Глава 6. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей школе

6.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе

Семинар (от лат. seminarium - рассадник знаний) — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары про­водятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной про-, граммы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучаю­щимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, фор­мирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного круго­зора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и иссле­дованиями в избранной отрасли наук.

♦ практике работы высших учебных заведений в основном практику­-
ются три типа семинаров:

♦ способствующие углубленному изучению определенного систе­-
матического курса;

♦ помогающие изучению отдельных основных или наиболее важных
тем (проблем) курса;

♦ семинары исследовательского характера с независимой от лекций
тематикой (спецсеминары).

В зависимости от времени проведения указанные семинары подраз­деляются на промежуточные, рубежные и итоговые по темам и разделам курса.

Успех семинара, активность студентов на нем закладываются на лек­ции, которая, как правило, предшествует семинару. Лекционный курс, его содержательность, глубина, эмоциональность в значительной мере определяют уровень семинара. Если проблемы, поставленные на лекции, действительно заинтересуют обучающихся, они не пожалеют времени на самостоятельную работу и развернут на семинаре творческую дискус­сию. Главное, что обеспечивает успех семинара, — интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.

Исходя из того, что семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачисостоят в том, чтобы:

♦ углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

♦ проверить эффективность и результативность самостоятельной ра­боты студентов над учебным материалом в студенческой аудитории;

♦ выработать умение формулировать, обосновывать и излагать соб-
ственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды. .

Семинар '- активный метод обучения, в применений которого долж-

на преобладать продуктивно - преобразоватёльная деятельность студентов.

Он должен развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы,.умения составлять планы теоретических докладов, их тезисы , готовить развернутые сообщения и выступать с ними перед аудиторией, укаствовать в дискуссии и обсуждении.

Таким образом, семинар не сводится к закреплению или копированию знаний, полученных на лекции, его задачи значительно шире, сложнее и интереснее.

Раскроем особенности подготовки преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятця.

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педаго- гической и методической подготовки преподавателя, его организаторскои работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

Подготовка семинара начинается с изучения препрдавателем исходной документации, определения( уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, обьёме работ , который должен выполнить каждый его участник ,проблемах, которые следует поставить в лекции, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. План, выдаваемый студентам до проведения Семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.

В зависимости от избранной методики план может иметь различную
структуру., Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов ] выступают тема, дидактические и воспитательные цели занятия, органи-,
зационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рас-,
смотрению', темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная
литература. ,.

Учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре, состав-, Iляют основу плана. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны соответствовать следующим требованиям;

♦ быть проблемными до форме, т.е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия; охватывать суть проблемы — и в то же вре-
мя быть не слишком широкими, но строго очерченными в своих гра-
ницах; ' , ' , , |

♦ не Повторять дословно формулировок соответствующих пунктов
плана лекции и программы курса, учитывать научную и профессиональ­-
ную направленность .студентов;

♦ полностью охватывать содержание семинарской темы или тот ас­-
пект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы; в то же
время формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с
первоисточниками.

Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докла­дов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.

Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2-3. С этих же позиций необходимо ре­шать вопрос о: характере и объёме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной Литературы должны входить прежде всего первоисточни­ки, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, что к одному двухчасовому семинару обуча­ющийся может готовиться не более 4—6 часов и за это время прочесть, осмыслить и законспектировать не более 60 страниц текста, т.е. объем литературы, обрабатываемой студентами при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам тол­кает обучающихся на путь неглубокой и формальней подготовки.

Дополнительная литература рассчитана на боле подготовленных слу­шателей, особо интересующихся рассматриваемой проблемой. В список дополнительной литературы включают, как правило, монографии, ста­тьи из сборников и периодической печати. Объем дополнительной лите­ратуры должен быть также небольшим, посильным. Неплохо, если пре­подаватель на лекции упомянет об этой литературе; даст краткую харак­теристику, заинтересует слушателей.

В разделе плана семинарского занятия «Организационно-методические указания» обычно указывается порядок проведения семинара, про­должительность выступлений (докладов, сообщений) студентов, поря­док консультаций в период подготовки к нему.

В некоторых вузах существует положительная практика указания в плане семинарского занятия логических заданий к темам представляющих со­бой систему вопросов, ответы на которые студент должен найти при изучений первоисточника. Такие логические задания концентрируют вни­мание обучающихся на важнейших положений и выводах методологи­ческого характера при чтении первоисточники}

Кратко остановимся на особенностях работы преподавателя в период подготовки к семинару. Заблаговременная Выдача плана семинара — залог успешной подготовки к нему каждого студента. Если же к этому времени в лекции была поставлена рассматриваемая проблема, создана проблем­ная ситуация, вызван интерес, то это будет значительно активизировать подготовку обучающихся к очередному занятию.

