Связь психологии с другими отраслями научных знаний
Современная психология занимает особое место в системе научного знания, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение между общественными науками с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В центре внимания психологии всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только тогда, когда они служат человеку, когда они возникают и развиваются как человеческая теория и практика.
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Классифицировать эти многочисленные отрасли можно по-разному, например, по тому, как участвует и развивается психика в деятельности. Данный подход позволяет выделить три основания для классификации:
1) участие психики в обеспечении конкретных видов деятельности;
2) психологические аспекты развития человека;
3) отношение человека к обществу.
По первому основанию можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профессионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки.
К ним относятся:
- инженерная психология, изучающая процессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»;
- авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов;
- космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции, нервно-психического напряжения при чрезмерных перегрузках организма и т.д.
Педагогическая психология занимается проблемами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений и навыков. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического коллектива, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми и т.д.
Медицинская психологияизучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье людей.
Юридическая психологияисследует психологические проблемы, связанные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на судебную психологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую психологические особенности личности преступника; исправительно-трудовую психологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключенных, отбывающих наказания.
Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.
Психология спортарассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организации и проведения соревнований.
Психология торговлиизучает психологические условия и проблемы рекламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направлений моды.
Психология управленияизучает психологические факторы, определяющие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологического климата.
Психология научного творчестваисследует особенности творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).
Психология художественного творчестваисследует психологические условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.
Классификация отраслей психологии по второму основанию (принципу развития) позволяет выделить ряд других ее ветвей.
Возрастная психологияизучает онтогенез различных психических процессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Психология аномального развитияили специальная психология изучает особенности развития психики при различных отклонениях. Она подразделяется на патопсихологию, исследующую отклонения развития психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую патологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами психологии слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психологияисследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает характер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и этология, исследующая врожденные механизмы поведения животных.
Психофизиологияизучает физиологические основы, закономерности и механизмы организации психики и сознания.
Дифференциальная психологияисследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
Общая психологияизучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания, психические. Эмоциональные и волевые процессы и состояния человека.
Классификация ветвей психологии по третьему основанию ˗ психологическим аспектам отношений личности и общества – позволяет выделить еще один ряд отраслей психологической науки, которые объединены понятием социальная психология.
Социальная психологияизучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах (как организованных, так и неорганизованных). Она включает в себя три основные ветви:
˗ социальную психологию больших групп,изучающуюпроблемы массовой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настроений, психологию классов, наций, религии;
˗ социальную психологию малых групп,исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства, сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т.п.;
˗ социальную психологию личности, занимающуюся вопросами взаимодействия личности и социальных групп (проблемами изучения направленности личности, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуализма).
На основании вышеизложенного можно делать вывод о том, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологического знания на различные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования ˗ факты, закономерности и механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со смежными науками (с техническими - через инженерную психологию, с педагогикой - через возрастную и педагогическую психологию, с общественными и социальными науками - через социальную психологию, с естественными науками - через психофизиологию и сравнительную психологию и т.д.).