Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности
Основные тезисы:
Чувство ответственности является одним из важных моральных чувств, регулирующих межличностные отношения. Содержит в себе: отношение к другому, отношение к себе и своим обязанностям, комплекс мотивационных чувств, таких как доброжелательность, чуткость.
Ответственность не возникает сама по себе, а воспитывается целенаправленно. Основой ответственности является добросовествное выполнение требований и заданий, чувство коллективизма.
Чувство ответственности формируется на базе эмоционального отношения - расположенности к окружающим – взрослым и детям, переживания значимости своих действий. Начальные формы ответственности (исполнительность, инициативность) – возникают на основе симпатии и сочувствия.
Основное средство воспитания чувства ответственности – система требований и заданий. Решающее значение имеет общественно полезная деятельность, осознание ее важности.
Очень важна мотивация одобрения, похвалы, награды. Эмоциональная форма задания также активизирует деятельность ребенка.
В старшем дошкольном возрасте ответственность предполагает и настойчивость, терпение, целеустремленность, преодоление трудностей, добросовестность. Мотивацией становится не только оценка других, но и самооценка результатов деятельности. Формируется также такой регулятив, как стыд (возникает при неудовлетворительном результате наряду с огорчением, смущением).
Как педагогический прием в поручениях должна присутствовать доверительность, деловое отношение, замена жестких воздействующих обращений (приказ, распоряжение, указание) более мягкими (предложение, просьба, совет).
Важным способом развития чувства ответственности является выполнение коллективных заданий с реализацией совместных целей. В этом случае формируется ответственность за порученное дело перед коллективом сверстников.
Как личностное качество ответственность является регулятором деятельности и поведения людей. Степень ее развития определяет отношение человека к общественным нормам, своим обязанностям, выбор им жизненной позиции и правильной линии поведения. Высокий уровень ответственности предписывает личности принятие социально значимых норм, принципов как должных, осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами и предъявляемыми требованиями, необходимость отвечать за свои действия, поступки.
Ответственность возникает не сама по себе. Она зарождается очень рано, еще в дошкольном возрасте и берет начало в добросовестном выполнении детьми требований взрослого, коллектива сверстников и развивается в процессе воспитания, по мере того как ребенок вступает во многообразие связей и зависимостей от общества, от других людей.
В педагогических и психологических исследования (3. Н. Борисовой, К. А. Климовой, В. К. Котырло) показано, что ответственность детей, начиная со старших дошкольников,— не случайное, эпизодическое явление, а относительно стойкое образование — формирующееся качество. Она проявляется во взаимоотношениях с окружающими людьми (родителями, воспитателями, детской группой) при оказании с их стороны значимого для ребенка доверия и предъявлении к нему определенных требований. Принятие их во многом зависит от эмоционального отношения дошкольника ко взрослому или сверстникам, от характера их взаимоотношений. Эмоциональная расположенность ребенка к близким людям побуждает его к ответственному выполнению заданий и распоряжений. Дошкольник охотно и с радостью откликается на просьбы людей, взрослых и сверстников, которых он любит и уважает.
В повседневной жизни детям приходится делать и то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого приходится отказываться от чего-то интересного и приятного, преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Вот почему психологи считают, что в ответственности уже на этапе дошкольного детства реализуется способность детей регулировать свое поведение. Уровень этой способности обусловлен отношением ребенка к требованиям, заданиям взрослого или сверстников и сформированностью у него определенных механизмов управления собой. Однако, какизвестно, даже у старших дошкольников механизмы саморегуляции развиты недостаточно. Поэтому интерес к заданию, к процессу его выполнения — важный стимул для повышения уровня произвольной регуляции поведения ребенка.
Воспитание ответственности у дошкольников предполагает формирование у них способности самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении распоряжений и заданий, важность которых они осознали, предусматривает активизацию у дошкольников переживаний удовлетворенности и неудовлетворения по поводу выполнения обязанностей и результатов общих дел, включает развитие готовности ответить за качество выполненной работы.
Основным средством формирования ответственности в условиях дошкольного учреждения является система требований и заданий. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Программа воспитания в детском саду уже с младшей группы предусматривает выполнение детьми подобных заданий,— например: принести новому воспитаннику игрушку, помочь воспитателю сложить книги, открыть няне дверь, когда она несет посуду, помочь накрыть на стол, собрать для игр каштаны, осенние листья, покормить рыбок и т. д.
