Примерные величины моторной плотности урока физической культуры и здоровья

№ п/п Тип урока МПУ
1. Вводный урок 10-40%
2. Урок ознакомления с новым материалом 20-40%
3. Урок разучивания нового материала 30-50%
4. Урок закрепления и совершенствования учебного материала 50-80%
5. Контрольный урок 40-50%
6. Комбинированный урок 40-60%
7. Сюжетные уроки (сказка, путешествие, соревнование…) 30-60%
8. Урок - круговая тренировка 50-80%

Пульсометрия

Пульсометрия– метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного ученика (мальчика или девочку) из класса, за которым будет вестись наблюдение. При этом желательно узнать у ученика, к какой медицинской группе он относится (для контроля выбирается только основная медицинская группа), был ли он на предыдущих уроках физкультуры, нет ли у него на сегодняшний день каких-либо противопоказаний для физкультурных занятий и т.п. Затем в состоянии покоя, например, сидя на гимнастической скамейке, проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем при сравнении со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

- до начала выполнения упражнений;

- сразу после выполнения упражнений;

- во время отдыха после выполненных упражнений;

- во время прослушивания учащимися объяснений учителя;

Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока, когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50%-70%.

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта) задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100%-130%.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15%-20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:

- учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;

- предположенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;

- учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки.

При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.

Примерный протокол измерения ЧСС на уроке физической культуры и здоровья

Класс5 А

Дата проведения __________________

Преподаватель_________________

Задачи урока:

1. Ознакомление с техникой лазания по канату в два приема.

2. Разучивание опорного прыжка через козла.

3. Воспитание координационных способностей при совершенствовании комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) (1-я часть урока).

На уроке присутствовало 23 человека.

Наблюдение велось за ученикомСахаровым Димой – 10 лет

(фамилия, имя, возраст)

Пульс ученика в покое80ударов в минуту.

Примерный протокол измерения ЧСС вел(а)Фомина Т.И.

Примерный протокол измерения ЧСС на уроке физической культуры и здоровья

№ п/п Виды деятельности ученика Время измерения ЧСС ЧСС за 10 секунд ЧСС за 1 минуту
Построение
Разновидности ходьбы
Медленный бег
Перестроение для ОРУ
После 4-го ОРУ
Комплекс ОРУ (окончание)
Перестроение для основной части
Ожидание очереди
Лазанье по канату
Переход к следующему снаряду
Опорный прыжок
Ожидание очереди
Опорный прыжок
Перестроение для заключительной части
Уборка мест занятий
Дыхательные упражнения
Уход из зала (окончание урока)

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Титульный лист отчетной документации

Национальный банк Республики Беларусь УО ”Полесский государственный университет“   Отчетная документация     Студента 3 курса ______________ группы Направление специальности________________ Ф.И.О._______________________ Место прохождения практики______________ Руководитель практики от кафедры_______________   Руководитель практики от учреждения (учитель физической культуры и здоровья)__     Сроки прохождения практики ________________________ Оценка __________________   Пинск 20  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации