Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме
Рассказ широко применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей (в частности, продолжительность рассказа до 10 минут в начальных классах и до 30 минут в старших).
Можно выделить четыре основные задачи метода рассказа при его применении в воспитательной работе:
- ознакомить с теми или иными фактами, событиями;
- вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа;
- раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;
- представить образ героя повествования, образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
3.2.Беседа.
Как метод воспитания беседа используется с давних времен. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.
Беседы могут проводиться на этическую, эстетическую, познавательную тематику.
В зависимости от объекта они могут быть коллективными и индивидуальными.
Индивидуальная беседа проводится с целью:
- выяснить с учеником какой-либо вопрос без присутствия его товарищей;
- довести до сознания ученика неправильность совершённого проступка.
Для индивидуальной беседы должна быть создана благоприятная обстановка: удобное помещение, отсутствие третьих лиц, доверительное отношение учителя, спокойный тон общения.
Если беседа проводится после совершённого проступка, то следует:
- проводить её не сразу, а несколько отсрочив;
- корректно задавать вопросы;
- не обвинять ученика в том, чего на самом деле не было (только лишь на основе подозрений);
- не подвергать сомнению искренность ребёнка;
- выявлять и учитывать мотивы поступка;
- добиваться, чтобы ученик принял оценку поступка, данную учителем.
Коллективная беседа проводится с целью нравственного, правового, эстетического и т.д. воспитания детей на основе:
- прочитанного литературного материала;
- увиденного или услышанного художественного произведения (картины, музыки и т.п.);
- собственного опыта учителя или учащихся и т. д.
Для того, чтобы беседа была эффективной, следует руководствоваться правилами её построения:
1. Вопросы должны быть чётко сформулированными, хорошо продуманными. Всякая беседа предполагает вывод. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы подвести воспитанников к этому выводу.
2. Сформулировав вопрос, учитель должен продумать и грамотный ответ на него.
3. В ходе беседы нужно внимательно выслушивать ответы учеников и правильно на них реагировать.
4. В конце беседы формулируется общий вывод или правило.
3.3. Разъяснение.
Разъяснение – метод, раскрывающий содержание тех или иных требований к ребёнку или содержание поступков, явлений, событий.
Разъясняемые поступки могут иметь как положительную, так и отрицательную характеристику. Особую сложность для воспитателя составляет разъяснение сути отрицательных поступков. Педагог Т.А. Ильина рекомендует при этом следующие приёмы:
А) раскрыть значение поступка в его сравнении с другим аналогичным поступком, оценка которого является понятной и бесспорной (взял без спроса вещь – украл);
Б) подвести поступок под общий моральный принцип, значение которого не вызывает у ученика сомнения (уважай старших, не обижай младших и т.п.);
В) проанализировать проявившуюся в поступке черту характера (не одолжил книгу – пожадничал);
Г) проанализировать объект, с которым был связан поступок (каким был стол – каким он стал).
3.4. Дискуссии и диспуты.
К методам формирования сознания личности относятся также дискуссии и диспуты, хотя их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и социальной активности воспитанников.
Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Предполагается, что в познавательной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.
В отличие от дискуссии диспут не требует определенных и окончательных решений. Этот метод, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут в наибольшей мере соответствует возрастным особенностям старшеклассника, который характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, подтверждающие его ошибочность. В свою очередь, диспут учит мужеству отказаться от собственной ложной точки зрения во имя истины.
Тему диспута могут подсказать сами ученики («Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни?» «Откуда берутся равнодушные?» и т.д.)
Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся.
Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Накануне диспута можно провести анкетирование по теме.
В ходе диспута настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Наиболее общее назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений, поэтому официальных выводов и решений диспут не предусматривает.
3.5. Лекция