Высшее рабочее образование
В связи с происходящими серьезными социально-экономическими преобразованиями в обществе и производстве повышается потребность в углубленном профессиональном образовании. Такое образование позволяет рабочему не только выполнять трудовые функции, но и регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ею. Назрела необходимость в создании самостоятельной ветви профессионального образования, которая обеспечивает готовность к высочайшему профессиональному мастерству в области рабочих профессий. Концепция высшего рабочего образования разработана в научной школе Российского государственного профессионально-педагогического университета (Г. М. Романцев).
Под высшим рабочим образованием понимается самостоятельное направление в высшем профессиональном образовании, которое обеспечивает готовность к социальной и профессиональной мобильности, высокому мастерству, целенаправленному овладению высокой общей культурой.
Цель высшего рабочего образования заключается в подготовке рабочего, способного:
· осуществлять эффективную трудовую деятельность на различных предприятиях;
· прогнозировать не только технико-технологические, но и социально-экономические перспективы конкретного производства;
· совмещать при необходимости управленческие и исполнительские функции;
· хорошо ориентироваться на рынке труда, создать собственное производство.
На базе Российского государственного профессионально-педагогического университета был создан Институт рабочего образования (ИРО), который представляет собой полифункциональную систему с многоуровневой образовательной структурой.
Основные концептуальные положения, лежащие в основе организации и развития ИРО:
· гибкость, открытость и саморазвитие образовательной системы;
· личная значимость процесса и результатов обучения (поэтапное внедрение рейтинговой системы контроля успеваемости);
· профессиональная направленность общеобразовательных, в том
числе гуманитарных, дисциплин;
· интегративное обучение;
· разносторонность профессиональной подготовки (последовательное или параллельное получение нескольких специальностей);
· индивидуализация обучения (вариативность сбора дисциплин);
· многоуровневая система профессиональной подготовки;
· сознательный выбор профессиональной карьеры.
В ИРО реализуются:
· образовательные, гуманитарные профессиональные программы;
· углубленная технологическая и техническая подготовка.
Подготовка происходит на двух уровнях:
• I уровень (на базе основного общего образования) – 3 года обучения, квалификация «слесарь КИП и А» третьего и четвертого разрядов;
• II уровень (на основе полного общего образования) – 4 года обучения, квалификация «рабочий с высшим образованием», диплом бакалавра по основной специальности.
Возможности, которые дает обучение в ИРО, достаточно широки.
Учащиеся получают новую разнообразную информацию, решают как стереотипные, так и эвристические задачи. Работа осуществляется на уникальном дорогостоящем оборудовании с использованием редкого сырья.
Какие качества и умения приобретает выпускник ИРО? Это уверенное выполнение практической работы в пределах высших рабочих разрядов; чтение чертежей любой сложности; нормирование работы и определение ее себестоимости; контроль качества выполняемой работы, знание средств и методов контроля; адаптационные умения при изменении производственной ситуации за счет владения смежной профессией, общеобразовательной подготовки; умения строить межличностные отношения и принимать управленческие решения; владение информационными технологиями; развитие потребности в самообразовании.
Важным отличием обучения в ИРО от обучения в обычном профессиональном образовательном учреждении является становление системы ценностей, позволяющей студенту успешно осуществлять процессы социализации, самореализации, самоактуализации.
Этапы обучения в ИРО:
· первая ступень – подготовка личности к деятельности социального и профессионального выбора;
· вторая ступень – базовая подготовка личности к преобразовательной профессиональной и социальной деятельности;
· третья ступень – формирование готовности личности к преобразовательной профессиональной и социальной деятельности.
13.5. История и этапы становления
профессионального образования в России
История профессионального образования России – целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс, в котором можно выделить несколько периодов.
Первый период (VI – первая половина XIX в.) – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.
Второй период (вторая половина XIX в. – 1917) – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.
Третий период (1917‑1940) – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями, в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией советской экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.
Четвертый период (1940-1958) – создание и функционирование
системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей потребности жестко централизованной плановой военной и послевоенной экономики и форсированной индустриализации СССР; активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.
Пятый период (1959-1990) – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959-80-х гг.; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход к всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.
Шестой период (1991 – по настоящее время) – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий; период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.
