Структура нравственного сознания

В структуру нравственного сознания педагога включаются:

• нравственные (этические) взгляды,

• убеждения (идеалы),

• нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, воз­никающие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Данные компоненты структуры взаимосвязаны. Их формирование проис­ходит в контексте развития нравственной культуры личности педагога.

НРАВСТВЕННЫЕ (этические) ВЗГЛЯДЫ ПЕДАГОГА.Нравствен­ные взгляды учителя - это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. Динамика развития нравст­венных взглядов связана с процессом расширения профессиональной инфор­мированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:

• идеалы детства, отрочества, юности,

• принципы диалогового взаимодействия преподавателя с обучающимися,

• осознание своего профессионального долга,

• осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной со­вести педагога,

• понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.

УБЕЖДЕНИЯ (идеалы) ПЕДАГОГА.Убеждения являются централь­ным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным це­лям и стремлениям [26]. Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:

• познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),

• эмоционально-мотивационный компонент (отношение к этому знанию),

• волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).

Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеж­дений не может быть веры в возможность совершенствования личности ре­бенка. Д.И. Писарев писал об убеждениях: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо вырабо­тать процессом собственного мышления, которое непременно должно со­вершаться самостоятельно в вашей голове».

Ядром нравственных убеждений личности является нравственный идеал, который представляет собой зафиксированную в сознании общества модель. Данная модель ориентирует педагога в его практической деятельности. Педа­гогическая этика рассматривает нравственный идеал педагога как систему высоких нравственных качеств личности преподавателя.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ПЕДАГОГА.Нравственные чувства -это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего соб­ственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «спра­ведливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно» [12].

К нравственным чувствам относятся: симпатия - антипатия, привязан­ность - отчужденность, уважение - презрение, любовь - ненависть, справед­ливость - несправедливость и др. Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личностное отношение к объектам и субъектам педаго­гического процесса. В.А. Сухомлинский о взаимообусловленности убежде­ний и чувств писал: «Нравственные убеждения, взгляды привычки - все это тесно связано с чувствами. Чувства - это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости воспри­ятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».

Ведущими нравственными чувствами педагога являются:

• любовь к детям,

• профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ре­бенка,

• терпимость,

• доброжелательность,

• доверие и уважение к учащимся.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Сегодня, как считает А.Ф. Никитин, нравственное чувство, которое К.Д. Ушинский называл чувством общественности, заменяется все больше чувст­вом групповщины; люди - часто с детского возраста - приучаются оценивать себя, окружающее, происходящее с точки зрения не общенародных, а груп­повых, корпоративных интересов: уличной дворовой компании (неформаль­ного объединения), профессионального клана и т. д. Отсюда - релятивная нравственность: «что добро для них, зло для нас» и, наоборот, свобода от мо­ральных соображений в выборе средств деятельности, нагнетание враждеб­ности.

Согласны ли вы с мнением А.Ф. Никитина? Аргументируйте свой ответ. Можно ли таким образом добиться сплоченности подростков и выстроить общение между ними и педагогами на основе корпоративного неформально­го общения с учетом нравственных критериев?

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ.Любовь - нравственное чувство. Она не скована нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Любят «не потому что», а «несмотря ни на что». Характерной особенностью любви является аб­солютное приятие другого человека. Любовь - одна из форм преодоления от­чуждения человека от человека, и потому она признана вершиной нравствен­ного отношения к человеку. Любовь понимается как умение сопереживать миру ребенка и умение видеть учащегося в перспективе его развития. Ю.П. Азаров верно заметил, что «сострадание, сочувствие, сопереживание - это то, без чего не может быть полноценного воспитания».

