Однозначные и двузначные буквы

 

Однозначные буквы Двузначные буквы
а <а>, о <о>, э <э>, у <у>, ы <ы>; ж <Ж>, ш <ш>, ц <ц>, ч <ч’>, щ <ш’>; й <j>; ъ (функция разделительности). я <’a> и <ja>, e <’э> и <jэ>, ё <’o> и <jo>, ю <’y> и <jy>, и <’и> и <jи>; б <б’> и <б>, в <в’> и <в>, г <г’> и <г>, д <д’> и <д>, 3 <з’> и <з>, к <к’> и<к>, л <л’> и <л>, м <м’> и <м>, н <н’> и <н>, п <п’> и <п>, р <р’> и <р>, с <с’> и <С>, т <т’> и <т>, ф <ф’> и <ф>, х <х’> и <х>; ь (функции разделительности, смягчения, грамматическая).

___________________


 

Слоговой принцип русской графики

Слоговой, или позиционный, принцип графики заключается в том, что значение буквы можно установи! г только с учетом её позиции - соседних букв и других графических знаков.

Сферы применения слогового принципа:

I. Обозначение мягкости и твердости согласных фонем.

• Мягкость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и».

• Твердость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «э», «о», «у», «а», «ы».

Например: сэр - сер, мол - мёл, лук - люк, рад - ряд, мыл - мил.

• Мягкость согласных перед согласными или на конце слова обозначается буквой «ь».

• Твердость согласных перед согласными или на конце слова обозначается отсутствием буквы «ь».

Например: угол -уголь, полка - полька.

• Отступления от слогового принципа: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖЕ- ШЕ-ЦЕ, ЖИ-ШИ-ЦИ, ЖЮ-ШЮ-ЦЮ, ЖЁ-ШЁ, ШЬ-ЖЬ; кафе - ка[фэ], пюре - пю[рэ].

II. Обозначение на письме <j>.

• Фонема <j> перед гласными звуками обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).

Например: ель [jэл’], моешь [моjьш], объезд [абjэст], ёж [jош], твоё [mвajo], старьё [cmap’jo], юла [jула], мою [Mojy], бью [бjy], ясень [j ас’ьн’], маяк [маjак], дьяк [д’jак], воробьи [въраб 'juj.

• Фонема <j> перед согласными звуками или на конце слова обозначается специальной буквой «й».

Например: май - майка, чай - чайка.

• Отступления от слогового принципа: ЙОд, маЙОр, булЪОн.

♦ Методические указания. Слоговой, или позиционный, принцип русской графики является основой методики обучения грамоте (выделение слогов-слияний как основной принцип чтения).

Схема графического разбора

1. Определите количество букв и звуков в слове.

2. Назовите буквы: а) лишенные звукового значения;

б) обозначающие два звука;

в) обозначающие один звук.

3. Назовите буквы: а) с главным значением;

б) с второстепенным значением.

4. Учитывая главное значение букв, назовите:

а) однозначные буквы;

б) двузначные буквы.

5. Охарактеризуйте случаи проявления слогового принципа:

а) при обозначении мягкости и твердости согласных;

б) при обозначении <j>.

6. Отметьте случаи отклонения от слогового принципа.

Образец графического разбора

I. Чайные [ч 'ацныуъ]. В слове 6 букв и 7 звуков.

2. а) букв, лишённых звукового значения, нет;

б) буква «е» обозначает 2 звука [)ь];

в) остальные буквы обозначают по одному звуку: «ч» [ч’], «а»[а], «й» [и], «н» [н], «ы» [ы].

3. а) буквы «ч», «й», «н», «ы» употребляются в главном значении, т.к. вместо них невозможно написать другие буквы;

б) буквы «а», «е» употребляются во второстепенном значении, т.к. вместо них можно написать «я» и «и» соответственно.

4. а) однозначные буквы: «ч» [ч’], «а» [а], «й» [и], «ы» [ы];

б) двузначные буквы: «н» [н] и [н’]; «е» Цэ] и [’э].

5. Слоговой принцип проявляется в данном слове:

а) при обозначении твердости согласного [н] гласной буквой «ы»;

б) при обозначении звука [j] в конце слога на стыке морфем специальной буквой «й» и при обозначении этого же звука перед гласным соответствующей буквой «е», стоящей после гласной буквы;

6. В этом слове есть отклонение от слогового принципа - ча: буква «а» обозначает твердость предшествующего согласного, но [ч’] всегда мягкий.

Запись графического анализа можно также оформить следующим образом.

1. Янтарь Ци3 нтар’] - 6 букв и 6 звуков.
2. «я»- Циэ] 3. вт. знач., т.к. можно написать «и» 4. двузн. □а] и [’а] 5. соотв., т.к. [j] обозначен гласной буквой «я» в нач.слова
«н» - [н] глав. знач. двузн. [н] И [н’] соотв., т.к. твердость [н] обозначена отсутствием буквы «ь»
«т» - [т] глав. знач. двузн. [т] и [т’] соотв., т.к. твердость [т] обозначена гласной буквой «а»
«а» - [а] глав. знач. однозн. [а]
«р» - [р’] глав. знач. двузн. Гр1 и Гр’1 соотв., т.к. мягкость[р’] обозначена буквой «ь»
«ь» - [-] глав. знач. двузн. (мягк. и разд.)

6.Отклонений от слогового принципа нет.


© Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите слова данного отрывка в алфавитном порядке. Дорога, по которой они шли, была проезжена когда-то арбой и давно заросла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и зарос, что ничего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито сверху донизу диким виноградником; внизу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся шросла ежевичником и камышом с серыми колеблющимися махалками. Местами большие звериные и маленькие, как туннели, фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса (Л.Толстой).

2. Перечислите данные слова в том порядке в котором они даются в словарях.

Детство, лицо, противоречить, чиж, кудрявый, желтизна, ласково, изредка, растущий, вечером, сухонький, голосисто, напев, карман, порядок, тщеславие, мостовая, аккуратный, заботливость, часто, язык, однажды, щель, брат, птица, лужа, забор, свеча, утлый, фонарь, эхолот, едва, хладнокровие, весело, шелест, жипаж, цедра, желудок, ястреб, цемент, мирный, йодистость, ёмкость, абрикос, чуждый, ёжиком, указатель, щебет, сырье, съёмка, вьюга, бюллетень, объявление.

3. Прочитайте вслух следующие сложносокращенные слова: СНГ, ФРГ, США, МВД, УрГПУ, ОТК, РЖУ, ФСБ.

4. В данных фразеологизмах выделите старые названия букв. Как эти буквы называются сейчас?

Наши рекомендации