Технологические основы для построения систем учебных занятий
Начальным этапом конструирования системы занятий по определенной теме или разделу является выбор технологической структурной основы этих занятий. Возможны следующие типы таких структур:
1. Последовательная структура. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. Данная структура оптимальна для традиционной классно-урочной формы обучения.
2. Блочная структура. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «погружения».
3. Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные концепты всей темы: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации. Концепты предлагаются учителем, а также могут составляться учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучныи подход к изучению единых образовательных объектов.
4. Однородная деятельность. Учебные занятия по теме проводятся на основе одной ведущей деятельности, например, практикум по эксперименту или решению задач, когда вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определенный вид деятельности. Выбранный вид деятельности предполагает многообразие способов ее осуществления. Например, ученики могут решать задачи индивидуально, парами, в группах, составлять их самостоятельно и выносить на коллективную защиту, решать задачи во время олимпиад и т.д. Образовательной доминантой в данном случае выступает предметная деятельность учеников, содержание материала оказывается вторичным и вариативным.
5. Групповая работа. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая — по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.
6. Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.
7. Индивидуальные программы. Учащиеся выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке, в сети Интернет). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, проводятся инструкции, заслушиваются отчеты учеников о выполнении их программ, проводятся консультации. Данная форма интегрирует очное, самостоятельное и дистантное обучение.
Могут выбираться также и другие технологические структуры занятий, например, соответствующие тем или иным дидактическим системам, применяемые учителями-новаторами, авторскими школами и др.
Блок самоопределения Тема. Система занятий
Продолжите варианты технологических структур занятий:
Последовательная структура | Блочная структура | Разнородные концепты | Однородная деятельность |
Групповая работа | Ситуативная структура | Индивидуальные программы | |
Технологическая карта.Выбор общей структуры занятий позволяет переходить к конструированию ее конкретного содержания. Для этого применяется технологическая карта с соответствующими базами данных.
Технологическая карта — педагогическое средство, цель которого — предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом. С помощью технологической карты достигается вариативность конструируемых занятий.
Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления, других технологических и информационных средств обучения.
Технологическая карта сохраняет в качестве инвариантов фундаментальные образовательные объекты по изучаемому курсу, технологические этапы и процедуры обучения. С помощью такой карты можно обеспечить достижение одних и тех же целей обучения различными наборами форм и методов занятий, которые применяются в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального в каждом случае варианта обучения.
В табл. 1 приведен вариант технологической карты, состоящей из пяти блоков: вводные занятия, основная часть, тренинг, контроль, рефлексия. У каждого блока имеются свои задачи и базы данных. Одна и та же форма занятий, например, лекция, может присутствовать в разных блоках, что не означает их идентичности. Например, на вводной лекции делается проблемный обзор темы, а на итоговой лекции формулируются полученные учениками результаты.
Технологическая линия обучения выстраивается следующим образом. Из базы данных каждого блока технологической карты выбираются виды деятельности, формы, методы, приемы, средства обучения, с помощью которых предполагается достигать поставленные цели. Ориентиром для учителя при планировании системы занятий является образ предполагаемого образовательного продукта ученика. Такой продукт соотносится, во-первых, с личностным потенциалом учеников, во-вторых, с содержанием образования и организационными формами, обеспечивающими его получение; в третьих, с усвоением учеником образовательных процедур.
Составлением технологической карты занимается учитель, он постоянно пополняет ее новым инструментарием. Эффективность составления и применения технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям. Принципы структуризации технологического инструментария и задание правил-алгоритмов для создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.
Дискуссия.Будет ли составление системы занятий с помощью компьютера способствовать личностной ориентации обучения?
Процедура создания образовательных программ и технологий практически не отличается от пошагового создания документов компьютерными программами типа «мастера писем». «Мастер образовательных программ» позволит каждому педагогу с помощью баз данных, содержащих тысячи возможных целей, форм, методов и других элементов обучения, составлять уникальную программу занятий, учитывающую его педагогическую позицию, количество учеников в классе, уровень их развития, специфику изучаемой темы, имеющиеся в наличии средства, ожидаемые результаты. Разработка компьютерных средств для решения подобных дидактических задач, создание педагогических баз данных по типу технологических карт — посильная задача для творческого педагога. Объединение таких банков в единую систему и подключение ее к школьной локальной сети существенно повысит удобство и эффективность работы педагогов.
