Профессиональная карьера и профессионализм

Вступление человека в юношеский возраст ставит перед ним вопрос: какую профессию выбрать? Как выстроить свою карьеру?

Карьера, в широком понимании этого слова, означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности. Под трудовой карьерой понимается индивидуальная последовательность важнейших перемен в трудовой деятельности человека, связанных с изменением его положения на вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест [11].

Карьера представляет собой результат осознанной позиции и трудового поведения человека, связанный с должностным или профессиональным ростом. Профессиональная карьера - это рост знаний, умений, навыков работника. В менеджменте выделяют 5 этапов карьеры работника (табл.10)

Таблица10.

Характеристика этапов карьеры

Этап карьеры Возрастной период Краткая характеристика
Предварительный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности.
Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков
Продвижение До 45 лет Профессиональное развитие
Завершение До 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены
Пенсионный После 65 лет Занятие другими видами деятельности

Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Поэтому следует отличать этап карьеры – временной период развития личности от фазы развития профессионала – периода овладения деятельностью (табл. 11).

В зарубежной практике в менеджменте выделяют следующие фазы развития профессионализма:

• фаза оптации (человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор). Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;

• фаза адепта (человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее). В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс;

• фаза адаптации (привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит к производственной работе "как ключ к замку";

• фаза интернала (опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии);

• фаза мастера (работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, представляющие затруднения для других работников);

• фаза авторитета(мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами - в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;

• фаза наставничества (авторитетный мастер своего дела, в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, которым он передает свой профессиональный опыт) [12].

Вопросам профессионализма в педагогической деятельности уделено достаточно много внимания (Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и другие).

Под профессионализмом чаще всего понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда - это и особое мировоззрение человека.

Наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое, но не достаточное условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Общим и бесспорным является то, что в процессе становления профессионализма у человека формируется особый, «профессиональный», тип личности, отличающийся от личности человека, не являющегося профессионалом в данном виде деятельности. Профессионализм представляет собой не статическое (единожды заданное, неизменное), а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека. В процессе овладения профессиональной ролью профессионально-важные качества субъекта труда развиваются, складываются приемы их компенсации, деятельность приобретает качественно новые характеристики

А.К.Маркова выделила пять уровней профессионализма:

• Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторые виды работ, не обладая качествами профессионала. Не овладев нормами и правилами профессии, он действует как новичок. дилентант, не достигает в труде высоких и творческих результатов.

• Профессионализм. Человек последовательно усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции. Затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Такой человек сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный овладев нормами и правилами профессии, он действует как новичок, дилетант, не достигает в труде высоких и творческих результатов творческий труд. Усвоив нормы профессии, добивается в ней достаточно высоких результатов, начинает самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивает в себе профессионализм.

• Суперпрофессионализм. Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в самых высоких достижениях и успехах. Человек превращается в творца, мастера, новатора, в профессионала высокой квалификации, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма работника наиболее существенно влияет на прогресс общества в целом.

• Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На уровне псевдопрофессионализма человек обычно достаточно активно трудится. Но при этом мы видим определенную деформацию в становлении его как профессионала. Либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность, т.е. допускает брак в работе, либо внешне кипучая трудовая деятельность маскирует отсутствие профессионализма. Бывает, что человек заклинивается на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личное развитие. Случается, что работник исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели личного преуспевания в ущерб другим людям. Все это характеризует отсутствие профессионализма.

• Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его по-своему. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом достижений, ошибок и неудач. Этот уровень может человеку дать возможность обрести новые грани профессионализма, помощь и духовное обогащение других людей [8].

Выделенные А.К.Марковой уровни профессионализма соотносятся с уровнями, которые представлены в менеджменте. Для лучшего восприятия они представлены в таблице 11 .

В профессии педагога понятие профессионализма часто связывают с понятием педагогического мастерства и выделяют разные его уровни. Традиционно сложилось выделение трех уровней.

• Нормативный уровень характерен для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.

Таблица 11.

Этапы становление профессионализма

Этапы карьеры Становление профессионализ-ма в менедменте Становление профессионализма (по А.К.Марковой) Степень проявления творчества
Окончание профессиональной деятельности • Пенсионный • Завершение   • фаза наставничества   Послепрофессионализм: • эксперт (+) • «профессионал в прошлом» (-)  
Человек в профессиональной деятельности • Продвижение • Становление • фаза авторитета • фаза мастера Суперпрофес-сионализм (мастерство) Творческий уровень
• фаза интернала   • фаза адаптации Профессиона- лизм Преобразующий, продуктивный уровень
Вхождение человека в профессию • Предварительный   • фаза оптации   Допрофессионализм Реподутив-ный уровень (базовый, нормативный)

• Преобразующий уровень качества предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.

• Творческий уровень - в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.

При анализе различных концепций становится ясно, что понятия мастерства, профессионализма являются в работах многих авторов либо полностью взаимозаменяемыми, либо наслаивающимися, имеющими много общего в своём семантическом ядре.

Наши рекомендации