Предмет теории и организации физической подготовки войск

ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ВОЙСК

Учебник для курсантов и слушателей института

Издание 6-е, переработанное и дополненное

Под редакцией В.В. МИРОНОВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Настоящее издание учебника обусловлено дальнейшим развитием теории и практики физической подготовки военнослужащих, введением в действие новых руководящих документов и учебных программ, требованиями новой военной доктрины к физической готовности военных специалистов.

Опыт боевых действий последних лет и локальных конфликтов обусловили необходимость разработки новых концептуальных основ физической подготовки военнослужащих. Данное требование реализовано в подготовленном учебнике. В нем общетеоретические основы физической подготовки рассмотрены на современном уровне, с учетом последних научных достижений. Указанный подход позволяет обеспечивать эффективную физическую подготовку к боевым действиям военнослужащих практически любой воинской специальности.

Учебник предназначен для курсантов и слушателей Военного института физической культуры. Он может быть использован также офицерами-специалистами физической подготовки и спорта войск, военно-учебных заведений, спортивных клубов армии и флота.

Подготовлен учебник на основе материалов учебника 5-го издания. Переработка, редакция указанных материалов, их дополнение выполнены профессором Мироновым В.В. Авторство исполнителей учебника 5-го издания сохраняется.

Вейднер-Дубровин Л.А.
Авторами учебника являются: доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Болотин А.Э. (Гл. V, § 2); кандидат педагогических наук, профессор полковник в отставке (Гл. I, II, III, IV, V, IX); кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник полковник запаса Гилев В.П. (Гл. V § 2); доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Горелов А.А. (Гл. II § 2); кандидат педагогических наук майор Гусев А.В. (Гл. XIX); доктор биологических наук, профессор полковник в отставке Ендальцев Б.В. (Введение, Гл. III, Гл. V § 2; Гл. VII § 3 и 4); доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Кадыров Р.М. (Гл. XIII; XX); кандидат педагогических наук, профессор полковник в отставке Кузнецов И.А. (Гл. VIII § 2; Гл. XV; XVI); кандидат педагогических наук, доцент полковник запаса Кичигин Ю.С. (Гл. V § 2, Гл. XI, XII); кандидат педагогических наук, профессор полковник в отставке Лампусов Б.А. (Гл. V § 2; Гл. VII § 3; Гл. VIII § 3 и 4; Гл. XVII; Гл. XXIV § 1-3); доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Лобжа М.Т. (Гл. XXIII); доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Луценко С.А. (Гл. V § 2; Гл. XI; XV; XVI); доктор психологических наук, профессор Марищук В.Л. (Гл. V § 2; Гл. VII § 3 и 4); доктор педагогических наук, профессор полковник в отставке Миронов В.В. (Гл. II; Гл. III § 1; Гл. IV § 1; Гл. VI; Гл. VII § 1 и 2; Гл. VIII §1 и 2; Гл. XII; Гл. XVIII; Гл. XXI; Гл. XXII; Гл. XXIV); доктор педагогических наук, профессор полковник Панасюк В.П. (Введение, Гл. VII § 4; Гл. IX); доктор педагогических наук, профессор полковник в отставке Пашута В.Л. (Гл.V § 2; Гл. XVII § 2); кандидат педагогических наук, доцент полковник запаса Попов В.И. (Гл. V § 2; Гл. VII § 3; Гл. X; XI; XIV); кандидат педагогических наук, доцент полковник Фофанов А.М. (Гл. VII § 3; Гл. IX); доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Федоров В.Г. (Гл. XXII; Гл. XXIII); доктор педагогических наук, профессор полковник в отставке Хуббиев Ш.З. (Гл. VII § 3; Гл. X; XIX; XXI); доктор педагогических наук, профессор полковник запаса Шейченко В.А. (Гл.I; II; III; IV; V; VI; VII; Гл. VIII § 4; Гл. IX; X; XI; XIV; XVII; XXV); доктор педагогических наук, профессор полковник в отставке Щеголев В.А. (Гл. III § 2; Гл. VII § 3 и 4; Гл. XIX).




