Критерии развития игровой деятельности
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей
· Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).
· Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).
· В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - «Съедобное - несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).
· Соблюдают баланс между игрой идругими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.
· Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).
II. Условия для развития общения между детьми в игре
· Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
· Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).
· Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).
III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре
· Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.
· Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).
· Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
· Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
· Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).
· Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.
IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей
· Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).
· Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).
· Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).
· Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры
· Организуют сюжетно-ролевую игру.
· Организуют игры с правилами.
· Способствуют возникновению режиссерской игры.
· Организуют игры-драматизации.
· Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
· Организуют подвижные спортивные игры.
· Используют дидактические игры в педагогическом процессе.
· Приобщают к играм разных народов.
Диагностический лист
по определению уровня развития игры детей
Показатели развития | Фамилия, имя ребенка |
I. Содержание игры 1. Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | |
2. Разнообразие замыслов | |
3. Количество игровых задач | |
4. Разнообразие игровых задач | |
5. Самостоятельность при постановке задач: а) вставит взрослый; б) с помощью взрослого; в) самостоятельно | |
II. Способы решения игровых задач 6. Разнообразие игровых действий с игрушками | |
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками: а) развернутые; б) обобщенные | |
8. Игровые действия с предметами-заместителями: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | |
9. Игровые действия с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | |
10. Принимает роль | |
11. Разнообразие ролевых действий | |
12. Выразительность ролевых высказываний | |
13. Наличие ролевых высказываний | |
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого; б) ребенка | |
15. Ролевая беседа возникает: а) со взрослым; б) со сверстником | |
16. Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого; б) ребенка | |
17. Содержательность ролевой беседы | |
III. Взаимодействие детей в игре 18. Вступает во взаимодействие: а) со взрослым; б) со сверстником | |
19. Ставит игровые задачи: а) взрослому; б) сверстнику | |
20. Принимает игровые задачи: а) от взрослого; б) от сверстника; в) отказывается | |
21. Длительность взаимодействия: а) кратковременное; б) длительное |
Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком « + »; отсутствие показателя – знаком «-». Например:
1а - « + » (замысел игры появляется с помощью взрослого).
1а - « - » (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия).
16 - « + » (ребенок сам придумал, как будет играть).
16 - « - » (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры).
2 - « + » (замыслы игр у ребенка разнообразные).
2 - « - » (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются).
40. Значение введения в игру предметов-заместителей.
41. Игровая позиция воспитателя в работе с дошкольниками.