Методика логопедической работы по коррекции нарушений голоса и предупреждению дисфоний у детей

Основная задача реабилитационных мероприятий – устранение этиологического фактора, формирование оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

3 этапа фонопедической работы:

· - подготовительный.

Задачи: - всестороннее обследование ребенка с целью составления плана дальнейшей коррекционной работы; - ослабление патологических речевых связей; - активное сознательное включение в тренировку; - подготовка дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата к последующим голосовым тренировкам; - развитие речевого слуха; - координация общей и мелкой моторики.

· - формирование нового механизма голосообразования

Задачи: - активное формирование навыков речевого дыхания; - воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

· - закрепление и автоматизация речевого стериотипа.

Задачи: - закрепление полученных навыков; - расширение диапазона звучания и развитие выносливости к голосовым нагрузкам.

Цель восстановительного лечения голосовых нарушений реал-ся в 2-х направлениях:

1. Восстановление органической структуры артик. и голос-го аппарата.

2. Коррекция поведения и личности говорящего, выработка правильного речевого стереотипа и техники голосообразования.

Для достижения оптимальных функциональных результатов м/б использованы фонохирургия, медикаментозное лечение; применены разные приборы для тренировок, психотерапия,голосовой тренинг.

Принципы коррекционно-педагогической работы по восстановлению голоса у детей с нарушением голоса:

· общедидактические;

· принципы специальной педагогики:

- пр. активности. (гл. задача логопеда – обеспечить активность обучающегося);

- пр. мотивированости. (у тренирующегося должна быть сформирована потребность активно и сознательно работать, знать реальную перспективу тренировок.)

- пр. последовательности и систематичности. (мотивация обучения позволяет систем-но и послед-но усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка)

- пр. этапности, ситемности и концентричности в подаче материала.

- пр. развивающего обучения (при выборе упр-ний для реализации конкретных задач следует подпирать упр-я несколько более сложные, чем может выполнить ребенок, но не настолько сложные, чем те которые он и не пытается повторить).

В процессе реабилитации голоса у детей с нарушением голоса важными явл-ся постановка и воспитание голоса, а также психотерапевтическое воздействие, направленное на активное участие ребенка в процессе формирования и развития голоса.

Под постановкой (воспитанием) голоса понимается развитие определенных навыков голосообразования и голосоведения в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Осн. цель – добиться выносливости голосового аппарата к интенсивным речевым нагрузкам и обеспечить возможность его работы с минимальной затратой энергии, но максимальным акустическим эффектом.

Комплекс реабилитационных мероприятий вкл-ет следующие разделы: психотерапию, работу над фонационным дыханием, развитие артикуляционо-резонаторной системы, расширение диапазона звучания, развитие речевого слуха, работу по координации как общей, так и речевой моторики.

- Психотерапияпредполагает индив.подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. Осн. средства: беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предлагаемого лечения. Гл. задача – активное и сознательное включение пациента в процесс восстановительного лечения, создание положительного фона для адаптации в обществе.

При первой встрече важно установить контакт, найти правильный подход. Важное внимание уделяется объяснению механизмов нарушения. При этом следует устранить тягостное представление о болезни, раскрыть в доступной форме механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Положительное влияние оказывает записи голоса детей прошедших курс лечения, личные встречи.

Широко используется методы:

- отвлечение от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях (игровые ситуации, различные технические средства, работа над дыханием и артикуляционной моторикой и т.д);

- метод саморегуляции, в частности аутогенной тренировки (АТ). Занятия АТ позволяют достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем проводить целенаправленные воздействия на те или иные вегетативные или психические процессы; позволяет преодолеть мышечное напряжение дыхательной и фонаторной мускулы, что в свою очередь закрепляет правильный механизм фонации.

АТ полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях.

Постановка дыхания.

Осн. ошибки фонационного дыхания – неэкономное использования воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматические и логические членения речевого потока; преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, кот-е соправождается сильным подъемом плечевого пояса, в рез-те чего дыхание становится шумным и напряженным.

Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

Главное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придаются обучению правильному фонационному дыханию.