Как известно, практическая работа каждого студента по подготовке к семинару включает четыре этапа.

На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому студенту следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источни­ки по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.

Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и оз­накомлению с рекомендуемой литературой.

Третий этап включает глубокое изучение источников.

Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную ра­боту с конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвес­ти его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные ци­таты и т.п.), составить план выступления.

На всех этапах студенты работают или под непосредственным руко­водством преподавателя (что особенно характерно для младших курсов), или в режиме консультирования.

На первом этапе подготовки обучающихся к семинару целесообразно провести коллективную установочную консультацию. В период углублен­ной работы студентов над рекомендуемыми источниками преподаватель, как правило, проводит индивидуальные консультации и собеседования. На этом этапе он контролирует подготовку основных докладов и сооб­щений, а также выступлений на предстоящем занятии.

На основе сложившегося представления о готовности обучающихся к семинару преподаватель? приступает к разработке (уточнению) рабочего плана (сценария) семинарского занятия. Это связано с тем, что реализа­ция познавательной цели в ходе семинара требует от него умелого мето­дического управления.

Как показывает опыт, ключевыми в построении такого сценария яв­ляются два принципа; принцип нарастания сложности проблемных задач на каждом занятии и на протяжении всего курса и принцип целевой сис­темности.

Некоторые педагоги считают, что рабочий план (сценарий) сковыва­ет преподавателя при проведении семинара. Однако это не совсем верно. Тщательная подготовка дает ему большие возможности оперативно ру­ководить семинаром, используя при любых ситуациях заранее заготов­ленный материал. Может быть, далеко не всё, что намечено и записано в сценарии, будет использовано педагогом, но наличие имеющегося ма­териала придаст уверенность и позволит свободно себя чувствовать при любых ситуациях.

В какую же форму целесообразно облекать методическую разработку, рабочий план семинара? Однозначного ответа на этот вопрос в педаго­гической литературе нет. По-видимому, целесообразна та форма, к какой привык сам преподаватель. Практика работы вузов тем не менее ре­комендует, чтобы рабочий план семинара или методическая разработка оформлялись в соответствии с принятыми в данном учебном заведении требованиями и включали титульный лист с выходными данными, всту­пительную, основную и заключительную части.

В рабочем плане семинара, как правило, отражаются содержание крат­кого вступительного слова преподавателя, примерное распределение вре­мени по вопросам и выступлениям, порядок отработки материала по вопросам, содержание заключительного слова.

Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового се­минара расчет будет различным. При этом преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется на вступительное слово (не более 5 минут); основной доклад одного из студентов (до 15—20 минут); выступления с мест (до 10 минут); постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, зак­лючительное слово по всему семинару (в пределах 25—30 минут).

Таким образом, на организацию, управление ходом семинара и под­ведение итогов в общей сложности расходуется около 25 процентов отве­денного учебного времени. Остальное время преподаватель распределяет в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов.

Порядок отработки материала по вопросам семинара составляет ос­нову содержательной части рабочего плана. В разработке именно этого раздела плана и проявляется творчество преподавателя.

Как Известно, порядок обсуждения вопросов плана может быть са­мым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, кото­рые ставятся перед данным занятием для группы обучающихся. В усло­виях вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.

При реферативно-докладной схеме по каждому вопросу вначале зас­лушивается реферат или доклад, подготовленный одним из студентов, а при вопросно-ответной - выступление одного из обучающихся (по вы­бору преподавателя), после чего организуется развернутая беседа. В сме­шанной форме по одному из вопросов заслушивается реферат (доклад), а по другим — выступления студентов (по их желанию). В конце обсуждения основной докладчик делает общее заключение.

Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискус­сии продумываете» преподавателем заранее, в рабочем плане намечают­ся соответствующие вопросы, примеры, сюжеты.

Важное значение в решении дидактических задач, определенных пре­подавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара.

Многие считают, что семинар начинается вступительным словом преподавателя. В действительности он начинается с проверки готовности обучающихся к занятию. Проверку можно проводить по-разному, в зависимости от формы: семинара и его организации. Некоторые преподаватели ограничиваются тем, что обращаются к студентам с вопрос сом о том, изучили ли они литературу, возникли ли у них вопросы - или просто спрашивают, кто не подготовился к занятию. Но они не учитывают особенностей, групповой психологии: не подготовившиеся
стесняются признаться, а преподаватель приходит к ложному заключе­нию, что все готовы. Нередко он попадает в еще более, неловкое поло­жение и бывает вынужден значительную часть времени потратить на «неясные» вопросы.