Таблица 1
Технологическая карта для конструирования системы занятий
Технологический блок | База данных | |
Название | Основная задача | Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. |
Вводные занятия | Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании учеников по отношению к теме. Разработать индивидуальные образовательные программы и построить общую программу по теме. | |
Основная часть | Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить содержание темы, соответствующее образовательным стандартам и фундаментальным образовательным объектам. | Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые и индивидуальные занятия, погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. |
Тренинг | Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока. Выполнить требования по деятельностной подготовке — освоить необходимые способы и методы. | Семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение. |
Контроль | Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции. | Защита творческих проектов и работ, урок-собеседование, урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен. |
Рефлексия | Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, возникшие проблемы и способы их решения. Соотнести поставленные цели с результатами обучения. | Урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция. |
Технологическая карта — одно из средств обучения, которое может дополняться другими:
— Тематическое планирование занятий.
— Индивидуальные образовательные программы учащихся, которые включаются в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов.
— Личностно-ориентированный журнал, структура которого состоит не из учебных предметов, а имен учеников; для каждого ученика на соответствующих страницах обозначаются учебные предметы и образовательные направления.
— Индивидуальное расписание для каждого ученика, являющееся компонентом общего расписания. Такое расписание регламентирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ.
— Индивидуальные качественные характеристики образовательных результатов учащихся; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов; рефлексивные дневники и книжки учащихся.
— Портфолио — портфель образовательных достижений ученика.
Тематическое планирование занятий.Основными типами планов учителя являются два: тематический и поурочный. Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса.
В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования — определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время.
Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образовывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее.
1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально всегда часов получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (какие виды деятельности учеников будут приоритетными). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения.
2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (например, в конце года 10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса).
На данном этапе важно отвести время деятельностным элементам обучения, которые напрямую не связаны с основными темами курса. Например, отдельного времени требует ученическое целеполагание и планирование индивидуальных программ по курсу, периодические занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т.п. В ряде случаев данные формы деятельности будут входить в состав отдельных разделов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематическими разделами курса. В этом случае не возникнут ситуации типа: «Надо олимпиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли».
3. Определив основные блоки тематического плана, распределяется учебное время для каждого из них. Это важный этап планирования учителем годового учебного времени. Не всегда следует использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, которые публикуются в методических журналах, чтобы выполнить окончательное распределение отведенных часов по разделам курса. Здесь могут играть роль различные факторы.
Например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они обеспечивают наилучшие результаты. У детей также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования.
4. Распределив учебное время на каждый тематический и деятельностный блок курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В-третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.
Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий. По каждому занятию приводится следующие данные:
— Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: Урок 2/53, т.е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий.
— Тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках).
— Тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т.п.)
— Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы).
— Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т.п.)
— Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т.д.)
При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например, методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т.п.
5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна корректировка последовательности блоков и первично распределенного времени на них.
Тематический план удобно оформлять в табличной форме на компьютере или на больших складывающихся листах. На каждый блок курса отводится свой лист. Столбцами такой таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться по вертикали.
Заметим, что данная форма тематического планирования может не подходить к планированию занятий в некоторых дидактических системах. Например, система ситуативного обучения или система занятий в Школе свободного развития принципиально не предполагают годового поурочного планирования; в этих дидактических системах определяются стратегические направления обучения на год, а подробно прорабатываются занятия на близлежащий период обучения.
Индивидуальная система занятий ученика.Индивидуальная программа образования составляется и корректируется учеником совместно с учителем. К основным элементам данной работы относятся: целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования.
Особенность обучения школьников конструированию индивидуальных образовательных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению этих программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы.
В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы ученических систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений учеников в ходе освоения ими системообразующих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др.
Каждая из перечисленных образовательных процедур включает в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивидуальную систему занятий, необходимо последовательное освоение им данных процедур: от простых к сложным, от кратковременных — к продолжительным. Вначале данная процедура занимает небольшой период времени, например, урок. По мере усвоения учениками ее элементов их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличивается.
