Этическая защита в педагогическом общении
1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и
этические принципы
Отношения «учитель - ученик, преподаватель - студент» - достаточно серьезная педагогическая проблема. Совместная деятельность педагога и учеников, которой они заняты во время учебного процесса, казалось бы, должна снять проблему общения. Но этого не происходит, так как во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.) Суть проблемы общения в умении «сопрягать» эти разные духовные миры.
ОБЩЕНИЕ.Данное понятие психологи определяют как:
• «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности...» (Краткий психологический словарь / Под ред. Л. В. Петровского [48]),
• «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности» (Н. И. Конюхов [45]),
• «связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого» (М. В. Гамезо, И. А. Домашенко [16]).
• «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания» (Педагогическое речеведенье: Словарь-справочник).
Вступая в общение, человек несет в себе [93]:
- сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию,
- стиль поведения в общении,
- стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться,
- намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания,
объективного оценивания,
- сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение,
внушение, подражание.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.Это «...многоплановый процесс организации установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [74]. Не случайно Ш. Амонашвили обратил внимание на эту многоплановость: «Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания».
Педагогическое общение - это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту? Это означает:
- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем,
- интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху,
- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Основные функциипедагогического общения [65]:
• информационная,
• социально-перцептивная,
• самопрезентативная,
• интерактивная,
• аффективная.
Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень).
Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника.
Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий.
Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, называющей чувство уважения, симпатии, бла-
годарности.
В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности.
С точки зрения этической стороны общенияакцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это такие функции, как [122]:
• «открытие» ребенка на общение - пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя,
• «соучастие» ребенку в процессе общения - данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я»,
• «возвышение» ребенка в процессе общения. Функция «возвышения» -такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и благодаря духовным и физическим усилиям совершить восхождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать восхождению - значит формировать нравственные качества личности школьника (стремление стать добрее, смелее, решительнее).
Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н. Е. Щурковой (см.: Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М-., 1998).
Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать:
- закономерности общения,
- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения,
- методику изучения общения и межличностных отношений,
- основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.
Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками [109]. Это принципы:
- ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
- паритетности взаимоотношений,
- уважения труда познания ученика,
- уважения неудач и слез ребенка,
- уважения тяжелой работы роста,
- уважения самобытности ученика,
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
- оптимальной требовательности и уважения,
- опоры на положительное в ребенке,
- компромиссности спорных решений.
Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.
Л.В. Калашникова в книге «Психология труда учителя» (1988), исследуя психологический механизм оптимального педагогического общения, указывает, что в ходе его реализуется ряд психолого-педагогических задач.
Общение
Позволяет максимально ис- Обеспечивает управление Создает благоприятный
пользовать личностные осо- детским коллективом микроклимат
бенности учащихся