Применение метода проектов при обучении гуманитарным и естественно-математическим дисциплинам

Метод проектов на примере урока «Иностранный язык»

Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.
Главная идея состоит в следующем:
1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно;
2. Деятельность строиться иногда не в русле учебного предмета.
3. Лозунг этой деятельности: " Все из жизни, все для жизни".
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.
Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.
Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
Учащимся предлагается также к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы.
Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта.
Например, если начинается изучение темы “Города США”, то учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет “По городам США”.
Эта форма работы очень нравится учащимся. Вот что они написали об этом в своих отзывах:
– "Я могу больше общаться со своими товарищами".
– "Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!"
– "Это здорово и весело!"
– "Мы многое узнаем, друг о друге, учимся уважать мнение других".
– "Приходится много думать, читать, ходить в библиотеки, иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно!"
– "Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто".
Метод проектов – личностно–ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
– прочное и глубокое усвоение знаний;
– высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
– высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
– умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
– сплочение детского коллектива;
– мотивация коллективных достижений.
Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:
– низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
– перегрузка учителей и учащихся.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Заключение

Научное обоснование педагогических возможностей развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, обусловлено актуальной потребностью современного информационного общества и развивающейся образовательной практики в подготовке выпускников школ, способных ориентироваться в чрезвычайно сложных, динамичных социально-экономических условиях. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В рамках моей работы содержательно расширена теоретическая база проблемы развития познавательной активности старшеклассников на основе метода проектов, осуществлено обогащение понятийного поля проблемы за счет углубления содержания основных понятий исследования, определяющих специфику функционирования разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, реализующая комплекс педагогических условий.

Проектная деятельность учащихся рассматривается как форма индивидуальной или кооперативной познавательной деятельности, предполагающей разработку и реализацию личностно и социально значимого продукта, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной активности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в проектах различного типа (исследовательских, творческих, ролевых, информационных, прикладных и др.), учитывающих их индивидуально-личностные особенности.

Теоретический анализ научной литературы позволил конкретизировать представления о развивающем потенциале на основе метода проектов учащихся на основе выделения ее существенных признаков: творческий (оптимальное решение проблемы проекта, применение и оценка оригинальных способов решения теоретических и практических задач), исследовательский (наличие основных этапов, характерных для научного исследования), интерактивный (сотрудничество участников проекта с окружающим социумом), социальный характер (проект опирается на жизненный опыт учащегося, результаты проекта нацелены на применение в реальной жизненной практике), самостоятельность участников (ученик выступает как субъект учения, самостоятельно осуществляющий целеполагание своей деятельности) на всех этапах проектирования.

Развитие познавательной активности старшеклассников на основе метода проектов обеспечивается в содержательном плане за счет актуализации содержания проблемной ситуации проекта, различных источников информации, используемых учащимися в процессе проектирования, а также содержания итогового проекта; в организационном плане – за счет сочетания индивидуальной и групповой, классной и внеклассной организационных форм обучения.

Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся показали, что стихийное развитие познавательной активности у учащихся старших классов в образовательном процессе школы наблюдается и при обычных условиях, однако при отсутствии специальных педагогических условий данный процесс протекает медленно. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования предложенной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности включает в себя: педагогическое стимулирование на основе метода проектов учащихся; организацию совместной деятельности участников проекта; создание проектной группы, характеризующейся взаимодополнительностью (согласованность ролей, гибкость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников проекта) и высоким ценностно-ориентационным единством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных условиях деятельности); педагогическое сопровождение, предполагающее создание ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

Для старшеклассников создание учебного проекта является предпочтительным вариантом самостоятельной работы. В проектной деятельности их привлекает ее активный творческий характер, исследовательская свобода, реализация потребности в общении, качество получаемых знаний (их глубина, жизненная значимость и др.), интенсивное развитие различных способностей и умений (исследовательских, творческих, коммуникативных и др.), возможность представить результаты проекта на школьных экзаменах, конференциях.

Таким образом, ходе исследования доказано, что развитие познава-тельной активности старшеклассников на основе метода проектов будет более успешным, если будут реализованы одновременно все выделенные педагогические условия

Список литературы:

1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников [Текст] / З.А.Абасов // Сов. педагогика. – 1989. – №7. – С.40-43.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335с.

3. Акбашева, Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.Ш.Акбашева; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2000. – 215с.

4. Амиров, А.Ф. Научно-методическое проектирование и реализация инновационного образовательного процесса в вузе [Текст]: моногр. / А.Ф.Амиров. – Уфа: Изд-во Восточный университет, 2006. – 140с.

5. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А.Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.

7. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных техно-логий, 2003. – 608с.

8. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2004. – 365с.

9. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст] / О.С.Анисимов. – М.: Экономика, 1991. – 416с.

10. Арефьев, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С.Арефьев. – М.: Политиздат, 1984. – 230с.

11. Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П.Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 139с.

12. Асадуллин, Р.М. Информационные модели и системы в современном образовании [Текст]: учебно-метод. пособие / Р.М.Асадуллин, Д.А.Давыдов, Р.Г.Шарафиев; М-во образования и науки РФ, БГПУ, АТН РФ. – Уфа: БГПУ, 2006. – 198с.

13. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в обучении [Текст]: учеб. пособие / К.Ш.Ахияров, Ю.П.Правдин. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1988. – 80с.

14. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254с.

15. Бабурина, В.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся в процессе дидактического мониторинга [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.В.Бабурина; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского. – Пенза, 2004. – 163с.

16. Баймурзина, В.И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах [Текст] / В.И.Баймурзина. – Уфа: Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. – 160с.

17. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342с.

Приложение 1

Наши рекомендации