Ее специфическим содержанием является самоотверженность, самоотда­ча, духовная близость и взаимопроникновение. Главный вопрос жизни ре­бенка «Любите ли вы меня?» должен стать центральным педагогическим по­нятием в деятельности учителя. В педагогическом аспекте понятие «любовь к

детям» - это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любить ребенка - это значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тай­ные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Об особенностях любви к детям есть множество мнений:

■ «Любовь заключает в себе множество добродетелей - терпимость, доб­роту, милосердие, понимание, заботу, сострадание и отвагу». (П. Вайнцвайг).

■ «Не чувствуешь любви к детям - сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми». (Ф. Вигдорова).

■ «Безусловная любовь - это ваша неизменная любовь к подростку, даже если вам омерзительно его поведение». (Р. Кэмбелл).

Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных от­ношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться та­кими качествами, как:

■ доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, ве­ликодушие, доброта,

■ взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требова­тельность и ответственность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

«Если педагог утрачивает способность любить ребенка - он утрачивает способность воспитывать». Согласны ли вы с таким утверждением Азарова Ю.П.? Аргументируйте свой ответ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ, ЗДО­РОВЬЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.Современному учителю не только са­мому приходится испытывать многочисленные физические и психоэмоцио­нальные стрессы. В своей работе он имеет дело с учениками, находящимися в состоянии стресса. Сегодня они чувствуют себя менее защищенными перед напором трудноохватываемой и систематизируемой детским умом из­быточной информации, усилившимся разрывом между ускоренным физиче­ским созреванием и удлинением периода общественного становления. Вме­сте со взрослыми они ощущают многие негативные стороны меняющейся жизни: ее непредсказуемость, жестокость, боязнь за завтрашний день.

Кроме этого, одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - ката­строфический рост детских дидактогенных неврозов (психических рас­стройств), в чем виноваты, прежде всего, учителя. Основная их причина -бесчисленные детские фобии, страхи, которые порождаются равнодушным отношением учителя к ученику, ежедневным диктатом, откровенной грубо­стью и жестокостью. В.А. Сухомлинский связывал дидактогению с педагоги­ческой культурой субъектов педагогического процесса: «Парадоксальность дидактогении (школьных неврозов) заключается в том, что они бывают толь­ко в школе - в том священном месте, где гуманность должна стать важ­нейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем.

Дидактогении - детище несправедливости ... Нет ничего опаснее для станов­ления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем - окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обла­дающих педагогической культурой, - даже злорадство: вот ты не знаешь, да­вай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, ка­кой у них сын ... Болезненная реакция нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характер взвинченности, у других - это мания несправедливых обид и преследования, у третьих - озлобленность, у четвертых - напускная (деланная) беззаботность, у пятых - безучастность, крайняя угнетенность, у шестых - страх перед наказанием, перед школой, пе­ред учителем, у седьмых - кривлянье и паясничанье, у восьмых - ожесточен­ность, принимающая иногда патологические проявления.

Предупреждение дидактогении зависит от педагогической культуры ро­дителя и учителя».

Педагог профессионально ответствен за душевное здоровье ученика. Ре­прессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А. А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несо­мненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической эти­ки [27]:

• не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

• не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

• не оскорбляйте и не кричите на ученика - это разрушает его психику.

Он писал: «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной воз­никновения неврозов, таких как энурезы, логоневрозы (нарушение речевой функции), различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными пе­реживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вник­нуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем».

Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответствен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.

УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.Подлинное уважение к дет­ской личности проявляется, прежде всего, в педагогической требователь­ности к ней, в оказании помощи ученику в раскрытии своего собственного «я». Требовательность учителя должна быть доброжелательной, требова­тельностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам. Манера выра­жений требований учителем должна быть также достойной, уважительной, тактичной. Необходимо избегать крика, скороговорок, исключать на­зидательный тон. Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренностью детской натуры, доверять внутренним духовным силам учащихся. «Эффект человеческой притяга­тельности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интел­лектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности

ребенка, сочувствие его проблемам и переживаниям, требовательной помо­щью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоува­жения». (Б.Т. Лихачев).

Наши рекомендации