Воспитание дыхания и развитие голоса – это единый процесс. Те качества дыхания, которые нужны в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения дикционных и голосовых упражнений.

Основное внимание при подборе упр-ний направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умения произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упр-я подбираются по принципу соединения тренировачных гимнастических и дыхательных упр. со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что ускоряет автоматизацию и позволяет добиться хороших результатов в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упр-ний составляется индив-но с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Сюда входят:

- Статические дыхательные упр-я. Осн. задача –воспитать смешано-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового и ротового дыхания, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

- Динамические дыхательные упр-я. Облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющих на процесс фонации.

- Фонационные дыхательные упр-я.

На подгот. этапе занятия начинаются со статич-х дыхат упр-й, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные.

На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индив-х возможностей и клинического диапазона.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков исп-ся разной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.

1. Статические дыхательные упр-я.Исп-ся на подгот-ом этапе, как средство предупреждения дисфонии,

при нарушении голоса в независимости от характера заболевания.

На первом этапе уделяют внимание тренировке нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха, организации правильного дыхания. Для этого исп-ся прибор «TRIFLO-II».

При вдохе нижняя часть грудной клетки расширяется, при этом передняя стенка живота слегка выдвигается вверх и вперед. Большое значение придается тренировке носового вдоха. Отрабатывается короткий бесшумный вдох, что позволяет избежать сухости ротовой полости, усиливающей неприятное субъективные ощущения (навязчивое откашливание, чувства инородного тела, «комка» в гортани).

Осн задача логопеда при проведении тренировок – объяснить ребенку «как выполнить» и «что почувствовать». Для правильного звучания голоса нужен длительный выдох с сохранением определенного уровня подскладного и ротового давления и так называемая «опора дыхания». Под «опорой дыхания» понимается сознательное сохранение выдыхаемой установки, которая достигается правильной осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущением свободы в области ротоглоточной полости и грудной клетки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.

После установления ровного ритмичного дыхания через 5-7 дней занятий следует переходить к формированию навыка дыхания во время двигательной активности.

2. Динамические дых. упр.Выбор комплекса динам-х дых упр-ний зависит не только от физич-х возможностей, но и учитывает выявленные при обследовании недостатки голоса.

Динам-е дыхат упр-я прводят в сочетании с движением туловища, рук, шеи. Осн. цель тренировок достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжений выполняются плавные и медленные движения.

В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения, что позволяет достичь эластичности и упругости мышц, предупреждают их утомляемость и напряженность.

Для автоматизации и закреплении правильных механизмов дыхания подбираются упр-я, приближенные к естественным условиям жизни человека(ходьба,поъем по лестнице, выполнение физических нагрузок). Выполнение динам-х упр-й совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания. Многократно повторяемые упр-я становятся стериотипными и автоматизированными, в рез=те чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, кот-е опеспечивает оптимальное звучание.

3. Фонационные дых-е упр-я.Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упр-ний осущ-ся статически или динамически (медленное разведение рук в стророны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т.д), тренируется длительный выдох.

Далее выбор речевого материала зависит от индив-х особенностей детей, подбирается в соответствии с задачами обучения.

При гипотонусной дисфонии реком-ся произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контралируемых. Далее отрабатываются гласные звуки.

При узелках голосовых складок, воспалительных заболеваниях гортани и глотки в некот-х случаях исп-ют придыхательную фонацию, занятие начинают с мысленного произнесения звука, далее отрабатывают артикуляцию гласных, и упр-я постепенно усложняются: от звука к слогу, слову, словосочетанию, фразе. Следует обращать внимание на распределение дыхания во время речи: избегать излишней потери воздуха во время занятий, следить за равномерностью дыхания при выполнении заданий.

Следует контролировать правильный вдох воздуха через нос при выполнении речевого тренинга, избегая перебора воздуха.

Тренировку выдоха проводят при произнесении одних и тех же простых поговорок, пословиц, далее переходить к сложным. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, дети произносят первую часть, делают логическую паузу и добирают воздух для завершения высказывания.

Далее в тренинг включается рифмизированая стихотворная речь, прозаические тексты, проводят работу над диалогом.