Трехлетний ребенок, как известно, еще не умеет руководить собой, своим поведением, но, заинтересованный поручением близкого человека, стремится выполнить его. Конечно, малыши еще не понимают необходимости выполнения задания, часто воспринимают его, как игру. Однако уже на данном возрастном этапе проявляется готовность заинтересованно принимать поручения взрослого, что уже является предпосылкой развития ответственности. Наблюдения показали, что некоторые младшие дошкольники, заинтересованные в задании, способны уже выполнить его на уровне исполнительности. Под исполнительностью как одним из уровней развития ответственности дошкольника понимаем принятие ребенком поручений, просьб, требований окружающих как должных и тщательное их выполнение с соблюдением заданного способа. У детей исполнительность носит еще ситуативный характер, зависит от многих факторов. Поэтому доведение порученного дела до конца даже при отсутствии заботы о качестве является Для трёхлетнего ребенка своего рода достижением. Этот уровень мы обозначили как условное подчинение обязательности заданного.
Интерес к заданию, определяющий уровень его выполнения младшим дошкольником, может быть вызван новизной поручения, ощущением своей причастности к важному делу взрослых, подражанием действиям других детей, а также положительной оценкой воспитателя или родителей. Обеспечивая эмоциональное приятие детьми порученного дела, мотивация активизирует формирующиеся механизмы их произвольной регуляции. Это помогает ребенку подчиниться распоряжениям взрослого и выполнить его поручение достаточно успешно.
Наиболее актуальной для младших дошкольников является мотивация, ориентирующая на получение поощрения-награды или похвалы взрослого. Чтобы повысить эффективность ее воздействия на ребенка, задание следует предлагать в яркой эмоциональной форме: «Дети, постарайтесь аккуратно накрыть на столы. А Буратино посмотрит, как вы это сделаете, и сядет обедать за тот стол, где ничего не будет упущено и все будет аккуратно и красиво».
Ориентация на оценку взрослого создается предупреждением: «Когда ты выполнишь задание, я посмотрю, все ли ты правильно сделал». Как оказалось, для некоторых малышей уже значима и мотивация, побуждающая их сделать что-то приятное близким людям. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Благодарные отклики малышей, их эмоциональный подъем не оставят ребенка равнодушным. Впоследствии, желая повторить приятные переживания, ребенок будет стремиться старательно выполнять поручения.
С каждым годом содержание поручений усложняется, возрастает их социальная значимость. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают атрибуты для игр, поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо.
Как отмечает Е. И. Кульчицкая, «одного «приучения» помогать кому-то и этим выражать любовь к нему явно недостаточно. Необходимо чувство заботы о другом, чувство сопереживания, сострадания». И действительно, чем ближе к сердцу принимает ребенок интересы группы. близких людей, чем очевиднее для него общественная сторона его труда — польза, которую он приносит окружающим, тем серьезнее, ответственнее дошкольник относится к заданиям.
В отличие от малышей исполнительность шестилетнего ребенка (классифицируемая нами как средний уровень развития ответственности дошкольника) уже достаточно осознанна. Он понимает и может объяснить, почему надо стараться выполнить задание хорошо — «чтобы помочь уставшей маме», «чтобы не огорчать воспитателя», «чтобы порадовать маленькую сестричку».
Добросовестных детей старшего дошкольного возраста отличают от младших дошкольников еще и настойчивость, терпение, целеустремленность, проявляемые ими при столкновении с трудностями. Они обращаются за помощью только после неоднократного приложения самостоятельных усилий, не увенчавшихся успехом. Прилежание старших дошкольников включает в себя и отношение к результатам собственной деятельности, к оценке ее окружающими. При неудовлетворительном качестве работы, а также при замечаниях и порицаниях взрослых или сверстников они огорчаются, смущаются, испытывают недовольство собой, стыд.
К старшему дошкольному возрасту у детей начинает формироваться более высокий уровень ответственности — уровень инициативных действий, когда, выполняя порученное дело, они стремятся увеличить объем работы, усовершенствовать способ действий, предложенный взрослым.
