Тема 4. Педагогика Западной Европы Нового времени и

Эпохи Просвещения

План изучения темы:

1. Общая характеристика Нового Времени и качественные изменения в

организации образования в XVII - XVIII веках.

2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.

3. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.

4. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.

5. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.

1. XVII - XVIII вв. - эпоха активного становления буржуазных отношений, абсолютистских государств и утверждения рационализма на Западе. Распространение мануфактур и вовлечение ремесленников и сельскохозяйственных производителей в интенсивный товарообмен свидетельствовало о прочности буржуазных элементов в экономике. Государства континентальной Европы обрели формы абсолютной монархии. Буржуазная революция 1640 - 1649 гг. в Англии стала ярчайшим примером непримиримых социальных антагонизмов.

Начало Нового Времени (XVII в.) ознаменовалось распространением в теоретическом разуме представлений об активном субъекте, вырвавшемся из средневековых пут и способном, развив себя, прожить ему одному свойственную жизнь. Интеллектуальная жизнь Запада стала определяться выдвинутым Ф. Бэконом (1561 - 1626) лозунгом «Знание - сила». Понимание мудрости окончательно слилось со знанием. «Мудрость - это совершенное знание принципов всех наук и искусств», - утверждал Г. Лейбниц (1646 - 1716).

Ф. Бэкон, живший на рубеже Возрождения и Нового Времени, способствовал дальнейшему утверждению в общественном сознании представления о праве человека на индивидуальность, свободный выбор своих занятий. «Счастливы те, - писал он, - чья природа находиться в согласии с их знаниями».

Порядок мироздания и особенности устройства человеческого общежития в XVII в. все чаще аргументируются не ссылками на волю Творца, а рационально постигаемыми законами природы, естественным правом. В духовной жизни усиливается влияние деизма (философско-религиозного учения о Боге как о безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества.), растут атеистические настроения. Происходят изменения в отношении к личности и субъекту. Просвещенный образованный человек все больше начинает осознавать свою собственную автономию.

Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов.

Постепенно пробиваются ростки научного знания, а в педагогике развиваются новые идеи о сущности, назначении человека, о воздействии на него путем воспитания. В этот период новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

XVII столетие, подготовленное всем предшествующим развитием Европы, стало поворотным в истории Западной цивилизации и эволюции присущих ей, педагогических традиций. Особенность динамики развития и характер их содержания, отражали коренные сдвиги в материальной и духовной жизни всего западноевропейского общества.

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» - понятийно­терминологическим аппаратом. Эта система - плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского.

2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 - 1670), чеху по национальности, философу и гуманисту, создателю научной педагогики. Именно в его творчестве педагогика обрела свой предмет и предстала в качестве особой отрасли знания. Целостную теорию образования он представил в единстве всех важнейших проблем: целей, задач, содержания, психологических предпосылок и факторов, методов и организационных форм воспитания и обучения человека.

Великий чешский педагог родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница (Чехия). Его отец был членом общины «чешских (богемских) братьев». Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 г. эпидемия унесла жизни всей семьи Коменского. Осиротевшего подростка приютили родственники и отдали в школу общины «чешских братьев» в Стражнице, где вскоре он стал одним из лучших учеников. Братские школы того времени, как и другие типы учебных заведений, были проникнуты схоластически-догматическим духом, но в отличие от прочих, давали знания необходимые для практической жизни и трудовой деятельности.

В возрасте 16 лет Коменский поступает в латинскую школу в городе Пршерове, где обнаруживаются его обширные дарования и исключительная работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша продолжает свое образование в Герборнском университете. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Гербона

Коменский совершил путешествие в Голландию. Свое образование он завершил в знаменитом Г ейдельбергском университете. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени он с большим увлечением работает в школе, улучшает ее, изучает педагогические труды, становится помощником епископа, женится.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей, были разгромлены и вынуждены скрываться в горах и лесах. В огне войны сгорел дом Коменского, чума унесла жизни его жены и детей.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией Чехии становится католичество, а «чешские братья» становились беженцами.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находят приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становиться одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии.