Перечислим основные образовательные процедуры и составляющие их элементы, комплексное и последовательное освоение которых позволяет обучать детей конструированию индивидуальных систем занятий:
Целеполагание:
— выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем;
— формулирование (вербализация) учениками собственных целей из известных ранее;
— формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности;
— формулирование тактических и стратегических целей;
— включение целеполагания в качестве элемента любой образовательной деятельности ученика.
Планирование: составление простого плана действий для отдельной операции;
— разработка составного плана на урок;
— конструирование сложного плана изучения темы;
— разработка плана решения проблемы;
— составление исследовательских планов;
— разработка проектов.
Освоение способов учебной деятельности:
— виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисциплине (например: отыскание способов сложения чисел с переходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения);
— способы познания фундаментальных образовательных объектов (естественнонаучные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуникативные и др.);
— увеличение количества усвоенных приемов, техник и технологий познания;
— овладение формами, методами и средствами обучения (игровые, исследовательские, проблемно-эвристические, информационные и иные технологии обучения);
Освоение способов нормотворчества:
— построение алгоритмов решения задач;
— конструирование правил проведения дидактических игр;
— способы организации работы в группе;
— способы выстраивания принципов своей учебной деятельности;
— разработка иерархии законов в школе. Освоение рефлексии деятельности:
— припоминание элементов выполненной учеником деятельности;
— фиксация рассмотренного содержания и его границ;
— выявление своих результатов и способов их получения;
— выявление имеющихся или возникающих противоречий;
— вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени;
— эмоционально-образные способы рефлексии;
— рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам;
— встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему;
— построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимодействии;
— построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их решения.
По каждой из перечисленных процедур учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных ее элементов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конструируется системный механизм их самодвижения.
РЕЗЮМЕ
При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдается целям самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать.
Конструирование системы занятий начинается с отбора или построения структурной технологической основы: последовательной, блочной, разнородных концептов, однородной деятельности, групповой работы, ситуативной структуры, индивидуальных программ.
Технологическая карта — это база данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления. Ее цель — предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме. Эффективность технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям.
В общей системе занятий присутствуют элементы ученических индивидуальных систем занятий. Ученик оказывается конструктором своего образования, полноправным организатором занятий. Обучение детей конструированию индивидуальных систем занятий включает постепенное освоение способов целеполагания, планирования, учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. В чем отличие технологической карты от тематического планирования?
2. Сформулируйте свои правила конструирования системы занятий по теме.
3. Какие технологические структуры занятий учителей-новаторов вам известны? Приведите их краткое описание.
4. Какие иные технологические блоки кроме тех, которые имеются в вышеприведенной таблице, могут входить в структуру технологической карты? Приведите их названия.
5. В чем вы видите преимущества и недостатки использования в организации обучения индивидуальных систем занятий учеников?
Дидактический практикум Тема 17. Система занятий
1. Выберите небольшую (до 10 часов) тему из школьного учебного курса и составьте ее планирование. Для этого определите базовую технологическую структуру всех занятий, сформулируйте для каждого занятия его задачи и определите оптимальную форму проведения.
2. С помощью компьютерной программы (МS Ассеss или др.) разработайте структуру технологической карты, которая содержала бы базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления, других технологических и информационных средств обучения. (Данное задание может стать основой курсовой или дипломной работы.)
ЛИТЕРАТУРА
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М., 1982.
Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., 2001.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.
Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.; Воронеж, 2003.
Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.
Окунев А.А. Как учить не уча. СПб., 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
Хуторской А.В. Принципы конструирования системы занятий по физике // Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учителя / Сост. Э.М. Браверман; Под ред, В.Г. Разумовского. М., 1993. С. 7—11.
§ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учетом его личных учебных целей.
Цель — 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Данный принцип опирается на врожденное качество человека — способность постановки целей своей деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своей работе «Рефлекс цели» называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определенных препятствий: «Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы»1.
Перед тем как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т. е. цель должна быть проверяема.
Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение.