Характеристика методов организации деятельности и опыта поведения: упражнение, поручение, требование

Методы воспитания – способы в\д воспитателя и воспитуемого, направленные на решение задач воспитателя.

- способы воздействия на сознание, волю, поведение и систему отношений с целью формирования заданных качеств.

Методы организации деятельности и опыта поведения направлены на накопление нравственного опыта, формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Эти методы эффективны в таких условиях:Выполнение действий на основе образца,Организация активной самостоятельной позиции,Опора на общественное мнение,Формирование цели, вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения.

К методам организации деятельности и опыта поведения относятся: упражнение, поручение, требование.

1. Упражнение – это многократное повторение и совершенствование способов воздействия как устойчивое основа поведения.

Результатом метода является формирование привычек и навыков поведения.

Большое значение этому методу предавал К.Ушинский.он считал, что сформированные привычки освобождают волю и разум человека для новой работы.

Эффективность упражнений зависит от условий:Система упражнений, Их содержания, Доступности и посильности упражнений,Объёма, Частоты повторений, Контроля и коррекции,Личностных особенностей воспитанников,Места и времени выполнения,Сочетание индивид-х, коллективных, гр-х форм,Мотивация и стимулирование

Объём, частота выполнения во многом определяется личностными качествами ребенка. Необходимо выделить те навыки и привычки, котрые нужны реб. В реальной повседневной Ж. причем навыки и привычки формируются эффективнее в раннем детстве.

2. Поручение – предполагает исполнение какого-либо дела.

Выполнение поручений предполагает воспитание таких качеств как ответственность, организованность, отзывчивость и др.

Поручения бывают временные и постоянные.

По содержанию: организационные, учебные, трудовые, спортивные и т.д.

Методика поручения:

- Обьяснить общественную значимость порученного дела, обучать выполнению порученного задания, учитывать склонности, интересы и возможности, чаще использовать принцип добровольности и поощрения

- Контроль за выполнением

- Гласная оценка результата

Примеры поручений: «Хозяева» - дежурят, заботятся о порядке на перемене, поздравляют с ДР, ; «санитары» - заботятся о внешнем виде, оказывают мед помощь..; «Книголюбы» - связь сосшкбибл-ой, устраивают выставки,..; «Любознательные\Мудрейшие» - устраивают викторины, загадки, стенд,..; «друзья природы» - заботятся о растениях,..; «спортсмены» - определяют спорт Жкл,…

3. Требование – выражает треб к выполнению определенных норм, правил, законов, традиций принятых в обществе или гр.

Бывают прямые (указание, приказ, поручение – решительный тон, конкретность, понятная формулировка) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение, в игровой ф. – опора на переживания реб, на совесть, на умение самостоятельно принимать решения).

Примеры:

требование-доверие – когда уважают друг друга – «я считаю тебя достаточно взрослым для выполнения этого задания»\ «кроме тебя никто не справится»

треб-просьба – «я могу тебя попросить?»\ «ты не смог бы выполнить»

треб-намек – «меня кто-то не слышит???» \ «на воре шапка горит»….

Требования заключены во многих нормативных доках, регулирующих уч-воспит. Деят.шк.: устав шк., правила поведения д. уч-ся, режим уч. заведения, правила поведения в общественных местах.

Функции классного руководителя. Планирование воспитательной работы кл. рук-ля: перспективное, календарное, текущее

Кл.рук-ль – основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначенное директором шк для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт кл рук-ва сложился давно. В Росии до 1917 была введена должность классных наставников и кл. дам. Права и обязанности их определялись уставом. Во времена единой трудовой школы должность называлась групповодом. После переименования групп в классы появилась должность кл. руководитель

Функции:

- Аналитическая – изучение и анализ индивидуальных особенностей с помощью психолога. Изучение и анализ качества уч-ся в его развитии(беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия – она помогает выделить лидеров и изгоев)

- Организационно-координирующая – организация внеурочной деятельности; работа с учителями предметниками, психологом, соц. педагогом; индивидуальная пед.работа с социальным педагогом и психологом

- Коммуникативная – формирование позитивных в/отношений между детьми, управление в/отношениями в классе, формирование оптимальных отношений в системе учитель-ученик, в обучении учащихся установлении положительных в/действия с людьми

- Воспитательная –

Деятельность кл рук-ля осуществляется по следующим направлениям:Диагностикаколлектива,Целепологание,Проектирование,Организация развития и сформирования Д,Оценка достигнутого, корректировка

Важное место в этой системе отводится проектирование, планированию воспитательной работы.

Планирование – процесс определения воспитательных задач кл.рук-ля и средств их решения.

План воспитательной работы – перечень задач и дел с группой и отдельными учениками, а также с учителями класса, с психологами, родителями на определенный период времени.

Виды планов кл. рук-ля:

1. Перспективное планирование(год, полугодие, четверть)

Разделы плана:«сведения о классе» - количество учащихся, сведения о здоровье, поведения, успеваемости, занятия в кружках, сведения о семьях(можно вклсоц.паспорт); «психолого-пед-ая характеристика» - отражается уровень развития внутриличностных отношений, интересы и склонности детей, анализ результатов успеваемости,посещаемости, уровня воспитанности всего класса и отдельных учеников; «цельи задачи учебно-воспитательной работы» - задачи должны быть конкретны и охватывать все стороны воспит-ой работы: умственное, нравственное, трудовое.; «организационно воспитательные работы» - изучение учащихся, их семей; выбор актива класса; распределение обязанностей; работа с документами: личные дела, журнал, дневники учащихся; «содержание воспитательной работы»

Форма этого раздела может быть различной:

~ по основным сторонам воспитания: умственная, трудовая, нравственная, эстетическая, физическая

~ по видам деят-ти: познавательная, досуговая, нравственно-этическая, трудовая, физкультурно-оздоровительная

эти формы чаще всего заполняются по форме:

~ по тематическим периодам(на основе КТД – Иванова )

Наши рекомендации