Основы формирования двигательных умений и навыков
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»
Курсовая работа
Влияние ОФП на формирование двигательных умений и навыков, на развитие физическиз качеств баскетболистов среднего школьного звена.
Выполнил: Баранов Р.С. студент 2 курса 2 «Б» группы
специальности 050141 «Физическая культура»
Руководитель: Смирнова К.С.
Шарья 2015
Введение …………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы влияния ОФП на формирование двигательных умений и навыков в баскетболе.
1.1. Основы формирования двигательных умений и навыков….5
1.2. Развитие физических качеств у баскетболистов среднего школьного звена……………………………………………………………10
Глава 2. Методические основы формирования двигательных умений и навыков у баскетболистов.
2.1. Средства формирования двигательных умений и навыков…..15
2.2. Методы формирования двигательных умений и навыков……16
Заключение…………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………..20
Введение
Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств че-ловека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается сла-бой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических осо-бенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигры-вая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические качества можно разделить на простые и сложные.
Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляе-мых в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная качественная особенность двигательного действия.
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми спо-собствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и си-ловая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплиниро-ванности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нрав-ственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формиро-ваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частно-сти баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъяв-ляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уро-вень развития физических качеств.
Баскетболист сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координиро-ванный, быстро мыслящий на площадке.
Глава 1. Теоретические основы влияния ОФП на формирование двигательных умений и навыков в баскетболе.
Основы формирования двигательных умений и навыков.
Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, програмированного обучения и др.)
Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщённых положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность – цель – «достижение успеха».
Преподаватель, преступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.
Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.) , от которых так же зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М. Богена (1985), называются основными опорныпи точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).
Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.
Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:
Зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
Логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, обьяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
Двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.
Освоение изучаемого двигательного действия в целом.К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е., те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приёмы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшить качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведения до автоматизма, переходит в двигательный навык.
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышци-антогонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравни тельно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначи телен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незамет ных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств. Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).
3.Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по степенно. Вначале навык не претерпевает качественных измене ний, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих си лах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на рушаются сложные координационные отношения между движе ниями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исче зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто рений он быстро восстанавливается.
4.Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически про- должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспита нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе ренос навыков. Положительный перенос — это такое взаимодействие навы- ков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго- товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж- дения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифферениировочным торможением в центральной нервной системе. Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель- ной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель ука- зывает ученику тс основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает. Закономерности переноса двигательных навыков следует стро- го учитывать при определении последовательности (очереднос- ти) освоения техники разнообразных движений, особенно в та- ких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.