Здесь в 1628 г. он написал на чешском языке известную книгу «Материнская школа», которая получила в XIX в. огромную популярность и много раз переиздавалась. В 1631 г. году великий педагог создает свой знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам», который произвел настоящий переворот в преподавании языков и явился своеобразной детской энциклопедией. В этой книге, вместо сухих и непонятных правил Коменский представил 100 небольших рассказов из различных областей знаний на родном и латинском языках. В XVII - XVIII вв. эта книга служила основным учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Коменского приглашают в разные страны, его идеи привлекли внимание всех видных людей европейских стран. В разные годы он посещает Англию, работает во Франции. В 1642 г. он получил предложение переехать в Швецию и заняться вопросами преподпвания латинского языка. Материальную поддержку педагогу и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант, и Коменский вместе со своей новой семьей поселяется в Эльбинге, на побережье Балтийского моря. За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков».

В 1648 г. Коменский возвращается в Лешно, где был избран епископом общины «чешских братьев». Но вскоре его приглашают в Венгрию, где с согласия своей общины он поселяется с семьей и принимается реорганизовывать в соответствии со своими идеями школьное дело в Шарош- Патаке.

В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, а обучение словом связано с предметами.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось, и для предотвращения ее распада Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действий, община распалась, а Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 60-ых гг. XVII в. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. В Амстердаме ему была предоставлена возможность, осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству.

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной степени исключали друг друга: античной философии,

протестантизма, идей Возрождения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на опыт, с одной стороны, и религиозность - с другой. По его мнению, мир - это «создание Божье», познание - «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал лишь подготовкой к вечной, загробной жизни, а цель воспитания в подготовке человека к потусторонней жизни. Эта двойственность мировоззрения отразилась на его и педагогических положениях.

По мнению Коменского, существуют три основные ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание).

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский глубоко осознал и высоко оценил роль воспитания. Его взгляд на человека и его воспитание противостоял догматам средневековья, несмотря на то, что происхождение природы и человека он приписывает божественному творению.

Но Бог у Коменского не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание его.

Человек, считал Коменский, есть «чистейший образец своего создателя», он «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» (Великая дидактика), это «микрокосм в макрокосме». Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей и задатков. В этом утверждении содержится новый, передовой взгляд по сравнению со средневековьем, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения.

От рождения человека не имеет никаких знаний и идей, разум его чист. Врожденным является у человека, считал философ и педагог, лишь стремление человека к знанию, а душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Ум человека отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, - писал Коменский в «Великой дидактике», что представляет собой как бы бездну, уму нет предела».

Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте - в детстве. Он утверждал, что «из каждого ребенка можно сделать человека». Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, сто при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования».

Принцип природосообразности воспитания - положен Коменским в основу педагогики. Через все его педагогические сочинения красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

Начиная с Коменского, этот принцип будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII - XIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики будет понимать его по-своему.

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее общим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях», и пытается установить общие ее закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, - считал Коменский, но необходимо развивать и выяснять то, что имеет человек заложенным в себе самом».

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но, провозглашая равенство людей от природы, Коменский не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Исходя из идеи равенства всех людей и наличия у них природных дарований, понимаемых как врожденные силы души, делающие людей людьми, Коменский утверждал, что «необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человек учился и действовал по-человечески». В своих он настаивал, что «нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершенства, мы будем справедливо называться людьми». Образованные люди, по мнению Коменского, живут между собою мирно, исполненные света, разума, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой» («О развитии природных дарований»).

Именно эти идеи и составляют стержень педагогики Коменского. В них прослеживается стремление рассматривать образование, с одной стороны как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных в нем от природы, а с другой - как средство формирования в нем человеческой гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение.

Коменский стремился найти путь сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия. При этом он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества.

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, то есть обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке для всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

Суть педагогической организации развития человека, обладающего врожденным стремлением к деятельности и знанию, Коменский видел в поиске методов, форм и средств, стимулирующих познавательную активность ученика и обеспечивающих саморазвитие его личности.

Утверждая, что весь мир есть школа, Коменский стремился создать теорию обучения всех всему на протяжении всей жизни - теорию непрерывного образования целостной личности. Свою «Великую дидактику» ученый-педагог определяет, как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменского определены четыре основных общих требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать с простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2. Легкость обучения достигается тогда, когда обучение начинается в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более сложному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаются вперед не спеша, а изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закркпляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Исходя из природы человека, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

- детство - от рождения до 6 лет включительно (характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств);

- отрочество - от 6 до 12 лет (период активного развития памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой);

- юность - от 12 до 18 лет (помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления);

- возмужалость - от 18 до 24 лет (период развития воли и гармоничного существования).

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям, Коменский выделяет определенные ступени образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, которая была первой ступенью обучения и подразумевала дошкольное воспитание под руководством матери. Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее он составил первое в мире методическое руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частично сами, частично с помощью нянек должны заботиться о детях.

