Структура целостного педагогического процесса

Как отмечалось ранее, педагогический процесс как система характеризуется составом (т.е. тем из чего состоит) и структурой (т.е. связями между частями). Структура (от лат. struktura – строение) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. В предыдущем параграфе уже говорили, что педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Следовательно, целостный педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннего и гармоничного развития личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Цель педагогического процесса детализируются в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируются в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесённой целью и условиями её реализации. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели. Динамика педагогического процесса, прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой.

Основные аспекты целостности педагогического процесса отражаются в содержательном и организационном планах. В содержательном плане целостность педагогического процес­са обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развиваю­щих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобрета­ет свойство целостности, если обеспечивается единство лишь от­носительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанни­ков по поводу содержания образования, усвоение которого по­следними - цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками содержания образова­ния без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают пред­метные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называют также организационным, организационно-деятельностным, организационно-управленческим.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.

Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов.

Целостность педагогического процесса характеризуется внутренним единством его компонентов, их связанностью, высокими результатами в развитии, образовании и социализации учащихся.

Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Таким образом, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт выносится в качества личности, это новое качественное образование, а не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития. Его главное интегративное, как динамической системы - способность к выполнению соци­ально обусловленных функций. Однако общество заинтересова­но в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уров­ню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в це­лостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического про­цесса, характеризующее высший уровень его развития, резуль­тат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическо­му процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непре­рывно происходят движение, преодоление противоречий, пере­группировка взаимодействующих сил, образование нового каче­ства.

Целостный педагогический процесс предполагает такую орга­низацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалан­сированное воздействие на все сферы личности: сознание, чув­ства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эс­тетическими элементами, вызывающая положительные пережи­вания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству про­цессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное све­дение в единый поток механически вырванных частей из едино­го целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между це­лостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Заключение

Выполнены поставленые задачи курсовой работы:

Раскрыто понятие системного подхода, системный подход в педагогике. Любой объект педагогического исследования можно представить в виде системы. При этом системные свойства педагогического объекта не обусловлены свойствами составляющих его элементов, поскольку они являются определенным результатом протекающих внутри него интегративных процессов. В педагогике под системой принято понимать комплекс взаимодействующих между собой элементов, связей и отношений между объектами.

Выявлена сущность педагогического процесса как динамической педагогической системы, даны основные характеристики. Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Определен принцип целостности – основы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса – система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность. Все принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Раскрыта структура целостного педагогического процесса. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса. Реализация ценностного, процессуального и результативного аспектов образования осуществляется в их единстве. Под закономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность – с прочностью, доступность – с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до анализа результатов.

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа воспитывающего и развивающего обучения.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри системы, иначе принципы теряют определенность, корректность и превращаются в общие положения, несомненно, верные, но не дающие конкретных ориентиров.

В курсовой работе выполнена цель исследования - изучен педагогический процесс, и его структура.

Таким образом, цель, поставленная в курсовой работе достигнута, исследования завершены, поставленные задачи решены.

Список использованной литературы

1. Александров Г.Н. Основы теории принятия педагогических решений как упорядочивающая различные оптимизационные подходы в педагогике методических трудов, Том 1, Владикавказ, 1998.

2. Артюшина М.В. Психология деятельности и учебный менеджмент: учебник / М.В. Артюшина, Л.М. Журавская, Л.А. Колесниченко. - М.: Просвещение, 2008. – 336 с.

3. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

4. Ахтаева Н. Модель системно-психологической подготовки преподавателя вуза.// Поиск. - 2008. - №1. – С.321-328.

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

6. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1984. - 672 с.

7. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – Москва: Высш. шк., 1989.

8. Беспалько, В.П. О возможности системного подхода в педагогике / В.П.Беспалько // Педагогика. - 1990. - № 7. - С. 7-13.

9. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. –М: Наука, 1973. – 270 с.

10. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. – CПб. : Питер, 2000. – 401 с.

11. Галиев Т.Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса.– Алматы: Гылым, 1998.

12. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Москва: Знание, 1972. Вып. 1. – 72 с.

13. Козаков В. А. Психология деятельности и учебный менеджмент: учебник / В. А. Козаков. - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.

14. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Сов. педагогика.- 1990.- № 6. – С.76-81.

15. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. - Ленинград: ЛГУ, 1980.-172с.

16. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- С.13.

17. Куракин А.Т., Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания //Сов. педагогика. 1970.- № 10. –С. 96-106.

18. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.

19. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. - Казань: ТГЖИ, 1993. - 88с.

20. Махмутов М.И. Работает ли урок на реформу // Сов. педагогика. 1987 -№5.-С. 60-69

21. Панчешникова Л.И. Проблемы методической подготовки будущих учителей //Сов. педагогика. 1988. № 10. –С. 80-85.

22. Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество, 1998

23. Педагогика / под редакцией Щукиной. –Л.: Печатный Двор, 1966

24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособ. / Смирнов С. А., Котова И. Б. - М.: ИЦ ''Академия'', 2010. - 512 с.

25. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед./ Под ред.П.И. Пидкасистого. – М.: Пед.об-во России, 2010. – С. 471-475.

26. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576 с.

27. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999.

28. Поляков В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф дисс. ... д.п.н. – Москва, 1979.

29. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведенный / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. - М.: Издательский центр ''Академия'', 2008. - 576 с.

30. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М. : Школа-Пресс, 2009. – 512 с.

31. Шадиев Н.Ш. Теория и практика подготовки студентов к профориентационной работе школьников. – Автореф.дисс. ...д.п.н. - Москва, 1983. - 45с.

32. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш.ю учебн. заведений / Т.И, Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. -М.: Изд.центр «Академия», 2006 – 384 с.

33. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: УРСС, 1997. - С. 412. - 444 с.

[1] Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. –М: Наука, 1973. –С.13

[2] Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - С. 204.

[3] Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. – CПб. : Питер, 2000. –С.101.

[4] Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М. : Школа-Пресс, 2009. –С.102

[5] Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Сев.Осет.гос.ун-т им.К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. – С.32.

[6] Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». – М.: СИНТЕГ, 2000, С.124.

[7] Батышев С.Я. Производственная педагогика. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1984. - С.41

[8] Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- С.13.

[9] Беспалько, В.П. О возможности системного подхода в педагогике [Текст] / В.П.Беспалько // Педагогика. - 1990. - № 7. - С. 7-13.

[10] Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш.ю учебн. заведений / Т.И, Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. -М.: Изд.центр «Академия», 2006 –С21.

[11] Александров Г.Н. Основы теории принятия педагогических решений как упорядочивающая различные оптимизационные подходы в педагогике методических трудов, Том 1, Владикавказ, 1998. – С.5

[12] Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М.: УРСС, 1997. — С. 412. — С.8

[13] Александров Г.Н. Основы теории принятия педагогических решений как упорядочивающая различные оптимизационные подходы в педагогике методических трудов, Том 1, Владикавказ, 1998. – С.7

[14] Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студ. высш.ю учебн. заведений / Т.И, Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. -М.: Изд.центр «Академия», 2006 –С.9

Наши рекомендации