эта цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, выражать требования общества к человеку.

Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

-физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;

-духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;

-интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются:

-создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;

-использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

-рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране;

-учет экологических условий, установление режима жизни в зависимости от здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

-формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

-развитие нравственной мотивационнопотребностной и эмоциональной сферы;

-формирование основ национального самосознания;

-воспитание эстетического отношения к жизни.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-развитие речи;

-формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции "я - будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения.

Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.

Семья – группа людей, объединенных родственными отношениями. Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным.

Ведущие факторы развития семьи – наличие или отсутствие детей и продолжительность брака.

Семья- категория историческая. У семьи есть своеобразный национальный колорит.

Значение семьи

Семья удовлетворяет потребности человека в любви и счастье, содружестве, отцовстве, в домашнем уюте, в признании и авторитете.

В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет других людей через призму суждений, оценок проступков родителей.

Факторы воспитания в семье

Сила семейного воспитания связана с наличием 3-х факторов:

- интимный характер нравственно-психологического климата семьи, основанный на родственных связях, выражающихся в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

- многоролевая структура семейного коллектива, обуславливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния

- наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные семейные отношения и деятельность

Типы семей: благополучные; формально-благополучные; не­благополучные; неполные; семьи социального риска.

Соловьев Н.Я. сказал: "Функций семьи столько, сколько ви­дов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлет­воряет".

Приведем несколько вариантов функций семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, репродуктивная.

Наши рекомендации