Материнская школа, учитывая природные особенности детей до шестилетнего возраста, должна дать детям первоначальные представления и живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети узнают элементарные понятия из области естествознания, астрономии, географии.

Коменский в этом возрасте рекомендует приучать детей к труду, знакомить детей с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в воспитании у них умеренности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и любви к людям.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая, по его мнению, должна быть в каждой общине. Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословия, расы и нации.

В школе родного языка, считал Коменский, детей нужно учить тому, без чего им нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения, уметь петь. Ребенок в школе родного языка должен усвоить этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил и научиться их применять, узнать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни, познакомиться с различными видами ремесел.

Историческая заслуга Коменского заключается в том, что он был одним из первых, кто осознал огромное значение начальной школы и наметил продолжительный курс обучения в ней. Коменский подчеркивал, что это должна быть непременно школа родного языка (тогда как церковные школы обучали детей на непонятном латинском языке), расширил содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу (гимназию), которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать, считал Коменский, с изучения родного языка, латинского или греческого, а затем еще какого-либо иностранного языка, физики, истории, географии, естествознания, математики. По мнению великого педагога, преподаваться дисциплины должны в строгой последовательности, начиная с изучения языков, затем переходя к изучению реальных наук и философии, завершая курс гимназии изучением риторикой.

Таким образом, традиционные «семь свободных искусств» и мораль составляли программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический,

диалектический и риторический. Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений и был новатором для своего времени.

Самые одаренные из выпускников латинской школы, считал Коменский, должны продолжать свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Я.А. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма и мастерской трудолюбия. Основное назначение школы, по Коменскому, состоит в том, чтобы распространять всеобщую мудрость, совершенствовать молодежь нравственно и обучать всему, что нужно в настоящей и будущей жизни. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев - сады, так для юношества - школы», - писал великий чешский педагог.

Новое решение предложил Коменский и в плане организации обучения. На протяжении многих веков, в школах было распространено индивидуальное обучение, учащиеся приходили учиться в разное время года, и оставались в школе столько времени, сколько хотели. Чешский педагог внедрил иную форму организации всеобщего обучения - классно-урочную систему, которая практически не претерпела никаких изменений на протяжении последних столетий и успешно функционирует в современных условиях.

Великий педагог своего времени, он установил понятие школьного года, с его делением на учебные четверти, проведение занятий в точно определенное время по расписанию, ввел каникулы, определил организацию учебного дня ученика (предложил проводить занятия ежедневно по 4-6 часов, с перерывами для отдыха), настаивал на неизменном составе учащихся в классе одного возраста, дал конкретные методические указания по планированию и проведению урока, уделяя часть времени учету знаний учащихся путем опроса, часть - объяснению нового материала и упражнениям. Он указывал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу, а учителю необходимо внимательно следить за дисциплиной и тем, чтобы все учащиеся в классе активно принимали участие в занятиях.

Коменский рекомендовал заниматься только в школе, так как считал, что именно здесь следует добиваться успехов в науке. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям» - писал великий педагог.

Одним из важнейших звеньев дидактики Я.А. Коменского являются разработанные им дидактические принципы, то есть те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения положил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского, но научное ее теоретическое обоснование впервые дал Коменский. Наглядность предполагала, по Коменскому, усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, благодаря чувственному восприятию. Это принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанием - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

«Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, - писал Коменский, - если оно противоречит собственным ощущениям». «Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение», - утверждал чешский педагог.

Коменский требовал, чтобы объяснение начиналось не с вербального толкования о вещах, а с предметного наблюдения над ними. Для наглядности рекомендовалось использовать реальные предметы, либо модели, копии предметов, картины, рисунки с их изображением. Исключительно важно, утверждал Коменский, наблюдать за вещами, явлениями в их естественных условиях. Поэтому, очень полезны для учащихся экскурсии, путешествия в разные места, чтобы увидеть, как живут другие народы, узнать их обычаи и историю.

Историческая заслуга Коменского состоит в том, что он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил уже имеющиеся представления и некоторый практический опыт наглядного обучения. Он одним из первых широко применил наглядность на практике, снабдив свои учебники соответствующими рисунками. Итак, Коменский ввел в педагогическую науку золотое правило дидактики - наглядность.