Активизация гуманных чувств детей — одно из условий, повышения их ответственности. Важно, чтобы дошкольник, сумев предвосхитить события (представить затруднительное положение близкого человека, ожидающего помощи, посочувствовать ему), поспешил выполнить просьбу, поручение. Такое представление создается у ребенка, когда взрослый умеет убедить, что товарищ (взрослый) нуждается в поддержке: «Помоги Оле помыть кисточки, чтобы она могла скорее закончить дело и вместе со всеми слушать сказку. Если ты не поможешь, ей будет обидно». Такое словесное описание позволяет ребенку не только представить последствия выполнения или невыполнения порученного дела, но и перенести на себя и пережить чужое эмоциональное состояние, что, как правило, побуждает к добросовестному и ответственному выполнению задания.
Однако не все дети могут самостоятельно представить последствия для окружающих людей формального, небрежного выполнения ими задания. Поэтому очень важно обращать их внимание на ситуации, когда в результате небрежного отношения к работе кого-то из детей страдают остальные, например: кому-то из ребят досталась плохо промытая, склеенная кисточка, которой невозможно рисовать, кому-то не было положено необходимое для занятия пособие, кто-то отказался помочь другому. При этом взрослый должен зафиксировать внимание дошкольников на затруднительном положении «пострадавшего», на его эмоциональном состоянии (огорчился, обиделся, расплакался), подчеркнуть, что, плохо выполнив свои обязанности, дежурный подвел своего товарища. Делая замечание ребенку, небрежно выполнившему задание, важно вызвать у него чувство смущения, вины: «Дети очень огорчатся, увидев как небрежно и некрасиво ты расставил игрушки на полках». Пережив неприятные ощущения неловкости, стыда, дошкольники будут стараться избежать их в последующих аналогичных ситуациях.
Важно также акцентировать внимание детей на хорошо, тщательно выполненной работе, которая приносит окружающим не только существенную пользу, но и повышает их настроение, доставляет радость: «Мама очень обрадуется, когда увидит, какую красивую открытку ты для нее сделал». Работа, переживаемая дошкольниками как значимая, нужная близким людям, не только вдохновляет их на добросовестное ее выполнение, но и делает их отзывчивее, добрее.
Как известно, развитию гуманных чувств ребенка способствует любящее отношение к нему близких взрослых (родных, воспитателей). Забота, внимание взрослого к ребенку вызывают у негоне только чувство привязанности, симпатии, но и стремление ответить тем же. Известно, что если между педагогом и воспитанником складываются доверительные, теплые отношения, то ребенок становится более восприимчивым к слову взрослого, более внимательным и предупредительным к нему. Если дошкольник спешит рассказать воспитателю о себе, своих близких, своих впечатлениях, переживаниях и при этом ожидает от него соответствующего отклика, сопереживания. то это означает, что ребенок любит взрослого и доверяет ему.
К установлению теплых взаимоотношений со взрослым особенно тяготеют застенчивые, робкие, боязливые дети. Они нуждаются в эмоциональной поддержке воспитателя, в его понимании и сопереживании, но не всегда могут самостоятельно установить контакт со взрослым. Если воспитатель доброжелателен, чуток по отношению к таким детям, они отвечают глубокой привязанностью и особым доверием. Каждое поручение любимого воспитателя стараются выполнить как можно лучше. При этом пользуются не только заданными способами, но и проявляют элементы инициативы, творчества, демонстрируя высокий и средний уровни ответственности.
Для повышения заинтересованности старшего дошкольника в качественном выполнении общественно значимого дела важно, чтобы поручение рассматривалось им как знак доверия, как награда, личная обязанность. При этом необходимо создавать эмоциональную, доверительную атмосферу, поощрять ребенка к достижению определенного результата: «Я доверяю тебе это задание, уверена, что ты выполнишь его быстро, аккуратно, правильно и не подведешь меня», «Я решила поручить это задание тебе, зная, что ты любишь трудиться и выполнишь его хорошо». Доверительное отношение взрослого вызывает у детей готовность сделать все, чтобы оправдать доверие, повышает не только их эмоциональную отзывчивость, но и чувство ответственности.
В процессе формирования чувства ответственности у дошкольников прослеживается активизация гуманных чувств: доброты, сочувствия, сердечности. При ответственном выполнении ребенком порученного дела обязательно, прямо или косвенно, проявляется его забота об окружающих, стремление сделать что-то приятное, полезное для них. Ответственность как формирующееся качество приобретает нравственную, социальную направленность и имеет особое значение в становлении детских взаимоотношений, прежде всего в условиях жизни ребенка в обществе сверстников, их совместной деятельности, направленной на решение задач, важных для всей детской группы или других людей.