Петр I в период своего правления создает первую в России государственную систему образования. Экономика и политика этого времени требовали квалифицированных специалистов в разных областях: медицине, артиллерии, иностранных языках, кораблестроении, инженерии, горной промышленности. Российское государство вышло на качественно новый уровень общения и взаимодействия с Европой, что потребовало новых знаний, иного подхода к организации быта и производства, новых личностных качеств. Чтобы решить ряд образовательных задач, в России формируются новые учебные заведения для подготовки специалистов разных уровней профессионального образования.
Первая школа была открыта Петром I в Преображенском полку.
Ее задачей являлась теоретическая подготовка (занятия по математике), а также практическая служба кадетов и обязательные стрельбы. Срок обучения не был установлен и зависел от усвоения материала и практических навыков.
В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве школы математических и навигационных наук. С 1715 г. она стала базой для поступления в Морскую академию в Петербурге.
Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому по указам Петра I при каждом полку учреждались гарнизонные школы для детей солдат, открывались адмиралтейские школы для детей матросов, плотников и других мастеров. На Урале были созданы горнозаводские школы. Инициатором открытия нескольких горнозаводских школ был В. Н. Татищев (1686‑1750). Он изложил свои взгляды на обучение
и воспитание в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». «Главной наукой» В. Н. Татищев считал ту, в которой «человек мог себя познать». Он пришел к заключению о необходимости воспитания и обучения соответственно возрасту человека. Как прирастают, совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется знание человечества вместе с его возрастом. В. Н. Татищев высказывал идею о том, что общее образование должно предшествовать профессиональному. По его мнению, с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу, и это должно быть основной задачей профессионального обучения.
Предшественницей современной профессиональной школы является общая ремесленная школа для работающей молодежи Германии, созданная в XIX в. В начале XX в. эта школа превратилась в специальную ремесленную школу (к общеобразовательному циклу предметов общей ремесленной школы добавилось профессиональное обучение).
С увеличением доли предметов профессионально-образовательного
цикла специальная ремесленная школа с 1920 г. стала называться профессиональной школой. Данный тип школы получал все большее распространение, что привело к необходимости ввести специальную подготовку учителей. В процессе специальной подготовки учителей профессиональных школ вошли в употребление понятия «профессиональная педагогика» и «экономическая педагогика». Термин «профессиональная педагогика» был употреблен впервые в 1928 г. в связи с подготовкой учителей профессиональной, ремесленной школы, а термин «экономическая педагогика» – в 1930 г. в связи с подготовкой дипломированных педагогов для коммерческой школы.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое профессиональное образование?
2. Назовите нормативные документы, регламентирующие содержание профессионального образования.
3. В чем заключается проблема унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся учреждений НПО?
4. Какова цель начального профессионального образования?
5. Какова цель высшего рабочего образования?
6. Расскажите об основных этапах становления системы профессионального образования России.
Глава 14. CИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
14.1. Общая характеристика системы
профессионального образования России
Профессиональное образование относится к числу наиболее емких составляющих системы образования России. Значимость профессионального образования определяется необходимостью освоения опыта трудовой деятельности, лежащей в основе развития производительных сил общества.
В систему профессионального образования России входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается государственным образовательным стандартом.
В системе профессионального образования можно выделить четыре уровня.
Начальное профессиональное образование. Цель – подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего образования. Подготовка кадров осуществляется как на производстве, так и в образовательных учреждениях. Для подготовки рабочих кадров действуют следующие системы и центры образования:
· Система ученичества на производстве. Ученичество бывает индивидуальным и групповым, осуществляется под руководством инструктора или наставника. По окончании срока обучения проводятся квалификационные испытания с выполнением профессиональных проб.
· Курсовая подготовка в учебно-курсовых комбинатах и центрах. Курсовая форма обучения дает возможность получить более глубокие специальные и теоретические знания, чем в условиях ученичества; может использоваться для переподготовки кадров.
· Профессиональное училище – основная форма начальной профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров. Дидактическая система профессионального училища включает в себя три компонента: общеобразовательную, общепрофессиональную и специальную подготовку. В соответствии с этим организуются теоретические и практические
занятия, производственное обучение и производственная практика. Срок
обучения на базе основной школы – 3 года, на базе полного среднего образования – 1 год. Выпускникам выдается диплом об освоении профессии
и аттестат о среднем образовании (обучающимся на базе 9 классов).
