Конфликт «педагог – педагог»

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:


соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;


поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;


создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.


Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

Я считаю, что учитель, который не избегает конфликтов, а стремиться их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:


в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы;


не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;

одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;

вся деятельность учителя сосредотачивается на процессе обучения и воспитания;

не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;

учить школьников умению учиться;

в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».

Опираясь на свой педагогический опыт работы, я убеждена, что конфликтами необходимо умело дирижировать, контролировать и управлять. Управление процессами конфликтов — это целенаправ­ленное воздействие на процесс конфликта с целью его изменения.

Управление процессами конфликтов строится на трех базовых понятиях: на­блюдение, воздействие и контроль. Наблюдение осуществляется на стадии, которая предшествует воздействию на конфликт. Здесь должны быть четко выделены не только факт наличия процесса кон­фликта, но и его специфика, структура, динамика, причины, вид, форма, сущность. Наблюдение за конфликтом имеет очень большое значение, так как от степени его объективности, своевременности и актуальности зависят все последующие действия. Целенаправ­ленное воздействие на процесс конфликта должно быть основано на всестороннем его анализе. Необходимо своевременно начать воздействие на процесс конфликта, стремиться достигнуть постав­ленных целей.

Большинство преподавателей, к сожалению, недостаточно внимания уде­ляют влиянию процессов конфликта на педагогическую деятель­ность. Зачас­тую бывает так: конфликт начинают «лечить» только тогда, когда обнаруживается, что он зашел слишком далеко. Я считаю, необходимо своев­ременно находить конфликты и принимать меры по их урегулиро­ванию. Отсюда следует вывод: прежде чем организовать определённые отношения, преподаватель должен продумать и разработать взаимовыгодные варианты общения, т.е. коммуникативная деятельность должна соответствовать новой дидактической модели и выступать в качестве системообразующего фактора. Это станет прочным фундаментом в построении позитивных взаимоотношений в педагогическом процессе.

Наши рекомендации