ВВЕДЕНИЕ

События в мире, в нашей стране свидетельствуют о том, что России необходима хорошо обученная, современная Армия. В новой военной доктрине одной из главных определена задача формирования частей постоянной готовности.

Боевая готовность военнослужащих обеспечивается многими факторами, особое место среди которых занимает физическая подготовка войск, являющаяся одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава, составной частью и одним из средств повышения боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Наставлении по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП –2001) основной целью физической подготовки в Вооруженных Силах определено обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Данная цель конкретизируется следующими общими задачами:

- формирование здорового образа жизни;

- гармоничное физическое и духовное развитие;

- развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;

- формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.

Физическая подготовка занимает особое место в системе воинского обучения и воспитания. Ее средствами, методами и формами возможно формировать ряд профессионально-значимых и личностных качеств, обеспечивать психологическую готовность воинов к действиям в экстремальных условиях. Физическая подготовка выполняет важную роль профилактики заболеваний, продления профессионального долголетия военных специалистов. На занятиях по физической подготовке воспитывается целеустремленность, смелость и решительность, инициатива и находчивость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, коллективизм и сплоченность. Неоценимо значение физической подготовки и как средства реабилитации военнослужащих в ходе и после завершения боевых действий.

Современные Вооруженные Силы – это сложная система, включающая различные виды и рода войск, решающие многообразные задачи. Физическая подготовка моряка, летчика, оператора дежурных ракетных сил, десантника, связиста имеет наряду с общими элементами, значительные особенности. Тем не менее, ученые и практики едины во мнении, что физическая подготовка для каждой из воинских специальностей имеет огромное значение, обеспечивая физическую готовность к военно-профессиональной деятельности.

В данном учебнике нашли освещение многие из аспектов и актуальных проблем организации физической подготовки в современных Вооруженных Силах: физическая подготовка в частях и подразделениях армии и флота, в военно-учебных заведениях, образовательных учреждениях довузовского звена, учебных частях; физическая подготовка к действиям в особых условиях и в период боевых действий; физическая подготовка с учетом перехода армии на контрактный принцип комплектования.

В учебнике при сохранении концептуальной преемственности с достижениями теории физической подготовки войск, тем не менее, сделана попытка осмысления последних научных исследований специалистов института, войск, учтены взгляды военных теоретиков на изменения сущности армии и характера вероятных воин в XXI веке.

Значительное место в учебнике занимает освещение вопросов профессиональной деятельности офицера-специалиста по физической подготовке и спорту, так как ему принадлежит решающая роль в ее организации.

Офицеры-специалисты по физической подготовке и спорту являются главным связующим звеном в числе всех должностных лиц, участвующих в управлении физическим совершенствованием личного состава армии и флота. Это предъявляет особые требования к их военно-специальной подготовленности. Современный специалист по физической подготовке и спорту должен в совершенстве знать направления и владеть методами формирования физической готовности военнослужащих, технологиями организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности, применять в практической деятельности современные формы, методы и средства оздоровительной, рекреационной и адаптивной физической культуры, осуществлять маркетинговую и хозяйственную деятельность, управлять ресурсами и персоналом. Такая многогранная подготовка специалиста по физической подготовке и спорту ведется на всех кафедрах института. Тем не менее, дисциплине «Теория и организация физической подготовки войск» в сложной междисциплинарной системе принадлежит особая роль, как дисциплине интегрирующей содержание общепрофессиональных, военно-специальных, естественно-научных дисциплин, определяющей их место и роль в структуре формирования основных компонентов модели специалиста.

Глава I|

ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК
КАК УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК

Теория и организация физической подготовки войск, как и каждая научная и учебная дисциплина, имеет свои определенные понятия, предмет и содержание.

Основные понятия теории и организации
физической подготовки войск

Основными понятиями теории и организации физической подготовки войск являются: физическое состояние, физическое совершенствование, физическая подготовка, физическая готовность.

Физическое состояние — это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность военнослужащих.

