Психолого-педагогическая диагностика терпимого отношения к детям

Методика наблюдения внешних проявлений уровней и индивидуально-типических проявлений терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям

Цель — получение объективной информации о внешних проявлениях уровней и индивидуально-типических особенностей терпимого, толерантного, нетерпимого отношения.

Методика проводятся с каждым замещающим родителем индивидуально.

Проведение и обработка методики.

Специалист службы сопровождения замещающих семей наблюдая за поведением замещающего родителя в ситуациях взаимодействия с детьми, фиксирует определенным образом способы толерантного, терпимого, нетерпимого отношения с указанием эмоционального отношения взрослого.

Фиксируются следующие девять пар воздействий:

1 - разрешает – 2 - запрещает; 3 - поощряет – 4 - наказывает; 5 - хвалит – 6 - ругает; 7 - обращает внимание на ребенка – 8 - игнорирует его; 9 -организует – 10 - дисциплинирует; 11 - помогает – 12 - не оказывает помощи; 13 - предоставляет самостоятельность – 14 - контролирует; 15 - просит – 16 - требует (приказывает); 17 - заинтересовывает ребенка – 18 - не заинтересовывает.

Фиксируемые данные заносятся в специальную таблицу:

                                   

Проявление того или иного воздействия отмечается слэшем (/), модальность отношения: ласковый или безразличный взгляд, теплый или холодный тон, улыбка или сердитое выражение лица — обозначается знаками (+) или (-).

Например, замещающий родитель похвалит ребенка, улыбнулась (лся) ему, в графу «хвалит» ставится слэш со знаком ( + ) — ( / + ). Если же он (она) похвалил (а) его, но сделал (а) это формально, с безразличным видом, в эту же графу ставится слэш, но со знаком минус — ( / — ).

Цифрами обозначены следующие формы воздействия:

1. разрешает; 2 – поощряет; 3 – хвалит; 4 – обращает внимание; 5 – организует; 6 – помогает; 7 – предоставляет самостоятельность; 8 – просит; 9 – заинтересовывает; 10 – запрещает; 11 – наказывает; 12 – ругает; 13 – игнорирует; 14 – дисциплинирует; 15 – не оказывает помощи; 16 – контролирует; 17 – требует (приказывает); 18 – не вызывает интереса.

Обрабатываются результаты следующим образом. Подсчитывается общее число воздействий (число слэшей). Затем подсчитывается число того или иного воздействия отдельно со знаком (+) и со знаком0 (-), Каждое число по каждому типу воздействий делится на общее число воздействий и округляется до сотых долей. Например, в ходе наблюдения было зафиксировано 100 воздействий, из них 21 раз замещающий родитель помогал детям и делал это охотно, с улыбкой, а 4 раза оказывал помощь, но раздраженно, без особого желания. Следовательно, внизу таблицы под графой «помогает» пишем число со знаком (+)— 17: 100 = 0,17, а со знаком (-) —4: 100 = 0,04.1 -же делается по всем остальным параметрам.

После этого складываются все числа со знаком плюс по параметрам: разрешает, поощряет, хвалит, обращает внимание, организует, помогает, предоставляет самостоятельность, про сит, заинтересовывает (параметры с 1-го по 9-й включительно). Получаем итоговое число, например, 0,89. Затем складываются все числа со знаком минус по этим же параметрам, получаем итоговое число, например, 0,02. То же делается по параметрам: запрещает, наказывает и т.п. (параметры с 10-го по 18-й) со знаком плюс получаем, например 0,06, и со знаком минус, например 0,03. В сумме все четыре числа должны составить единицу: 0,89 + 0,02 + 0,06 + 0,03 = 1. После чего из первого полученного числа (0,89) вычитаем последнее (0,03), получаем итоговое число, которое и характеризует оптимальный уровень терпимого отношения руководителя.

0,86 — 1,00 — оптимальный уровень; терпимое отношение к ребенку; преобладающая форма отношений к детям: «сотрудничество», «уступчивость», «снисхождение»;

0,85 — 0,62 — ситуативный уровень; толерантное отношение к детям; преобладающая форма отношений к детям: «снисхождение», «терпеливость», «высокомерие», «беспомощность»;

0,61 и ниже — низкий уровень; нетерпимое отношение к детям; преобладающая форма отношений к детям: «пренебрежение», «импульсивность», «отстраненность». Дополнительно для большей надежности фиксируются девять форм отношений замещающего родителя к ребенку «снисхождение», «сотрудничество», «уступчивость», «высокомерие», «терпеливость», «пренебрежение», «отстраненность» «импульсивность», «беспомощность» — по следующим параметрам:

- позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», «на равных», «снизу»;

- внешний вид замещающего родителя: поза, тон голоса, содержание общения.

Фиксируемые данные заносятся в таблицу.

Позиция Терпимость Содержание обращения Поза Внешний вид Тон голоса
«Сверху» Снисхождение        
«На равных» сотрудничество        
«Снизу» Уступчивость        
«Сверху» Высокомерие        
«На равных» Терпимость        
«Снизу» Беспомощность        
«Сверху» Пренебрежение        
«На равных» Отстраненность        
«Снизу» Импульсивность со стремлением изменить        

Проявление того или иного воздействия отмечается слэш (/), модальность отношения, занимаемая к детям, позиция; поза («доминантная», «приноравливающая», «сотрудничающая»); внешний вид (агрессивный, неуверенный, ассертивный); тон голоса (властный, помогающий, конформный), содержание обращения: преобладание требовательности либо доверия, равное соотношение названных характеристик — обозначается знаком (+) или (-). Например, если замещающий родитель сделал замечание ребенку с отстраненным видом, то в соответствующие графы ставятся определенные знаки (+) или (-). Обработка результатов осуществляется по аналогии с предыдущей методикой стандартизированного наблюдения.

Далее проводится беседа с замещающим родителем, ее целью является диагностика особенностей проявления уровней терпимого отношения к ребенку и индивидуально-типических особенностей терпимого отношения к детям у замещающего родителя.

Вопросы, которые следует задавать в ходе беседы с замещающим родителем:

1. Что такое для Вас терпимое отношение к детям (конкретному приемному ребенку)?

2. 0т чего зависит Ваше терпимое отношение к детям (конкретному ребенку)?

З. К кому Вы более терпимы, почему?

4. К кому Вы испытываете менее терпимое отношение, почему?

5. Как Вы проявляете терпимое отношение к детям?

6. Как другие замещающие родители (Ваш супруг, как замещающий родитель) проявляют терпимое отношение к детям?

7. Как Вы выражаете нетерпимое отношение к детям?

8. Как другие замещающие родители (Ваш супруг, как замещающий родитель) выражают нетерпимое отношение к детям?

9. Как Вы думаете, как называют ребята между собой терпимого и нетерпимого замещающего родителя ?

10. А как лично Вас называют приемные дети? Почему именно так? Вам нравится Ваше «прозвище», почему?

11. Вы себе больше нравитесь в состоянии терпимого или нетерпимого отношения? Почему?

12. Как Вы полагаете, окружающие предпочитают видеть Вас в каком больше состоянии (терпимом или нетерпимом)? Почему?

13. Можно про Вас сказать, что «И. О. терпимая» или «И. О. нетерпимая»? Кто может так сказать про Вас?

Наши рекомендации