Классификация тренинговых технологий

Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных ус­тановок; опору на положительные качества собеседника и при­знание его достоинств.

В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того поло­жительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнера) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда.

Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.

Различают тренинги индивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по временным масштабам – короткие, средние и тренинги-марафоны.

Далее можно выделить следующие виды тренингов:

– по области смежности наук: социально-педагогические, психолого-педагогические и психофизиологические;

– по методическим формам: тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.

– по методическому подходу: манипулятивные, гуманистические, социально-реалисти­чес­кие, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.

В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения. При этом направленность психологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимодействие с внешним миром). В соответствии с этим тренинговые технологии делятся на перцептивные, коммуникатив­ные, когнитивные, психоаналити­ческие, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактивные, трансперсо­нальные и др.

По социальной направленности: коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.

Коммуникативные тренинги. Наиболее распространены в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Они базируются на представлении, что большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.

Механизмом изменения человека выступает объективизация поведения. Человек в естественных жизненных ситуациях ведет себя зачастую неадекватно, то есть не в соответствии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожела­ниями, с ожиданием партнера. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приемы закрепляются в проигрываемых в группе по­добных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, способствуя развитию коммуникативных умений человека.

Разновидностей тренинга коммуникативности довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ори­ентиров по расширению коммуникативной компетентности лич­ности.

Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег.

Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вариантов пове­дения, необходимых руководителям: мотивация подчиненных, делегирование полномочий и др.

Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время перего­воров.

Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать по­веденческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, пре­дупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.

Когнитивные тренинги включают упражнения по диагностике, развитию и коррекции разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН), предметных учебных умений, сознательной саморегуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.

Можно выделить и группу чисто педагогических (учебных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагающие повторение, закрепление (репродуктивное и творческое) в знаковой и двигательной памяти каких-либо паттернов. Примеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устного счета, черчения, произношения и т.д.

Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ориентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.

Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию учащихся. При этом развиваются как адаптационные способности ребенка (сензитивности, самоопределения, здоровья, защищенности и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкурентоспособности, самовыражения, самовоспитания, саморегуляции и др.).

Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии. Техники социального тренинга в большей степени направлены на отработку общих проблем и приемов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть в большей степени ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуляции посредством обратной связи с группой.

В социально-ролевых тренингах часто применяются игровые эле­менты, способствующие раскрепощению группы, снятию напряже­ния, созданию доброжелательной атмосферы.

Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, об­рести уверенность в своей уникальности.

Применяются и элементы психодрамы – психотерапевтического метода (Дж. Морено), который исполь­зует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в группе. Следует учитывать психотерапевтичес­кий характер психодрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значимые для человека жизненные ситуации, конфликты, мо­жет приводить и к негативным последствиям в руках не очень чутко­го и неопытного ведущего. Здесь необходимо руководство опытного психолога.

Психотерапевтическая деятельность и тренинги, которые впервые возникли в дефектологии применительно к вариантам аномального разви­тия.

Термин «кор­рекция» подразумевает целе­направленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое со­стояние в соответствие с нор­мой. Это означает внешнее, по­стороннее вмешательство.

Если речь идёт о тренингах развития самосознания или личностного роста, то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.

Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.

Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.

  Тренинговые технологии    
 
  По организации  
         
  Индивидуальные   Межличностные   Групповые (командные)   Межгрупповые
Самоорганизация
Ориентация на клиента Организация других
  По временным масштабам  
       
  Короткие   Средние   Тренинги-марафоны
  По целевым аспектам  
               
  Диагнос­тические   Обучаю­щие   Воспиты­вающие   Развиваю­щие   Коррек­ци­онные   Терапевти­ческие   Саморегу­ляции
  По характеру смежности областей наук о человеке  
         
  Социально-психологические   Социально-педагогические   Психолого-педагогические   Психофизиологи­ческие
  По методическим формам  
                 
                                                                                                         
  Игра   Дискус­сия   Упраж­не­ние   Экспли­ка­ция   Этюд   Психо­драма   Ситуа­ция   Тест
  По методическому подходу  
       
  Манипулятивные   Социально-реалистические   Рефлексивные
  Гуманистические   Трансцендентные   Нерефлексивные
  По научным механизмам объяснения  
                   
  Интрапсихические            
         
    Перцептив­ные   Когнитивные   Гештальт-тренинг   Трансактного анализа   Психоаналити­ческие
                   
  Поведен-                  
                                                                                                                       
  ческие                  
  Коммуникатив­ные   Бихевио­раль­ные   Интерак­тивные   Трансперсо­нальные   Психодрама   НЛП   Тренинг умения   Двигатель­ный тренинг
  По социальной направленности  
       
  Коммуникативные   Когнитивные   Социализации
  - сплочения (коллективизма) - эффективных коммуникаций - лидерства - делового общения - управления конфликтами - межличностного взаимодействия - толерантности   - самопознания (диагностики) - самосознания - личностного роста (личностные) - индивидуального стиля - формирование ОУУН - саморегуляции (воли) - предметных учебных умений   - сензитивности (защищенности) - социализированности (здоровья, конкурентоспособности) - важнейших жизненных навыков - самоутверждения (успешности) - самоопределения (уверенности) - самовоспитания (обучающие) - самовыражения (имиджа) - адаптационный - социально-ролевые
                                                                       

Рис. 36. Классификация тренинговых технологий.

Наши рекомендации