Физическое развитие характеризуется антропометрическими (морфологическими) особенностями человека. Основными признаками физического развития являются: рост, вес, окружность груди, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.

Функциональное состояние организма военнослужащих характеризуется степенью функциональной полноценности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.

Свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности, называются специальными функциональными качествами. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, перегрузкам и кислородному голоданию. Устойчивость к укачиванию определяется способностью организма стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности: в полете, на корабле, в боевых машинах. Устойчивость к перегрузкам— это свойство организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения. Устойчивость к кислородному голоданию — способность военнослужащих действовать в условиях недостатка кислорода.

Физическая подготовленность военнослужащих характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность военнослужащего. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость. Выносливость определяется способностью военнослужащего противостоять утомлению в процессе военно-профессиональной деятельности. Сила определяется способностью военнослужащего преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Быстрота определяется способностью военнослужащего совершать двигательные действия в минимальное время. Ловкость определяется способностью военнослужащего выполнять, движения координировано и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей.

Двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки военнослужащих подразделяются на общие и военно-прикладные. К общим двигательным навыкам, сформированным, как правило, еще до службы в армии и на флоте, относятся навыки в ходьбе, беге, лазании, ползании, плавании, метании и т. п. К основным военно-прикладным двигательным навыкам относятся навыки в передвижении на лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою.

Физическое совершенствование — это педагогический процесс с использованием систематически выполняемых физических упражнений, направленный на улучшение физического состояния военнослужащих, а также формирование и развитие интеллектуальных, психических и социальных качеств и свойств личности военнослужащего. При выполнении физических упражнений улучшение физического состояния военнослужащих осуществляется в неразрывной связи с совершенствованием других показателей их боеспособности.

Физическая подготовка — это процесс физического совершенствования военнослужащих с учетом особенностей их военно-профессиональной деятельности. Использование понятия «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность (специализированность) процесса физического совершенствования военнослужащих. Прикладная физическая подготовка характерна также для целого ряда других сфер профессиональной деятельности, особенно тех из них, которые предъявляют повышенные требования к физическим кондициям, переносимости физических нагрузок, противостояние неблагоприятным факторам деятельности (физическая подготовка космонавтов, водолазов, геологов и других специалистов).

Понятие «физическая подготовка» имеет много значений. Первый аспект употребления данного понятия связан с рассмотрением физической подготовки как одного из предметов боевой подготовки, направлений воинского обучения и воспитания. Во втором аспекте понятие «физическая подготовка» ассоциируется с одноименной учебной дисциплиной в военно-учебных заведениях (хотя в последние годы она трансформирована в учебную дисциплину «физическая культура»). Наконец, под понятием «физическая подготовка» может пониматься система мероприятий управленческо-организационного, информационно-методического, технического и иного порядка, направленных на создание оптимальных условий для физического совершенствования различных категорий военнослужащих. В любом аспекте употребление данного понятия его следует рассматривать как процесс, который имеет своим результатом достижение определенного уровня физической подготовленности военнослужащих.

В последние годы в теории физической подготовки войск появилось и распространилось новое понятие «физическая готовность». Физическая готовность военнослужащих к боевой деятельности рассматривается как один из компонентов боевой готовности войск. Физическая готовность – это конкретное физическое состояние военнослужащих, обеспечивающее успешное выполнение боевых задач и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, оптимальным функциональным состоянием организма и требуемым уровнем двигательной подготовленности. Отсутствие у личного состава физической готовности к боевым действиям не может быть в современных условиях компенсировано высоким уровнем развития других показателей их общей готовности к боевой деятельности. Формирование, поддержание и восстановление физической готовности военнослужащих к боевой деятельности обеспечивается под воздействием всех условий их жизнедеятельности при ведущей роли физической подготовки. С некоторой условностью физическую готовность можно сравнивать с интегральной готовностью спортсмена к предстоящим стартам, когда, наряду с высоким уровнем общей и специальной физической подготовленности, имеют место и другие слагаемые, обеспечивающие успешность соревновательной деятельности.

