Педагогическая система К.Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) – выдающийся русский педагог, основоположник русской научной педагогики, реформатор школы, создатель педагогической антропологии. Главные работы: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «О народности в общественном воспитании».
После окончания юридического факультета Московского университета К.Д. Ушинский пробует себя на педагогическом поприще: профессор Ярославского камерального училища, инспектор Гатчинского сиротского института, Смольного института благородных девиц. Ушинский был весьма значимой фигурой в российском обществе, сам царь Александр II предложил ему стать воспитателем царских детей. К.Д. Ушинский отказался, мотивируя тем, что пока в России не беспокоятся о просвещении народа, он не может принять это предложение.
Главными направлениями творчества Ушинского были: борьба за преобразование русской школы и разработка русской науки о воспитании. Он стоял у истоков создания русской народной школы, написал для нее уникальные учебники «Детский мир» и «Родное слово». Работая в Смольном институте благородных девиц, он первым в России осуществил реформу женского образования. К.Д. Ушинский внес существенный вклад в создание системы педагогического образования, предложив свой проект учительской семинарии и проект высшего педагогического образования через открытие в университетах педагогических факультетов.
Основным принципом педагогической системы К.Д. Ушинского был принцип народности, который фактически отсутствовал в системе российского образования XIX века. Исходя из этого принципа, он выдвигал следующие требования: всемерно развивать сеть начальной народной школы, которая, по его мнению, должна стать фундаментом всей системы образования в России; создавать свою национальную систему воспитания и образования, а не копировать западные модели образования; сделать родной язык центральным предметом школьного образования; в воспитании подрастающего поколения первостепенное внимание уделять формированию таких нравственных качеств, как народность и патриотизм; широко использовать в учебно-воспитательном процессе народную педагогику.
Цель воспитания по К.Д. Ушинскому – духовное развитие личности, которую можно достичь, опираясь на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера. Применительно к России главными принципами воспитания он считал народность, христианскую духовность, науку.
Главным научным открытием в педагогике стало создание
К.Д. Ушинским педагогической антропологии, смысл которой соединить педагогику с науками, изучающими человека, и выводить закономерности воспитания из закономерностей развития человека. Из всех антропологических наук, считал К.Д. Ушинский, для педагогики самое большое значение имеют физиология и психология.
Педагогику он рассматривал как науку и искусство. Как наука она изучает прошлое и настоящее, а как искусство она творит то, чего еще нет. В этом смысле он рассматривал педагогику как высшее из всех искусств.
Решая проблемы дидактики, К.Д. Ушинский первым в истории педагогики объединил цели формального и материального образования, считая одинаково важным в процессе обучения как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями. Предвидя проблему роста научных знаний, он разработал принципы отбора учебного материала, которые являются актуальными и сегодня: соответствие содержания школьного образования уровню развития науки; важность и значение для жизни человека знаний, сообщаемых в школе; учет возрастных особенностей детей при построении школьных курсов; народность, т.е. усиленное изучение родины в школе.
К.Д. Ушинский разработал новаторскую концепцию обучения как активной познавательной деятельности учащегося под руководством учителя. «Учение есть труд серьезный и ответственный, и школа должна разделить труд учителя и труд ученика, требовать, чтобы по возможности дети трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом», – считал выдающийся педагог.
Строить обучение, полагал К.Д. Ушинский, нужно на учете возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Он создал классическое учение об уроке, определив его отдельные виды.
Не отделяя обучение от воспитания, К.Д. Ушинский отдавал приоритет воспитанию, протестовал против негуманного отношения к детям, использования телесных наказаний. В содержание нравственного воспитания он включал формирование таких качеств, как народность, патриотизм, гуманизм, честность, трудолюбие, дисциплинированность. Средствами нравственного воспитания он считал процесс обучения, личный пример, убеждение, педагогический такт, поощрение, упражнения.
К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения, написал капитальный научный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», не имевший себе равного в мировой педагогической литературе.