· Профессиональный лицей – государственное образовательное учреждение начального и среднего профессионального образования, основная форма планомерной подготовки специалистов с повышенным уровнем квалификации. Лицеи характеризуются четко выраженной специализацией (узкоспециализированная или многопрофильная направленность). В лицее могут быть реализованы три ступени образования. Три года обучения на базе основной школы позволяют освоить 1‑ю и 2‑ю ступени образования. На 3‑й ступени образования (срок обучения – 1‑2 года) осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих либо специалистов со средним специальным образованием на базе начального профессионального образования. Обучение на базе полного среднего образование предполагает реализацию 2‑й и 3‑й ступеней образования.
Среднее профессиональное образование. Цель – подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, полного общего или начального профессионального образования. Образовательными учреждениями среднего профессионального образования являются:
· техникумы (промышленные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, экономические и др.);
· училища (педагогические, медицинские, музыкальные, мореходные, военные и др.);
· специальные школы (например, школа милиции);
· профессиональные колледжи, реализующие среднее профессиональное образование, а также переподготовку и повышение квалификации специалистов;
· отделения (факультеты) среднего профессионального образования при вузах.
Сроки обучения в средних специальных учебных заведениях на
базе основного общего образования – 3‑5 лет, на базе полного общего
образования – 1‑3 года.
Высшее профессиональное образование. Цель – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе полного общего, среднего профессионального образования. В соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) в Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений:
· институт (осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности: инженерной, педагогической, юридической, экономической и др.);
· академия (выполняет те же задачи, что и институт, а также осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации);
· университет (реализует образовательные программы высшего
и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений, а также выполняет функциональные и прикладные исследования по широкому спектру наук).
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
· бакалавр (срок обучения не менее четырех лет, выдается диплом бакалавра);
· дипломированный специалист (срок обучения не менее пяти лет, выдается диплом специалиста с высшим профессиональным образованием);
· магистр (срок обучения не менее шести лет, выдается диплом
магистра).
Послевузовское профессиональное образование. Цель – предоставление гражданам возможности повышения уровня образования, научной педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Система послевузовского профессионального образования включает:
· аспирантуру (подготовка кандидатов наук, срок обучения - 3 года);
· докторантуру (подготовка докторов наук, срок обучения - 3 года);
· интернатуру и ординатуру при медицинских высших учебных заведениях;
· академии, институты, факультеты повышения квалификации при вузах.
Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания, реализацией которых занимается система профессионального образования.
14.2. Современные требования к подготовке кадров
в системе профессионального образования
Требования к подготовке кадров в системе профессионального образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. обусловлены следующими тенденциями развития современного общества.
· ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
· переход к постиндустриальному и информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
· возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества;
· динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости.
Из рассмотрения указанных тенденций развития общества следует, что современный человек, занимающийся деятельностью в любой области, в том числе и в сфере материального производства, должен обладать такими качествами, как:
· информационно-технологическая культура;
· коммуникабельность;
· толерантность;
· гибкость, глобальность, системность мышления;
· профессиональная компетентность и мобильность;
· способность к предпринимательству;
· профессиональная самостоятельность, ответственность.
В профессиональной педагогике, в психологии личностно ориентированного профессионального образования рассматриваются профессионально обусловленные компоненты личности.
С целью исследования подструктуры профессиональных качеств рассматриваются такие понятия, как «специалист», «профессионал», «квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции».
Специалист – работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями, навыками.
Профессионал – социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.
Профессиональная квалификация – это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнений определенной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности, является характеристикой специалиста.
Ключевые квалификации – общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по данной группе профессий. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности. Они характерны для профессионалов. Например, рассматривая подструктуру профессионально важных качеств в четырехкомпонентной структуре личности специалиста, разработанной Э. Ф. Зеером, можно выделить в качестве профессионально обусловленной ключевой квалификации социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальную ответственность и др.
Ключевые компетенции – это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в профессиональных сообществах. Ключевые компетенции определяют универсальность и социально-профессиональную мобильность профессионалов, позволяют успешно адаптироваться в социальных и профессиональных сообществах. Выделяют следующие ключевые компетенции:
· социальная компетенция проявляется в способности брать на
себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества;
· коммуникативная компетенция предполагает владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, использование компьютерных технологий для организации взаимодействия;
· когнитивная компетенция проявляется в готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, в потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, в способности к самообучению;
· информационная компетенция предполагает обладание информационным ресурсом, владение технологиями отбора и обработки информации;
· специальная компетенция предполагает подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций.
