Особенности профессии тренера
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(гимнастика)
Учебное пособие
Дисциплина специализации
022303 технология спортивной подготовки
Ставрополь 2008
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Н.Н. Грудницкая
Введение в специальность (гимнастика): Учебное пособие – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – с.
Пособие содержит программный материал курса специализации 022303 технология спортивной подготовки, разработанного для студентов специальности 032101 – «Физическая культура и спорт». Предназначено для студентов факультета физической культуры.
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Магин В.А.
кандидат педагогических наук, доцент Вучева В.В.
@Издательство Ставропольского
Государственного университета
2008.
Пояснительная записка
Пособие содержит программный материал курса «Введение в специальность», дисциплины специализации: «Технология спортивной подготовки”, разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032101 “Физическая культура и спорт” на кафедре гимнастики факультета физической культуры Ставропольского государственного университета.
Цель курса «технология спортивной подготовки» - подготовить выпускаемого специалиста к работе тренером избранного вида спорта (гимнастики).
Курс дисциплины специализации призван существенно, расширить и усилить профессиональную подготовку выпускаемых специалистов, а также повысить уровень спортивной подготовленности студентов по избранному виду спорта. Подготовка будущего специалиста физической культуры построена в единстве взаимосвязи всех элементов, а предмет «Введение в специальность» рассматривается в качестве дисциплины, которая систематизирует остальные дисциплины учебного плана. С учетом этого в учебном материале отражены системные межпредметные связи с циклами общетеоретических, медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Это позволяет обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста в области гимнастики, воспитать необходимые личностные качества, приобрести высокий уровень общей культуры.
В течение последних десятилетий определились основные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки, такие как прирост тренировочных нагрузок, увеличение соревновательной практики, расширение нетрадиционных средств подготовки; совершенствование системы управления тренировочного процесса, создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах спортивной тренировки и совершенствование системы управления тренировочным процессом. Правильное понимание организационных и методических основ современного спорта, современных тенденций развития вида спорта и тренировочного процесса позволит тренеру рационально строить процесс спортивной тренировки.
Дисциплина « Введение в специальность » знакомит студентов с программным материалом по специализации и требованиями по специальной подготовке будущего тренера гимнастики, с основными понятиями, изучаются ценности избранного вида спорта, его тенденции развития, особенности соревновательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
с | |||
От автора | |||
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ГИМНАСТИКЕ | |||
1.1. | Особенности профессии тренера | ||
1.2. | Цель деятельности тренера | ||
1.3. | Знания, умения, навыки тренера | ||
1.4.. | Педагогические способности тренера | ||
1.4.1. | Проблема таланта тренера | ||
1.4.2. | Основные категории способностей тренера. | ||
1.4.3. | Уровни результативности работы тренера | ||
1.5. | Специализация тренеров | ||
Глава 2. ТИПЫ И ВИДЫ СПОРТА | |||
2.1. | Спорт, его роль и организация в обществе | ||
2.2. | Типы спорта | ||
2.3. | Виды спорта | ||
2.4. Тенденции развития современной гимнастики | |||
2.4.1. Основные факторы, определяющие тенденции развития видов гимнастического многоборья | |||
Глава 3. СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА | |||
3.1. | Педагогическое и агитационное значение соревнований | ||
3.2. | Виды и характеристика соревнований | ||
3.3. | Документы, необходимые для проведения соревнований | ||
3.4. | Состав и работа судейской коллегии на соревнованиях | ||
3.5. | Подготовка и проведение соревнований | ||
3.6. | Судейство соревнований | ||
3.7. | Особенности проведения массовых соревнований | ||
3.8. | Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки | ||
3.9. | Система соревнований в многолетнем процессе подготовки с спортсменов | ||
Глава 4. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ | |||
4.1. | Основные средства | ||
4.1.1. | Физические упражнения | ||
4.1.2 | Гимнастические снаряды, специальные устройства и тренажеры | ||
4. 2. | Условия для спортивной тренировки | ||
4.2.1. | Спортивные сооружения | ||
4.2.2. | Гигиенические требования к эксплуатации залов. | ||
4.2.3. | Оборудование гимнастических залов | ||
4.2.4. | Спортивные базы и центры | ||
4.2.5. | Музыка в спортивной подготовке | ||
4.2.6. | О роли света и цвета в подготовке спортсменов | ||
4.2.7. | Цветомузыка и ароматерапия | ||
4.3. | Основные методы спортивной тренировки | ||
4.4. | Тренировочная нагрузка её компоненты | ||
4.4.1. | Основные компоненты нагрузок | ||
4.5. Реализация дидактических принципов в спортивной подготовке | |||
Литература | |||
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ГИМНАСТИКЕ
Яркие выступления гимнастов можно сравнить с вершиной айсберга. Вся основная масса айсберга, его скрытая часть, невидимая зрителю, — это черновая работа самого спортсмена и совокупность деятельности многих людей, служб, обеспечивающих его подготовку.
В большую цепь связаны тренеры, врачи, научные консультанты, администраторы и менеджеры, технические службы, отвечающие за оборудование и инвентарь для занятий гимнастикой. В этой цепи каждое звено имеет существенное значение. Может быть, на первый взгляд, можно обойтись без участия, без помощи кого-либо из перечисленных участников процесса многолетней подготовки гимнастов.
Особенности профессии тренера
Прежде всего, следует подчеркнуть, что тренер — педагог. Никакие математические формулы не заменят живого общения с учениками. Тренеры должны уметь говорить, слушать, давать советы и, главное, действовать. От громогласных команд до доверительного полушепота — таким, образно, должен быть диапазон профессиональных педагогических умений.
Сложность профессии тренера состоит в том, что его взаимодействия с учениками не ограничиваются интеллектуальным общением, вербальным (словесным") материалом. Тренер много работает физически, несет большие психические нагрузки.
Диапазон функций тренера велик. Тренер должен «все знать» и «все уметь»: вывести физическую формулу и выполнить анализ техники по отснятой им кинограмме или видеозаписи, составить сбалансированную по пищевым веществам питательную смесь, определить рацион на день, сделать массаж, дать совет по лечению травм, оборудовать спортзал. А еще и не один раз в день провести на высоком профессиональном и эмоциональном уровне тренировку.
Педагогическая суть тренерской деятельности особенно проявляется в воспитательной работе, направленной не столько на технологические вопросы обучения гимнастическим трюкам, сколько на воздействие на нравственную сферу учеников.
В этом ракурсе и олимпийскую медаль можно рассматривать как достижение нравственной цели. Примат (доминирование) педагогических задач — это примат целей. В тренерской работе высокого уровня акцент делается на «дирижерские» умения — проявление качеств организатора и руководителя коллектива, команды, способного не только произнести лозунг, но и воплотить его в жизнь. Наши гимнастические лозунги — это сформулированные цели. В связи с важностью умения ставить цели скажем об этом особо.