Особенности развития скаутского движения
Скаутский метод История мирового скаутинга Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», в 1909 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания).
Зародыши идеи скаутинга появились при осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром.
На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда. СовременностьВ настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:
• Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
• Патрульная система или система микрогрупп.
• Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
• Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.
• Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
• «Обучение через дело» — метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
• Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.
8. Олимпийские игры древности. Они устраивались в честь бога Зевса один раз в четыре года, начиная с 776 года до нашей эры. На время Олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков «священный мир» , в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию (место, где проводились общегреческие спортивные соревнования) были безопасны.
Проходили олимпийские игры в течение всего 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные – спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. До 472 года до нашей эры состязания проходили в один день. В программу Олимпийских игр в классическое время (5-4 вв до н. э. ) входили соревнования в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба) , кулачный бой, прыжки в длину марафон. Попутно шли соревнования «мастеров искусств» , в том числе глашатаев – на силу голоса и мощь легких.
Выступать могли лишь полноправные граждане греческих полисов, позднее – также и римляне. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Победители соревнований (олимпионики) награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись. В качестве призовых они награждались кувшинами с оливковым маслом – в огромных количествах. В своих родных городах олимпионики получали важные экономические и политические привилегии, в честь них возводили статуи, их прославляли в стихах.
Распорядителями и судьями игр были избираемые из граждан области Элида элленодики. Олимпийские игры были отменены с победой христианства римским императором Феодосием I в 394 году. Победитель в соревнованиях был один – ни «серебра» , ни «бронзы» не было. Тем ценнее была победа. Самыми популярными считались следующие олимпийские дисциплины: пентатлон (пятиборье) , панкратион (кулачный бой) и гонки на колесницах. Спортивный комплекс в Олимпии вмещал в лучшие времена до 40 тысяч зрителей! Главных судей, элленодиков, было 10. Они следили за соблюдением устава Игр. Уличенных в подкупе атлетов карали штрафами и били палками. Попадало как дающему, так и принимающему взятку. На штрафы воздвигались статуи Зевса.
Бегуны выступали абсолютно голыми. В панкратионе и борьбе соревнование продолжалось до тех пор, пока одного из бойцов не признавали победителем. Для этого поднимали вверх его правую руку. Руки кулачные бойцы обматывали кожаными ремнями. Величайшими чемпионами Олимпийских игр считались Леонид Родосский и Милон Кротонский. Первый завоевал 12 побед на 4 олимпиадах в 164-152 гг. до н. э. Борец Милон, ученик знаменитого Пифагора, 6 раз удостаивался лаврового венка. Феаген Фазосский выиграл 1400 венков в кулачных боях
Периодизация ФК
История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.Предмет ИФК – изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период – история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й период – история физической культуры средних веков (феодальный строй); 3-й период – Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).Курс ИФК состоит из трех частей:1) история ФК и спорта зарубежных стран;2) история ФК и спорта на территории России;3) история современного спортивного и олимпийского движения.При изучении истории физической культуры используют следующие источники:1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.Методы изучения истории физической культуры – исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.Формирование элементов физической культуры в первобытном обществе.Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя.В истории первобытного общества выделяют три периода:1) раннеродовой;2) развитый родовой;3) позднеродовой.Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, т.е. появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п.На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду. Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи своиформы и виды упражнений. У австралийцев – игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, т.е. первых спортивных сооружений, а также двух типов школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным). Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.