Воспитание и школа в киевской руси и русском государстве (x-xvii вв.)
В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:
- киевский (X—XIII вв.);
- московский (XIV—XVII вв.).
На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.
В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека.
Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распространилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.
Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению.
Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.
Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.
Образование повышенного типа можно было получить самостоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].
В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической литературе того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является
«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.
Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое представляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственного воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.
Развитие культуры славян в ХШ-XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, поскольку были освобождены от повинностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подвергшиеся нашествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество). В Новгороде была развита переписка книг, а профессия «книжника» становится чрезвычайно популярной у новгородских ремесленников. Рукописные книги покупали не только состоятельные новгородцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. На них велась частная и деловая переписка новгородцев.
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».
В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод сладкий», «Всем угождать — зло» и пр.
В «Домострое», содержащем советы относительно устройства жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвящен воспитанию детей.
В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей.
К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института.
Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки.
Обучение было сословным по целям и содержанию. Государственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как следствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — неграмотными.
В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения.
Основные предпосылки развития образования в стране:
совершенствование системы государственного управления,
изменение социальной роли дворянства,
повышение статуса образования,
вовлечение страны в орбиту европейской политики и как следствие расширение дипломатических и торгово-экономических связей с зарубежными странами.
Все это порождало потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, освоивших передовые образцы военного искусства и техники.
В рассматриваемый период активизируется деятельность православной церкви, направленная на укрепление своих позиций и подавление инакомыслия. Расширяется сеть подконтрольных школ и иных форм получения грамотности при монастырях и церквях.
Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом монастыре под руководством Епифания Славинецкого (1600—1675) в 1653 г. была открыта греческая школа, при Андреевском монастыре боярином Ф.М. Ртищевым (1626—1673) открыта греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого (1629—1680) в 60-е гг. XVII в. была организована школа повышенного типа. Поскольку существовала потребность в людях, знающих языки, при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе открывались греческие школы, училища переводчиков.
С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания. В этот период создается большое число рукописных книг — азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения. Среди рукописных учебных книг особое место занимали азбуки, азбуки-прописи, часословы и псалтыри учебные, словари, пособия по практической арифметике и геометрии, «лексисы».
Одним из просветительских и научных центров восточнославянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие. В академии проводились публичные диспуты, ставились спектакли нравственного и религиозного содержания. Из ее стен вышли многие деятели в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), она служила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.
В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий.
Российская, традиция становления высшего образования обладала своей спецификой, которая проявилась в соединении духовной и светской ориентации. Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Однако только одна четверть учащихся получала подготовку, необходимую для принятия сана. Большинство слушателей обучалось широкому спектру светских и теологических дисциплин [12, с. 220].
В академию принимались «всякого чину люди», среди ее учеников были выходцы с территории Украины и Польши.
Сословные ограничения были несущественными. Устав академии, разработанный С. Полоцким и С. Медведевым и подписанный царем Федором Алексеевичем, предусматривал открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета с изучением «семи свободных искусств», древних языков, богословия. Большую роль в становлении академии сыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанни-кий и Софроний Лихуды, имевшие степень доктора Падуанско-го университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и риторике, ориентируясь на образцы учебных книг западноевропейских университетов. Вместе с тем учебный материал преподносился в духе канонов православного учения.
Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников были зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, известные деятели русской православной церкви, дипломаты.
В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты. Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII в.: латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев), грекофильское (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев), старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи). В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская традиция пускает корни в среде высшей знати и служащих Посольского приказа. Своеобразным мостом к культуре Западной Европы выступала польская культура.