Включение дошкольника всовместную трудовую деятельность помогает ему прочувствовать и осознать значительность своей роли, обязательность подчинения общепринятым нормам, пробуждает ответственность за конечный результат общего дела. Это сближает детей, порождает положительные взаимоотношения между ними, способствует появлению чувства товарищества в работе.
При выполнении коллективного задания, как и в ролевых играх, возникает много ситуаций, когда приходится поступиться своими желаниями или прийти на помощь сверстнику, выручить его. От этого порой зависят нормальный ход и конечный результат работы. Правильно организованная совместная деятельность учит дошкольников действовать в интересах коллектива, воздерживаться от эгоистических поступков, сочетать инициативу с дисциплиной. И чем больше развито чувство ответственности у ребенка, тем больше он ориентирован на партнера, сочувствует ему по поводу неудач, затруднений, помогает их преодолеть.
Важное условие повышения коллективной ответственности — выдвижение воспитателем общей цели, объединяющей старания, активность детей, направляющей к преодолению препятствий, к получению результата. Помимо основной цели, совместная деятельность предъявляет участникам конкретные задачи и требования относительно качества исполнения.
В коллективном детском труде содержатся значительные воспитательные возможности, при условии правильно, тщательно продуманной его организации. Первоначальная задача воспитателя — раскрыть детям смысл совместной практической деятельности, ее общественную направленность. Рассказывая дошкольникам о различных профессиях, воспитатель должен акцентировать их внимание на том, что люди трудятся вместе, сообща, на благо общества, что они объединены в трудовые коллективы, что их согласованные, взаимосвязанные действия направлены на достижение общего результата. Все стремятся выполнить работу наилучшим образом, так как от труда каждого зависит успех общего дела.
Поручая детям коллективное задание, следует разъяснить необходимость их объединения. Важно, чтобы дошкольники понимали: сложную, большую по объему работу лучше выполнять всем вместе, дружно. Только тогда с ней справишься своевременно и успешно. Воспитательный эффект совместной деятельности усиливается, если дети осознают ее полезность для окружающих. Постепенно осознавая свою взаимосвязь друг с другом в коллективном труде, дети проявляют готовность прийти на помощь товарищу, выручить его. Таким образом, ответственность дошкольников за общие результаты способствует формированию у них ценных качеств — умения действовать на пользу другим, согласовывать свои действия с общепринятыми нормами, правилами, привычки считаться с окружающими.
Тщательно продуманная педагогом, коллективная деятельность активизирует у дошкольников ответственность за общий результат. Здесь уже не существует разделения на «свою» и «чужую» части работы. Возрастает понимание зависимости общего успеха от вклада каждого. Это способствует развитию более тесного взаимодействия между участниками трудовой кооперации, побуждает их советоваться друг с другом, сообща решать, как лучше выполнить порученное. Движимые чувством заботы об успехе общего дела, дети проявляют внимание друг к другу и требовательность, тщательно проверяют качество выполненной работы, не пропускают малейшей ошибки, неаккуратности. При этом взыскательность сочетается с чуткостью.
Можно сделать выводы, что формирование чувства ответственности у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием нравственных чувств (симпатии и сочувствия к людям). Начальные формы ответственности (исполнительность, инициативность) возникают на основе этих чувств. Вместе с тем формирование ответственности у дошкольников, в свою очередь, активизирует у детей проявление заботы, доброты, отзывчивости, сопереживания. Атмосфера доверия, максимальное использование детской совместной деятельности обеспечивают успех воспитательной работы. Результатом ее будет усвоение, детьми моральных норм ответственности, основанных на принципах гуманности.
Литература:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. М., 1985.
2. Воспитание гуманных чувств у детей (В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская и др.) – К., 1987.
3. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – К., 1983.
4. Малахов В. Етика: Курс лекцій: Навч. посібник. – К., 2001.
5. Моральне виховання дітей дошкільного віку: Методичний посібник. – К., 1976.
6. Петерина С.В. Воспитание культурі поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
7. Основы этической культуры : Книга для учителя. – М., 1999.
8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1986.
Практикум