Основная задача системы профессионального образования – подготовка профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и ключевыми компетенциями.
14.3. Современные тенденции и направления развития
профессионального образования
Среди важнейших тенденций развития системы профессионального образования можно выделить непрерывность, интегративность, стандартизацию, демократизацию, глобализацию образования. Они взаимосвязаны друг с другом. Доминирование каждой из них обусловлено уровнем адаптации системы профессионального образования к процессу развития современного общества.
Непрерывность образования – это понятие, воплощающее в себе гуманистическую идею создания условий для полного развития способностей человека на протяжении всей его жизни. В рассмотрении этапов жизни человека устраняется традиционное деление жизни на периоды учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция индивидуальных и социальных аспектов в деятельности личности.
Тенденция интегративности образования впервые начала проявляться в 80-е гг. XX в. в развитии образовательных программ под влиянием научно-технического прогресса. Достижения науки и техники, взаимообусловленность их развития благоприятствовали появлению
новых технологий, нового инструментария, новых систем обработки
информации. Это способствовало комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. В жизни современного человека все
большую роль играет владение инструментарием производственной
и повседневной деятельности: знание информационных технологий (способы отбора и обработки информации, в том числе с использованием компьютерных технологий), знание экономических процессов. Интегративность образования предполагает включенность этого инструментария в познавательную и практическую деятельность личности.
Тенденция стандартизации образования связана с необходимостью реализации его непрерывности и преемственности. Стандартизация профессионального образования позволяет:
· установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
· повысить качество подготовки специалиста путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, контроля деятельности учебных заведений;
· упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки субъектов системы профессионального образования, установить преемственность между уровнями непрерывного образования;
· обеспечить конкурентоспособность профессионального образования в условиях изменения структуры сферы занятости современного общества.
В Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 г. определены направления развития профессионального образования.
В качестве общих направлений развития профессионального образования можно привести следующие:
1. Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники и технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
2. Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологий обучения. Интеграция профессий и специальностей с сокращением их количества.
3. Изменение цели профессионального образования: с вооружения профессиональными знаниями и умениями – на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки специалиста узкого профиля – на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в профессиональном образовании).
4. Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития
личности, формирующего ее профессиональную мобильность и готовность к освоению новых, перспективных технологий и профессий.
5. Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.).
6. Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.
7. Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими государственных программ.
8. Использование активных, развивающих технологий обучения.
Компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.
9. Улучшение нравственного, гражданского, патриотического
воспитания обучающихся. Формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры, а также здорового образа жизни. Активная борьба с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и др.
10. Расширение международного сотрудничества в профессиональном образовании, интеграция в мировое образовательное пространство.
11. Развитие научных исследований по проблемам профессионального образования, поддержка перспективных научных школ и направлений, в том числе и через систему грантов.
Среди направлений развития начального профессионального образования можно выделить:
1. Обеспечение опережающего развития начального и среднего
профессионального образования для удовлетворения возросшей потребности производства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звена.
2. Повышение качества подготовки специалистов среднего звена
с ориентацией на международные стандарты.
3. Формирование у молодых специалистов новых профессиональных качеств: системного мышления, экологической, правовой, информационной технологической, коммуникативной культуры, способности к предпринимательству, к осознанному анализу своей деятельности, профессиональной самостоятельности и ответственности, творческой активности, толерантности, способности к постоянному профессиональному росту.
4. Решительный поворот учреждений начального и среднего
профессионального образования к потребностям местного рынка труда и запросам населения, создание региональных систем начального
и среднего профессионального образования.
5. Обеспечение преемственности общего и базового профессионального образования, разработка оптимальной модели реализации общего среднего образования в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы, разработка законов о начальном и среднем профессиональном образовании.
Развитие профессионального образования взаимосвязано с процессами модернизации системы образования России. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику основных элементов системы подготовки кадров в Российской Федерации.
2. Раскройте современные требования к профессионализму.
3. В чем заключается отличие специалиста от профессионала?
4. Сформулируйте основные направления развития профессионального образования.
5. Раскройте содержание ключевых компетенций.