Конечно, если преподаватель хорошо знает группу, можно прямо спросить; «Кто не готов к занятию?» Это требование должно быть постоянным и твердым. В случае необходимости следует дать незамедлительную, жесткую и принципиальную оценку. Как правило, после одного-двух таких замечаний случаев неподготовленности студентов к семинару не бывает.

Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания.

Чтобы нацелить студентов на активное обсуждение вопросов темы,
вступительное слово (введение) должно отвечать следующим требованиям:

по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и курсом в целом;

подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с её практикой;

* указывать на связь с профессиональной подготовкой обучающихся;

* по форме демонстрировать предельный лаконизм, логическую строй­ность и тем самым обеспечивать высокий эмоционально-психологический
настрой.

Выступления студентов по вопросам семинара могут быть выполнены в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине осмысление рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.

Реферат - краткое изложение (в письменной или устной форме) со­держания изученных произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области.

Доклад и сообщение — краткое выступление студентов до одному из
рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного мате­риала.

Доклады студентов, основные выступления по вопросам плана семи­нара целесообразно произносить с кафедры. Выход на кафедру обязывает их к большей ответственности. Имеет смысл предоставлять кафедру и «официальным оппонентам» из числа студентов, если таковые назнача­лись. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места. Этим обеспечивается большая непринужденность, обсуждений идет живее, без траты времени на выход.

Дополнительные вопросы студентам — основное средство управления ходом семинара. С их помощью преподаватель направляет выступление
или дискуссий в нужное русло. Разумеется, он не должен злоупотреблять
дополнительными вопросами, но иметь их в своем рабочем плане необ­ходимо.

В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняю­щие, встречающие, наводящие и проблемные.

Уточняющие вопросы принуждают выступающего на семинаре конкре­тизировать сказанную мысль, четко и определенно сформулировать ее. Конечно, преподаватель задает уточняющий Вопрос лишь в том случае, когда слушатели не отреагировали на допущенный промах.

Наводящие, или направляющие вопросы выводят обсуждение или полеми­ку в нужное русло, устраняют нежелательные отклонения от проблемы.
В таких случаях особенно ярко проявляются такт й' методической мастерство преподавателя: '" ■

Встречные вопросы близки к постановке задач на самостоятельность
мышления, так как включают требования допблнител'ь'ного'аргу­
ментирования или анализа содержания отдельных положений. Они спо­
собствуют выявлению логических ошибок, возникших иЗ-за неточности
выводов докладчика. С этой целью преподаватель, обращаясь" к выступаю­
щему или Кб всей аудитории, может ставить следующие вопросы: Чем вы
докажете истинность своего довода? Какие дополнительные аргументы
вы можете привести для обоснования своего вывода? Все ли аргументы,
выдвинутые ваЩими товарищами, являются истинными; достаточны ли
они? Используя1 встречные вопросы, преподаватель может повысить ак­
тивность аудиторий- . . • •

Проблемные вопросы — это методические приёмы, используемые для углубления знаний;

Важное значение при проведении семинарского занятия имеет э/mflia
дискуссии и полемики. Как уже отмечалось, семинар - это метод обучен
ния, опирающийся на групповое мышление, отличительная чёрта' кбто-
рого — активизация коллективной мыслительной деятельности в рассмат­
риваемой области, нахождение неожиданных решений сложных научных
вопросов и проблем; '- • ' "• "''

В целях активизации семинарских занятий в ряде вузов используют методы, заимствованные из других видов учебных занятий. Это метбды рецензирования, анализа передового опыта, анализа текущих событий, задак, упражнений и практических заданий. ' '>'

Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских заня'-тий вносит предварительное распределение между обучающимися учеб' ных поручений. Каждый студент, например, в ходе занятия мбжет -высту­пить в роли докладчика, содокладчика,'оппонента, рецензента1 й др!Хох

рошие результаты в активизации интереса студентов в семинарском занятии дает введение игрового момента «лицевой счет»: все выступления, дополнения, вопросы и ответы обучающихся, а также другие формы участия в семинаре поощряются заранее определенным дифференцированным количеством баллов. После подведения общих итогов суммы набранных баллов переводятся в обычные оценки.

Роль педагога на семинарском занятии творческая и не может быть заранее во всех деталях обозначена и исчерпана инструктивными указаниями. Однако практикой выработан ряд правил-советов, которые можно рекомендовать преподавателям вузов.

Первой и основной заботой является создание на семинаре непринужденной, раскованной обстановки свободного обсуждения поставленных вопросов. Важно, чтобы студент, выступая на семинаре со своей собственной, подчас спорной, точкой зрения, был уверен, что преподаватель и товарищи правильно поймут его, благожелательно отметят успех или тактично подвергнут критике. Поэтому при обсуждении поставленных проблем руководителю семинара не следует торопиться с высказыванием своей точки зрения. Только когда обнаружится неспособность обучающихся прийти к правильному выводу, педагог обосновывает его.

