Идеи просветителей Западной Европы о воспитании и обучении и их влияние на практику образования

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.

Джон Локк (1632-1704)

Англия - родина просветительства. Д. Локк - английский философ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сыном классового компромисса 1688 г. ». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхождения государства.
Воспитание джентльмена ("Мысли о воспитании" -1693) - необходимая программа для обоснования права нового человека управлять государством.
Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству.
Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек.
Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлексия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к успешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.
С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.
Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм).
Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов.
Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.
Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»)
Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).
В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.

Джон Беллерс (1654-1725)

Дж. Беллерс - английский экономист, социальный реформатор, утопист. По его мнению, всеобщее вовлечение граждан в труд ведет к росту благосостояния страны. В «Проекте учреждения рабочего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства» изложил пути изменения общества путем трудового воспитания, которое рассматривал во взаимосвязи с физическим и умственным развитием. Считал физический труд наиболее полезным для человека и общества. Такое образование все - бедные и богатые, люди разных возрастов - могли бы получить в воспитательно-образовательных учреждениях, совмещающих промышленное предприятие и школу. Его концепция воспитания была основана на принципе: «Не трудящийся да не ест!».

Томас Пейн (1737-1809)

Т. Пейн - просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции. Название его философского трактата «Век разума» стало синонимом эпохи Просвещения. В «Правах человека» выдвинул идею бесплатного всеобщего обучения. Считал, что не просвещение масс приведет к социальным преобразованиям, а социальные изменения создадут условия для равноправного свободного образования.

Франсуа де Фенелон (1651-1715), Шарль Роллен (1661-1741)

Ф. дё Фенелон, Ш. Роллен - французские предшественники просветительства, отразили в своих произведениях педагогические идеи деятелей общины монастыря Пор-Рояль, оплота янсенизма (движение янсенизма во Франции включало в себя борьбу за новую организацию школ, против практики иезуитской школы. Концепция приближается к идеям Р. Декарта о господстве разума над авторитетом) во Франции. Новый подход янсенистов к задачам школы опирался на философские идеи нового времени Р. Декарта. Организация школ была близка идеям Я. А. Коменского.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

Ш. Л. Монтескье в «Духе законов» (1748) предложил заменить сословную школу системой демократического национального образования, воспитанием на идеалах конституционного государства. Его публикация положила начало борьбе за новые институты воспитания и образования.

Просветительское движение. Энциклопедисты

Абсолютизм во Франции в XVIII веке приходил к упадку (со времени правления Людовика XIV). Тогда же разворачивается просветительское движение. Великой французской революции предшествовала долгая идеологическая борьба, оплотом которой явились просветители. Во главе просветительства почти 30 лет стоял Вольтер. Передовые люди критиковали существующий строй, власть религии и церкви, были пропагандистами нового мировоззрения.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - совместный многотомный труд французских просветителей под редакцией Д. Дидро, превратившего первоначально задуманную как словарь энциклопедию в мероприятие огромной политической и культурной важности, монументальное произведение общенационального значения. Цель: пропаганда нового естественнонаучного мышления, критика идеологии феодализма.
В создании «Энциклопедии» участвовали Э. Кондильяк, Ж. Л. Д'Аламбер, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. -Ж. Руссо.
Теория «просвещенной монархии» - вера в разумное правление просвещенного монарха на благо народа, государства, монархии.
Спор о пределах возможностей воспитания, начатый Дж. Локком, продолжили К. А. Гельвеции и Д. Дидро.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.
Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).
Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.
В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание.
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).

Просвещение в Северной Америке

Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа заставляло государственных деятелей заниматься вопросами просвещения и образования.

Бенджамин Франклин (1706-1790)

Б. Франклин - ученый в области экономики, естествознания, философии, литературы, член Российской академии наук. Основатель учебных заведений. Говорил о необходимости такого образования, которое учило бы самостоятельно учиться. Возражал против ранней профессионализации в школе. Критиковал схоластическую систему образования, утверждая, что человек должен знать законы объективной реальности, что образование должно ориентироваться на потребности действительности, быть связанным с экономикой и культурой. По его проекту в 1751 г. в Филадельфии была открыта «Академия», состоящая из трех школ: классической, математической и английской, где предоставлялось право выбора типа образования.

Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

И. Г. Фихте - философ, представитель немецкого классического идеализма, педагог, профессор Иенского университета, профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях признает огромную роль человека как познающего мир и действующего. Возглавил группу немецких педагогов-просветителей, предложивших ряд проектов по созданию единой светской школы, общественно полезного обучения. Цель воспитания - развить цельного человека, для чего необходимо развивать у него волю и любовь к добру, творческую деятельность, создающую образы добра. Воспитание не мыслится им вне национальности. Основную роль в образовании отводил государству, которое таким образом создает для общества полезных граждан.

Фридрих Август Вольф (1759-1824)

Ф. А. Вольф - уделял внимание реорганизации гимназии, которая должна давать одновременно классическое образование и «современное», содержанием которого были бы практически полезные и необходимые знания.

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

В. Гумбольдт - немецкий филолог, философ, государственный деятель. Реформатор гимназического образования. Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Написал «Идеи к опыту», «Язык и философия культуры». Разработал общие принципы организации общественного воспитания, предлагал передать управление школой государству, ограничить изучение религии. Изъял гимназии из ведения церкви. Видел основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.

Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790)

И. Б. Базедов - основатель педагогического течения филантропизма. Выступал за связь школьного образования с жизнью, за религиозный нейтралитет школы. Цель школы — подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни. Видел воспитание в единстве умственного, нравственного и физического. В 1774 г. открыл первое принципиально новое учебное заведение -филантропин, в котором обучение было связано с природой, жизнью. В содержание образования были включены новые языки, философия, мораль, математика, естествознание, история и др. Важное значение в содержании образования придавал ручному труду.

Наши рекомендации