6. Каковы основные тенденции развития профессионального образования?
Глава 15. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
15.1. Система начального профессионального
образования и современные проблемы воспитания
Развитие системы начального профессионального образования в последние десятилетия осуществляется в условиях радикальных изменений жизни российского общества.
Общество переходит к культуре нового социального уклада, демократического по характеру, открытого мировому сообществу, ориентированного на вхождение России в цивилизованную фазу постиндустриального развития. Трансформация экономической, политической, правовой сфер государства сопровождается такими явлениями, как резкое материальное расслоение граждан, рост преступности, сиротства, обесценивание человеческой жизни.
Множество противоречий, рождение которых связано с современными изменениями в общественной жизни, оказывают влияние на сознание подрастающего поколения. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка сложившихся нравственных ценностей.
При всей противоречивости процесса социокультурной трансформации в сознании людей рождается новое понимание культуры. Культура начинает рассматриваться не как способ формирования человека по заранее заданному образцу, а как способ повседневной деятельности человека. Это оказывает очень сильное влияние на реформационные процессы в образовании.
Механизмом стимулирования потребностей человека в повышении уровня общей культуры, в знаниях наряду с потребностями демократического развития общества является рынок. Конкуренция среди товаропроизводителей постепенно ведет к росту спроса на квалифицированный, интеллектуальный труд. Это стимулирует интерес человека к образованию. Таким образом, рынок, подчиняемый потребностям общества, является решающим фактором развития и системы начального профессионального образования.
Новые исторические условия выдвинули новые проблемы в воспитательной работе:
1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи. Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным показателям социального поведения и физического развития заметно уступает предыдущим. Оно физически менее развито, все более безнравственно и криминально1.
2. Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей. Молодежь и подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей: они оказались податливыми к западной массовой культуре, на них преднамеренно обращен шквал низкопробной продукции. На историческую арену выходит новый тип личности – циничный и агрессивный.
3. Безыдейность нового поколения. Продукт предшествующей эпохи – советский человек – все более отходит на задний план. Идеология строителя коммунизма исчезла, но не получила достойной замены. Поэтому большинство подростков безыдейны, а значит, равнодушны, даже враждебны традициям российского патриотизма.
4. Негативное отношение к общественно полезной деятельности. Новые формы труда и оплаты, изменившееся отношение к собственности вызывают у подростков желание получить как можно больше, не прилагая никакого труда
5. Безнравственное и асоциальное поведение. Тяжелые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация
молодежной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общественную жизнь.
Система НПО имеет социально неблагополучный контингент обучаемых. По состоянию на 1 января 2000 г. в учреждениях НПО России обучалось 2,7% сирот, 75% учащихся из неполных семей. Таким образом, решение проблем воспитания в системе НПО является очень актуальным.
Функции образования и воспитания гораздо шире, чем просто
обучение, подготовка человека к какому-то виду трудовой деятельности. Применительно к обществу в целом образование и воспитание создают не только целостную личность, а обращенный в будущее духовный потенциал созидания.
В настоящее время методическое обеспечение решения проблем
воспитания нуждается в обновлении. Это обусловлено тем, что молодежь развивается динамично, она восприимчива к любому опыту, как положительному, так и отрицательному. Она нуждается в советах, разъяснении типовых ситуаций, а также в поддержке.
Детальное рассмотрение ценностных аспектов образования и воспитания позволяет выделить ряд ценностных установок, реализация которых в воспитании и образовании является основополагающей:
· гуманизм, предполагающий отношение к личности как к ценности;
· духовность, проявляющуюся в формировании нравственных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм морали;
· демократизм, предполагающий переход от однонаправленной идеологии к системе, основанной на субъект-субъектном взаимодействии в процессе обучения и воспитания;
· патриотизм как одно из условий сохранения целостности государства, связи между поколениями, освоения и приумножения национального богатства.
Проведение в жизнь отмеченных ценностных установок невозможно в условиях педагогики принуждения. Необходимо и особое содержание образования, направленное на формирование потребностно-мотивационной сферы личности учащегося. Следует задуматься о целенаправленном культивировании педагогики сотрудничества. Основными направлениями в ее реализации могут быть следующие:
· внедрение технологий коллективного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;
· поиск новых форм жизнедеятельности учащихся, способствующих приобретению ими необходимого опыта социального взаимодействия и развитию их самосознания;