Сущность педагогической инноватики, ее цель, объект, предмет

Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании занимается наука «Педагогическая инноватика», выполняющая функцию педагогической связи времен.

Педагогическая инноватика– наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям каче­ства их образования.

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности. В предмет педагогической инноватики входит также система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования – учащихся, педагогов, администраторов.

Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности.

Различают два типа образования: «поддерживающее» и «инновационное».

«Поддерживающее» образование – процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, его сохранение и наследование. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер и может в лучшем случае обеспечить преемственность социокультурного опыта, а не его развитие и трансформацию.

Инновационное образование – процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует стремление у будущих специалистов внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику и т.д. с целью создания нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя и, как результат – улучшение качества жизни.

Сравнительная характеристика поддерживающего и инновационного образования приведена в таблице:

Признаки поддерживающего образования Признаки инновационного образования
· стержнем выступает классический тип научной рациональности, сложившийся в XVII - XIX в.в., акцентирующий внимание на объекте познания, на получении объективно истинного знания о мире; · формируется механистическая и детерминистическая картина мира, определяющая и поддерживающая преимущественно технократическую культуру мышления; · преобладание методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы; · искусственная (формальная) соотнесенность социально-гуманитарной и научно-технической составляющих содержания образования, практическая разорванность духовности и профессионализма. · его системы ценностей. · включаются и начинают доминировать неклассический и постнеклассические типы научной рациональности, включающие познающего и действующего субъекта, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий его бытия и социальных последствий его деятельности; · формируется культура системного мышления; мировоззрение, направленное на гармонизацию отношений человек – общество - природа; · содержание и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности человека - способности создавать то, о чем может не знать даже преподаватель; · формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма.  

Между «поддерживающим» и «инновационным» образованием существует определенная связь, обеспечивающая их преемственность. Элементы одной модели органично входят в другую модель.

С целью более глубокого раскрытия понятия «инновационного образования» кратко представим его тезаурус.

Новшество (педагогическое) – некая идея, метод, средство, технология или система, нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое.

Нововведение – это продукт освоения и внедрения новшества.

Исследователь нововведений Н.И. Лапин отмечает, что уже этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества. Однако Н.И. Лапин отмечает, что нововведение и новшество – отнюдь не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшеств.

Понятие «нововведение» синоним понятия «инновация».

Под инновациямипонимаются нововведения, целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров.

Инновация в образовании – это изменение, направленное на улучшение развития воспитания и обучения.

Новшества внедряются в ходе инновационного процесса. Инновационный процесс – процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Инновационный процесс реализуется в процессе инновационной деятельности.Под нею понимается комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

В любой педагогической инновации объектом исследования выступают изменения в образовательных процессах конкретных людей-учеников, студентов, специалистов, которые повышают квалификацию и др. Это главное требование педагогической инноватики в еегуманистическом понимании. Именно этим педагогическая инноватика отличается от иного рода инноватики, не имеющей педагогической природы.

Что касается других наук, объектом которых также является образование, в том числе инновационное, следует четко отделять их от педагогической инноватики именно по специфическому для них предмету. Например, личностные изменения инноваторов, психологические факторы сопротивления нововведениям изучает психология. Уровень соответствия нововведений ожиданиям социума, определение необходимых регионам специализаций и профилей обучения рассматривают социологи. Экономисты разрабатывают системы внедрения механизмов финансирования в сферу образования. Менеджеров заботит роль вузов и школ в подготовке кадров, владеющих технологией организации деятельности. Педагогическая инноватика направлена на решение задачи поиска и осуществления таких изменений в образовании, которые приведут кповышению его качества и/или приближению к новым актуальным для общества целям.

Чтобы отличить педагогическую инноватику от других педагогических дисциплин, сравним ее предмет с предметом дидактики – науки об обучении.

Имея сходный объект, эти две науки различаются предметами. Так, предметом дидактики является взаимодействие преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности ученика). Эта связь описывается такими атрибутами обучения, как цель, задачи, формы, методы, средства обучения, система контроля. В педагогической инноватике предметом является не столько обучение, сколько его изменение под воздействием вносимых новшеств.

Наши рекомендации