Предмет теории и организации физической подготовки войск

Предмет той или иной дисциплины — это те объективные явления, их связи и отношения, которые отличают одну область знаний от другой, придают учебным дисциплинам качественное своеобразие.

В физической подготовке войск определяющее значение имеют связи и отношения между постоянно изменяющимися требованиями современного боя к физическому состоянию военнослужащих, фактической физической пригодностью нового пополнения армии и флота, деятельностью соответствующих должностных лиц по управлению процессом физического совершенствования военнослужащих и реальными возможностями осуществления физического совершенствования личного состава в условиях армейской и флотской службы (рис. 1).

 
  Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru

Рис. 1. Основные связи и отношения, анализируемые теорией и организацией физической подготовки войск

Теория и организация физической подготовки войск призвана дать научно-теоретическое объяснение и истолкование данных связей и отношений, вскрыть существующие закономерности и обосновать пути их реализации в процессе физической подготовки.

Следовательно, предметом теории и организации физической подготовки войск являются закономерности процесса физического совершенствования военнослужащих и управления этим процессом.

Данный предмет является единым для теории и организации физической подготовки войск и как научной, и как учебной дисциплины. Вместе с тем, понятие «научная дисциплина» гораздо шире, чем понятие «учебная дисциплина». Из всего многообразия результатов научных исследований и достижений практики в содержание теории и организации физической подготовки войск как учебной дисциплины включены лишь наиболее важные и принципиальные положения.

Они адресованы обучающимся – будущим специалистам по физической подготовке и спорту и имеют первостепенное значение для организации, обеспечения и проведения физической подготовки в воинских частях и военно-учебных заведениях в соответствии с объективными требованиями боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих.

Теория физической подготовки войск представляет собой динамичную систему современных научных положений, раскрывающих сущность физического совершенствования военнослужащих. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса физического совершенствования личного состава, для обобщения всех имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки в войсках и военно-учебных заведениях, в условиях изменения концепции современного общевойскового боя.

В ходе практики физической подготовки реализуются ключевые положения, идеи теории физической подготовки. Иными словами, она трансформирует общетеоретические положения в конкретные практические действия, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений.

Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины — теории и организации физической подготовки войск.

Теория физической подготовки войск прошла ряд этапов своего становления. Они связаны с определенным уровнем развития научного знания, степенью их интеграции и применения в военном деле. В значительной мере они отражают развитие теории и практики применения войск, степень совершенства их военно-технической базы и технологий вооруженной борьбы. Выделяют следующие этапы развития теории физической подготовки войск:

· э м п и р и ч е с к и й – обобщение практического опыта и изложение его в форме описания (накопление);

· а н а л и т и ч е с к и й – выделение и изолированное изучение отдельных его сторон и свойств (дифференциация);

· с и с т е м н ы й – интегральное отражение взаимосвязей и отношений между сторонами и свойствами объекта (интеграция).

Эмпирическому этапу развития теории физической подготовки войск соответствует период с 1918 по 1950 г.г. ХХ века. Его суть сводится к определению влияния преимущественно экзогенных (внешних) факторов развития науки. На начальном этапе публикации по вопросам физической подготовки войск отражают ее прикладные аспекты, сложные работы аналитического характера практически отсутствуют. Такой подход характерен в те годы и для теории физической культуры, которая заполняет свое содержание санитарно-гигиеническими, биологическими и педагогическими знаниями, что должно было обеспечить воспитание прикладных навыков, физических качеств, укрепление физического здоровья, формирование коллективистских навыков и классовой солидарности. Роль гуманитарных наук и достижения психологии заменялись идеологическим воздействием.

В послевоенный период в теории физического воспитания появляется большое число прогрессивных научных разработок. Внимание уделяется развитию ее естественнонаучных основ, хотя и сохраняется ее прагматическая направленность и сводимость предмета к решению узкоутилитарных задач. В теории физической подготовки войск в 50-е годы, отмечается переход к аналитическому этапу развития. Он характеризуется анализом действия совокупности экзогенных и эндогенных факторов (рис. 2).

