Особенности профессии тренера

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(гимнастика)

Учебное пособие

Особенности профессии тренера - student2.ru

Дисциплина специализации

022303 технология спортивной подготовки

Ставрополь 2008

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

Н.Н. Грудницкая

Введение в специальность (гимнастика): Учебное пособие – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – с.

Пособие содержит программный материал курса специализации 022303 технология спортивной подготовки, разработанного для студентов специальности 032101 – «Физическая культура и спорт». Предназначено для студентов факультета физической культуры.

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Магин В.А.

кандидат педагогических наук, доцент Вучева В.В.

@Издательство Ставропольского

Государственного университета

2008.

Пояснительная записка

Пособие содержит программный материал курса «Введение в специальность», дисциплины специализации: «Технология спортивной подготовки”, разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032101 “Физическая культура и спорт” на кафедре гимнастики факультета физической культуры Ставропольского государственного университета.

Цель курса «технология спортивной подготовки» - подготовить выпускаемого специалиста к работе тренером избранного вида спорта (гимнастики).

Курс дисциплины специализации призван существенно, расширить и усилить профессиональную подготовку выпускаемых специалистов, а также повысить уровень спортивной подготовленности студентов по избранному виду спорта. Подготовка будущего специалиста физической культуры построена в единстве взаимосвязи всех элементов, а предмет «Введение в специальность» рассматривается в качестве дисциплины, которая систематизирует остальные дисциплины учебного плана. С учетом этого в учебном материале отражены системные межпредметные связи с циклами общетеоретических, медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Это позволяет обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста в области гимнастики, воспитать необходимые личностные качества, приобрести высокий уровень общей культуры.

В течение последних десятилетий определились основные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки, такие как прирост тренировочных нагрузок, увеличение соревновательной практики, расширение нетрадиционных средств подготовки; совершенствование системы управления тренировочного процесса, создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах спортивной тренировки и совершенствование системы управления тренировочным процессом. Правильное понимание организационных и методических основ современного спорта, современных тенденций развития вида спорта и тренировочного процесса позволит тренеру рационально строить процесс спортивной тренировки.

Дисциплина « Введение в специальность » знакомит студентов с программным материалом по специализации и требованиями по специальной подготовке будущего тренера гимнастики, с основными понятиями, изучаются ценности избранного вида спорта, его тенденции развития, особенности соревновательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

  с
От автора
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ГИМНАСТИКЕ    
1.1. Особенности профессии тренера
1.2. Цель деятельности тренера
1.3. Знания, умения, навыки тренера
1.4.. Педагогические способности тренера
1.4.1. Проблема таланта тренера
1.4.2. Основные категории способностей тренера.
1.4.3. Уровни результативности работы тренера
1.5. Специализация тренеров
Глава 2. ТИПЫ И ВИДЫ СПОРТА  
2.1. Спорт, его роль и организация в обществе
2.2. Типы спорта
2.3. Виды спорта
2.4. Тенденции развития современной гимнастики
2.4.1. Основные факторы, определяющие тенденции развития видов гимнастического многоборья  
Глава 3. СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА  
3.1. Педагогическое и агитационное значение соревнований
3.2. Виды и характеристика соревнований
3.3. Документы, необходимые для проведения соревнований
3.4. Состав и работа судейской коллегии на соревнованиях
3.5. Подготовка и проведение соревнований
3.6. Судейство соревнований
3.7. Особенности проведения массовых соревнований
3.8. Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
3.9. Система соревнований в многолетнем процессе подготовки с спортсменов  
Глава 4. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
4.1. Основные средства
4.1.1. Физические упражнения
4.1.2 Гимнастические снаряды, специальные устройства и тренажеры  
4. 2. Условия для спортивной тренировки
4.2.1. Спортивные сооружения
4.2.2. Гигиенические требования к эксплуатации залов.
4.2.3. Оборудование гимнастических залов
4.2.4. Спортивные базы и центры
4.2.5. Музыка в спортивной подготовке
4.2.6. О роли света и цвета в подготовке спортсменов
4.2.7. Цветомузыка и ароматерапия
4.3. Основные методы спортивной тренировки
4.4. Тренировочная нагрузка её компоненты
4.4.1. Основные компоненты нагрузок
4.5. Реализация дидактических принципов в спортивной подготовке  
Литература
       

ГЛАВА 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ГИМНАСТИКЕ

Яркие выступления гимнастов можно сравнить с вершиной айсберга. Вся основная масса айсберга, его скрытая часть, невидимая зрителю, — это чер­новая работа самого спортсмена и совокупность деятельности многих людей, служб, обеспечивающих его подготовку.

В большую цепь связаны тренеры, врачи, научные консультанты, адми­нистраторы и менеджеры, технические службы, отвечающие за оборудова­ние и инвентарь для занятий гимнастикой. В этой цепи каждое звено имеет существенное значение. Может быть, на первый взгляд, можно обойтись без участия, без помощи кого-либо из перечисленных участников процесса мно­голетней подготовки гимнастов.

Особенности профессии тренера

Прежде всего, следует подчеркнуть, что тренер — педагог. Никакие математические формулы не заменят живого общения с учениками. Тренеры должны уметь говорить, слушать, давать советы и, главное, действовать. От громогласных команд до доверительного полушепота — таким, образно, должен быть диапазон профессиональных педагогических умений.

Сложность профессии тренера состоит в том, что его взаимодействия с учениками не ограничиваются интеллектуальным общением, вербальным (словесным") материалом. Тренер много работает физически, несет большие психические нагрузки.

Диапазон функций тренера велик. Тренер должен «все знать» и «все уметь»: вывести физическую формулу и выполнить анализ техники по отснятой им кинограмме или видеозаписи, составить сбалансированную по пищевым веществам питательную смесь, определить рацион на день, сделать массаж, дать совет по лечению травм, оборудовать спортзал. А еще и не один раз в день провести на высоком профессиональном и эмоциональном уровне тренировку.

Педагогическая суть тренерской деятельности особенно проявляется в воспитательной работе, направленной не столько на технологические вопросы обучения гимнастическим трюкам, сколько на воздействие на нравственную сферу учеников.

В этом ракурсе и олимпийскую медаль можно рассматривать как достижение нравственной цели. Примат (доминирование) педагогических задач — это примат целей. В тренерской работе высокого уровня акцент делается на «дирижерские» умения — проявление качеств организатора и руководителя коллектива, команды, способного не только произнести лозунг, но и воплотить его в жизнь. Наши гимнастические лозунги — это сформулированные цели. В связи с важностью умения ставить цели скажем об этом особо.

Наши рекомендации