Словесные методы и приемы. Рассказа педагога

Рассказ - монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям назначения рассказы могут быть трех видов.

Рассказ-выступление, задача которого подготовить детей к изучению нового материала.

Рассказ-повествование, который необходим для изложения намеченного содержания.

Рассказ-заключение, задача которого обобщить, подвести итоги.

Рассказ должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финальную часть. Если педагог заранее не продумал стиль и композицию рассказа, то на занятии уже поздно думать об этом. Рассказ станет невыразительным, малоинтересным, потому что далеко не каждый педагог может на ходу удачно придумать примеры, сравнения. Самый хороший экспромт - заранее продуманный и вовремя вставленный.

Каждый педагог, выбирая тот или иной рассказ, обязательно должен позаботиться о его эффективности. Кратко это можно сформулировать следующим образом:

рассказ должен быть ярким, воздействующим на мысли и чувства детей;

рассказ должен соотноситься с социальным опытом ребенка, с его возрастными особенностями;

обстановка и условия проведения рассказа должны соответствовать его замыслу и содержанию;

рассказ производит должное впечатление только тогда, когда он ведется профессионально. Неуверенность, косноязычие, неумение варьировать текст, отсутствие какой-либо реакции на вопросы по ходу рассказа не приносят успеха рассказчику;

рассказ обязательно должен переживаться детьми. Необходимо позаботиться, чтобы впечатление от него сохранилось как можно дольше.

Рассказ-это монологическое изложение материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в детском саду при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения воспитателя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для детей и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на занятии, воспитатель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (5 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне.

В процессе подготовки и проведения рассказа опытные воспитателя руководствуются такими дидактическими требованиями:

- всемерно учитывать особенности детей дошкольного возраста. У них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное время слушать рассказ воспитателя;

- четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание детей к теме;

- предусматривать ознакомление с новым материалом в начале занятия, когда дети еще бодры, не устали;

- обеспечивать научность, достоверность излагаемого материала;

- концентрировать внимание на воспитании общественно-значимых, стержневых качеств личности ребенка, оценивать события, поступки, факты, высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношения;

- излагать материал в строгой системе, логично;

- выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления, концентрировать на них внимание детей;

- подбирать яркие, типичные факты, интересные и убедительные примеры, необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;

- излагать материал доступно для детей, эмоционально, выразительно, в занимательной форме;

- излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала, когда нужно сформулировать вывод, определение, правило;

- активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов;

- изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из литературных произведений;

- изложение сопровождать иллюстрациями, демонстрациями;

- повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

Беседа

Беседа - это разговор педагога с детьми, который отличается от бесед в повседневной жизни. В обычном разговоре мы задаем вопросы, на которые не всегда сами знаем ответ, между тем в дидактической беседе взрослый должен знать ответы на все задаваемые вопросы.

Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Можно выделить три наиболее часто встречающихся вида бесед.

Катехизическая - вопросно-ответная, не допускающая возражений, с запоминанием ответов (даты, исторические события, факты, люди и т.д.).

Сократическая - мягкая, почтительная, допускающая со стороны детей сомнения и возражения.

Эвристическая - ставящая детей перед проблемами и требующая собственных ответов на поставленные педагогом вопросы.

По назначению выделяются беседы:

вводные, или организующие, цель которых выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли представляют, что и как нужно делать;

содержательные - сообщение новых знаний (катехизическая, сократическая, эвристическая);

закрепляющие - служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний (на таких беседах широко могут использоваться творческие задания);

контрольно-закрепляющие - применяются в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у детей знания.

Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний. Беседа часто оказывается малоэффективной, переходит в монолог взрослого в том случае, когда у детей нет предполагаемого запаса представлений и понятий.

В беседе важно правильно сформулировать и задать вопросы. Искусство правильно задавать вопросы - это, прежде всего, умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание ребенка. Вопросы в беседе не должны быть хаотичными, они должны представлять взаимосвязь главных, второстепенных и дополнительных вопросов, быть логически связанными между собой.

Не рекомендуется ставить длинные или "двойные" вопросы, а также чрезмерно легкие, так как они не стимулируют активной познавательной деятельности детей, серьезного отношения к знаниям и к самой беседе.

Необходимо и очень важно знать технику проведения беседы.

Каждый вопрос задается всей группе детей. Только после небольшой паузы для обдумывания, если никто не ответил за это время, можно предложить кому-либо из детей ответить на этот вопрос. Не следует поощрять детей, "выкрикивающих" ответы. "Слабых" нужно спрашивать чаще, давая возможность им ответить па более легкий вопрос или на вопрос, направленный на повторение сказанного.

Если никто из детей не сможет ответить на вопрос или отвечают все неточно, нужно переформулировать его, задать наводящий вопрос.

Успех зависит от контакта взрослого с группой детей. Каждый внимательно выслушивается, при этом необходимо следить, чтобы дети выслушивали друг друга, не перебивая. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные дополняются, уточняются. Ребенку, ответившему неправильно, сначала предлагается самому обнаружить ошибку, задав ему один или несколько конкретизирующих и раскрывающих неточность вопросов, и лишь затем можно призвать на помощь других детей

Билет 24.Д. Дьюи называл методом проблем, основан на активном обучении через целесообразную деятельность. характерной чертой является обучение через открытие, моделирование жизненно важных ситуаций и поиск пути, их решение, умение проектировать предстоящую деятельность.

Требования:

  1. Наличие значимой проблемы
  2. Определение цели и задач
  3. Обсуждение методов исследования
  4. Анализ полученных результатов
  5. Оформление конечных результатов
  6. Самостоятельная деятельность участников проекта

Проект это-

1. Проблема

2. Проектирование

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

Этапы:

  1. Подготовительный – подготовка целей и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материала
  2. Исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы разными способами
  3. Обобщающий (заключительный) – обобщение результатов работы, анализ

Типы:

1. Творческий

2. Исследовательский

3. Нормативный

Этапы:

-) предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи

3 стратегии:

1. Воспитатель и дети определяют проблему

2. Наблюдение за детьми, выявление их интересов

3. Привлечение родителей

-) оформление проекта ребенком

-) защита проекта

Выполняется коллективно, долгосрочен, сложен

Этапы:

1. Подготов. Работа и выбор темы

2. Обсуждение идей

3. Высказывания идей для реализации проекта

4. Дети зарисовывают свои идеи

5. Демонстрация работ сверстникам

6. Информирование родителей, оформление стенда

7. Представление продуктов

8. Презентация

Наши рекомендации