Успех семинара всегда зависит от активности студентов, поэтому вторая обязанность преподавателя — всеми мерами развивать и поощрять её. Рекомендуется настойчиво внушать обучающимся мысль, что активность — это не только выступления и дискуссии, но и умение слушать. Студентов необходимо убеждать, что умение слушать - не менее важное качество, чем умение говорить.

Важно добиваться внимательного и критического отношения обучающихся к выступлениям товарищей. Для этого надо всячески нацеливать их на то, что содержательный анализ выступления, доклада или реферата имеет не меньшую ценность, чем сам доклад или реферат. Во всех случа­ях следует добиваться свободного выступления студентов при наличии постоянного контакта с аудиторией. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, смотреть в аудиторию, а не в потолок и не по сторонам.

Педагогу целесообразно внимательно слушать каждого выступающего и делать заметки в рабочей тетради. Эти заметки в дальнейшем использу­ются при подведении итогов семинара и в заключительном слове. Во вре­мя доклада и выступлений студентов преподавателю, за редким исклю­чением, не следует вмешиваться с замечаниями и поправками. Это, ко­нечно, не значит, что нужно невозмутимо слушать все, что говорится.

В каких случаях целесообразно вмешиваться в речь выступающего? Прежде всего тогда, когда он явно уходит от обсуждаемого вопроса, го­ворит не по теме, не по существу, исходит из неверных позиций, допус­кает искажение действительности, ошибки, фактические вольности или невольно заблуждается, становясь на опровергнутые наукой позиции.

Можно прервать студента и тогда, если он повторяется и никак не мо­жет закончить выступление.

Уровень методического мастерства и теоретической подготовки пре­подавателя на семинаре проявляется в том, как он направляет обсужде­ние вопросов в ходе занятия, как вовлекает обучающихся в творческую дискуссию, т.е. как умеет организовать развернутую беседу.

В ходе семинара педагогу рекомендуется смотреть на того, кто высту­пает, но, по возможности, ни словом, ни мимикой не раскрывать своего отношения к слабым местам повествования, чтобы не вызвать замешатель­ства. Удачные моменты выступления желательно поощрять взглядом, кивком головы и другими приемами. Стихийно возникшую в ходе семина­ра дискуссию нужно уметь использовать в интересах разрешения основ­ной проблемы.

Вопросы, возникшие в ходе семинара, по возможности должны разре­шаться самими студентами. Только в крайнем случае преподаватель эту задачу берет на себя. Он должен подавлять в себе соблазн самому отве­тить на затруднительный вопрос до тех пор, пока не исчерпаны все воз­можности аудитории.

В любой семинарской группе складывается актив, готовый выступать всякий раз на каждом семинаре, и довольно содержательно. Такой актив — опора преподавателя, но его лучше всего иметь в «стратегическом резер­ве», используя в наиболее ответственные моменты семинарского заня­тия.

Таким образом, суть методической тактики руководителя семинара имеет ряд задач:

♦ создать непринужденную, раскованную обстановку в аудитории и на этой основе организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам плана семинара;

♦ всеми мерами развивать и поощрять активность обучающихся, доби­ваться их внимательного и критического отношения к выступлениям това­рищей;

♦ обеспечивать проблемную постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной жизни;

♦ добиваться свободного выступления студентов, способности к логическо­му анализу и оценке своих выступлений и выступлений товарищей по группе.

Семинар, как и любой другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств наглядности и иллюстративного материа­ла. Опыт многих преподавателей вузов свидетельствует о том, что только с помощью средств наглядности удается достигать высокой степени эмо­ционального воздействия на обучающихся.

Из средств наглядности чаще всего используются плакаты, компью­терные изображения и слайды, изготовленные на специальных прозрач­ных поверхностях, диафильмы (диапозитивы), видеозаписи и т.п. Они могут служить графической опорой для логического мышления обучающихся, облегчать усвоение сложных абстрактных научных понятий, дисципли­нировать выступающих и способствовать экономии учебного времени.

Заключительное слово преподавателя определяется содержанием се­минара и может содержать:

♦ оценку выступления каждого студента и группы в целом;

♦ оценку уровня обсуждения вопросов в целом;

♦ краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение;

♦ ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в
ходе семинара;

♦ оценку сильных и слабых сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает;

♦ рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;

♦ пожелания по подготовке к очередному семинару.

Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль - предельно сжатой. В речи не должно содержаться назиданий и поучений. Методическое мастерство, такт и интеллект преподавателя наиболее рельефно отражаются именно в заключительном слове.

Наши рекомендации