Бичуя схоластическое обучение, которое лишь вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», Коменский противопоставил требование сознательности обучения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понять рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать какую пользу приносит изучаемое в реальной жизни. «Школа же в реальной жизни, - утверждал Коменский - стремиться к тому, чтобы научить ученика смотреть чужими глазами, думать чужим умом». А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

Самостоятельность и осознанность развиваются тогда, по мнению Коменского, когда ученик проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь необходимо учителю.

Коменский настаивал на систематичности и последовательности обучения. Он указывал на необходимость подавать материал в строгой системе, доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы изложен кратко в виде основных положений. Чтобы учебный материал усваивался не эпизодически и не прерывисто в обучении следует идти от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от известного - к неизвестному, от более близкого - к далекому. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.

Так как, по мнению Коменского, «ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это означает, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, то, что запланировано, должно точно выполняться в срок, считаясь с возрастными особенностями детей. Исходя из природы ребенка, Коменский советует сначала развивать у детей ощущения (чувства), затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку.

Ценные указания предложил великий чешский педагог относительно выдвинутого им дидактического требования - посильности обучения. Посильность и доступность в обучении, по Коменмкому, достигаются лишь в результате ясного преподавания, при постоянном учете их индивидуальных и возрастных особенностей. Неоправданное обилие учебного материала и излишние детали сообщаемого могут, по мнению Коменского, ввести детей в заблуждение и отбить интерес к учебе.

Дидактический принцип прочности усвоения учебного материала не являлся новым в педагогике. Еще древние греки считали необходимым условием добиваться прочности изучаемого материала в школе постоянными повторениями и упражнениями. Отсюда известное еще с античных времен утверждение: повторение - мать учения (repetitio est mater studiorum).

Но если в средние века оно сводилось к зубрежке и механическому заучиванию, то Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью». А понято будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения, считал Коменский. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю, прежде всего, необходимо обеспечить возможность чувственного восприятия.

Еще одним необходимым условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности и повторение учащимися пройденного материала. Благодаря этим требованиям учитель видит, какие затруднения испытывает учащийся, как прочно ученик запомнил учебный материал и может ли он его применить на практике. «Пусть в школах, - рекомендует Коменский, - учатся писать, упражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для проверки изученного материала Коменский рекомендует учителю проводить в конце четверти и учебного года публичные испытания, на которых в форме соревнования определялись бы наиболее способные ученики.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. На каждой возрастной ступени Коменским вводятся определенные этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых - одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе.

В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский выделил «кардинальные добродетели» нравственного воспитания, выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона и Аристотеля. Это мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

Кроме этих добродетелей Коменский рекомендовал развивать в детях скромность, послушание, благожелательность, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к родителям, трудолюбие.

«Инструментами» (средствами) нравственного воспитания Коменский называл: наставления и беседы с детьми, личный пример родителей и близких людей, организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, борьба с ленью и недисциплинированностью, выработка положительный привычек.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника, Коменский считал - священное писание и размышления великих людей. В его педагогической концепции за человеком всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время, великий гуманист настаивал, что воспитание призвано, максимально помочь человеку определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех пороков к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», у Коменского доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь. Главным, считал Коменский, необходимо создать в школе атмосферу «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости духа и внимания учащихся», «любви и радостной бодрости». Тогда не требуется что-либо делать против воли, по принуждению, знания давались бы все самостоятельно и добровольно, а ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает, ... и сами к тому же стремились».

Я.А. Коменский придавал огромное значение учителю, считая его «душой и сердцем воспитания». Это был новый и прогрессивный взгляд на учителя, так как раньше, особенно учитель начальной школы, не пользовался должным уважением. Коменский не уставал повторять о том, что «должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества». Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным быть учителем» и находит для себя другое, более денежное занятие, и не нужно удерживать его.

Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.

Учителю, прежде всего, должна быть присуща - любовь к своему делу. Это качество побуждает наставника искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения».

Трудолюбие - также является важнейшим качеством учителя, так как собственная образованность, широта знаний и опыт учителя достигаются величайшим личным трудом, которым педагог занят всю жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, по мнению Коменского, педагогу следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Он советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей угощать за прилежание яблоками и орехами. Педагог, считал Коменский, не имеет право использовать телесные наказания по отношению к детям. «Я решительно стою за то, - писал чешский педагог, - что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах и должны быть изгнаны из них». Однако, категорически отвергая использование телесных наказаний за неуспеваемость, Коменский считал необходимым применять их в случае богохульства и строптивости.

Наши рекомендации