Сутью аналитического этапа стала разработка базовой идеи в теории и практике физической подготовки войск − идеи специально направленной физической подготовки.

 
  Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru

Накопление

Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru 2001 г. – по настоящее

Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru время

Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru

1918-1950гг. 1951-1990гг. 1991-2000гг.

“накопление” “дифференциация” “интеграция”

Обобщение практического опыта, изложение его в описательной форме   Выделение и изолированное изучение отдельных сторон и свойств процесса физической подготовки   Интегральное изучение взаимосвязей и отношений между сторонами и свойствами процесса физической подготовки

                               
  Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru   Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru
      Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru   Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru   Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru   Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru   Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru   Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru
 
 
Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru Предмет теории и организации физической подготовки войск - student2.ru


Проблемы выработки прикладных навыков, физических качеств и укрепления здоровья, формирования групповой сплоченности   Использование ФУ для повышения устойчивости организма   Организационно-управленческие аспекты ФП   Комплексирование ФП и других дисциплин  

Рис. 2. Этапы развития теории физической подготовки войск

Однако утверждение о том, что сегодня альтернативы данной идее нет, весьма противоречиво. Это основывается на том, что для специалистов, у которых не выражен двигательный компонент в деятельности, основные положения теории специальной направленности не находят фактического подтверждения. Распространение данной теории на массовый спорт привело к искажению его сущности и прямому дублированию физической подготовки.

Каждому из названных этапов развития теории физической подготовки войск характерны свои подходы к определению нормативной базы физической подготовки. На первом этапе доминировала концепция превышения уровня физической подготовленности нормативов по боевой подготовке.

Второй период характеризуется концепцией учета требований боевой деятельности к физической подготовленности, отраженной в теории специальной направленности.

На третьем этапе (продолжающемся и в настоящее время) разработана концепция общности требований физической подготовленности к группам воинских специальностей.

Для каждого из выделенных этапов характерны свои концептуальные положения, частные теории, на которых выстраивалась та или иная модель физической подготовки военнослужащих. Например, этапу дифференциации и роста числа воинских специальностей соответствует принцип специальной направленности физической подготовки, реализуемый на практике в виде соответствующего подбора физических упражнений и установления нормативных требований для системы проверки и оценки. В 50-80-е годы XX в. в теории физической подготовки войск доминировала концепция переноса, связанная с положением о том, что между моделируемыми в ходе физической подготовки действиями и действиями военнослужащих во время учебно-боевой деятельности существует определенная связь. Успешность в определенных видах физкультурно-спортивной деятельности предопределяет эффективность выполнения адекватных им учебно-боевых задач. Теория переноса явилась исходным началом для реализации принципа специальной направленности физической подготовки. В последние годы наметился отход от данного принципа. В действующих руководящих документах отсутствует дробление воинских специальностей применительно к организации процесса физической подготовки. В нормативной базе физической подготовки выделяется 4 обобщенных категории личного состава армии и флота в зависимости от уровня требований к их физической готовности.

Содержание теории и организации физической подготовки войск

К основным вопросам, составляющим содержание теории и организации физической подготовки войск, относятся следующие:

место и, значение физической подготовки в системе боевого совершенствования войск;

влияние физической подготовки на боеспособность войск;

структурно-функциональный состав системы физической подготовки военнослужащих;

закономерности и принципы управления физической подготовкой на различных уровнях;

оценочно-критериальная система, как основа для определения степени физической готовности военнослужащих к военно-профессиональной деятельности;

факторы, влияющие на систему физической подготовки войск;

цель, задачи, принципы, средства, методы и формы физической подготовки в армии и на флоте;

основы служебной деятельности офицеров-специалистов по физической подготовке и спорту.

Таким образом, теория и организация физической подготовки войск представляет собой совокупность фундаментальных и прикладных знаний, фиксирующих определенный уровень научных достижений в данной области, общественного опыта практической работы и задающих ориентиры для дальнейшего поиска.

Наши рекомендации