При выборе реч-го материала нужно ориен-ся на звуки, наиболее хорошо произносимыми детьми. Тексты подбираются с учетом интересов детей, что облегчает процесс автоматизации.

Тренировки желательно проводить по 5-10 минут с интервалом 10-15 мин. В зависимости от соматического состояния ребенка и времени проведения занятий в рамках учебной дневной нагрузки реком-ся повторять упр-ния 2 раза в день самостоятельно.

Формирование голосовой атаки.

При твердой атаки воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, кот-е раскрываются одним ударом. Напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении согласного «п». Такая техника исп-ся на начальном этапе, при послеоперационной ринолалии в случае укороченного мягкого неба, при порезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.

При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха (демонстративна при произнесении слов «холм», «хата», «халат»). Этот тип реком-ся при гипертонусной дисфонии, при узелках голосовых складок.

При мягкой голосовой атаке складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается оптимальное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колебаний и безупречное звучание.

Конечная цель фонопедических занятий – это формирование мягкой атаки голосообразования и голосоведения.

Формирование навыка правильного голосообразования. Постановка голоса строго индивидуальный процесс. Начинать голосовые тренировки следует только после согласования с врачом-фониатором.

Приступая к коррекции, следует обратить внимание на начало зв/образование или атаку (наиболее физиологичной явл-ся мягкая). Важно выбрать правильную тональность и интенсивность звучания. Выбор базовых звуков обусловлен клиническим диагнозом и зависит от хар-ра смыкания голосовых складок, тональности звучания и голосовой атаки.

Вначале продолжительность занятий не превышает 2-3 минут с 5-10 мин. перерывом, постепенно время занятий удлиняются и заключительном этапе достигает 15-20 мин при 4-5-разовом выполнении в течение дня.

Осн. цель этого этапа – формир-ие оптимального звучания при наименьшем напряжении – реализуется ч/з првильно подобранные индив-е для каждого ребенка базовые звуки и слоги, интенсивность и тональность звучания.

Традиционно применяются сонорные звуки «м» или «н» как базовые при различных нарушениях голоса: психогенной афонии, гипотонусной дисфонии, порезах и параличах гортани, ларингитах, узелках и полипах голосовых складок.

Опыт показывает , что для некот-х больных предпочтительными оказываются иные способы вызывания и постановки голоса.

При психогенной афонии положительный результат достигается на инспирированной фонации сонорных и гласных звуков. Этот же прием исп-ся при порезах и параличах гортани, у больных с функциональными нарушениями, болезненной фиксированностью на патологическом механизме фонации.

При гипотонусной дисфонии, порезах и параличах гортани лучшие результаты достигаются при произнесении закрытых слогов с глухими взрывными согласными (крак, крок, крук, крэк, крик).

При гипертонусной дисфонии, фарингитах и ларингитах хорошие результаты получаются при отработке вначале артикуляции гласных, затем шепотной фонации, далее тихого звучания.

Важным разделом также явл-ся формирование и развитие слухового контроля. В качествам фонем-го слуха и восприятия, необходимых для коррекции нарушения просодической стороны речи, относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, назализацию,тремолирование, глухость и т.д), изменение интонации, логическое ударение во фразе.

Эффективным методом автоматизации и закрепления голосовых и просодических навыков явл-ся обучение диалог-й речи.

Следующим этапом работы над голосом явл-ся расширение диапазона звучания.

Направления: - развитие силы голоса

- развитие высоты голоса

- развитие тембра голоса

- совершенствование интонационной стороны и выразительности речи.

Исп-ся след-щие упражнения:

- произнесение различного по степени сложности речевого материала на шепоте, тихим голосом, далее с постепенным усилением звучания;

- проговаривание тестовых заданий с постепенным изменением высоты;

- отработка вопросительной и утвердительной интонации в разных коммуникативных ситуациях;

- изменение темпа выполнения заданий.

Развитие темпо-ритмической модуляции проводят, сочетая движение и речь. Это позволяет детям сознательно управлять темпом и ритмом речи в зависимости от ситуации.

Курс заканчивается произнесением специально подготовленных текстов, раскрывающие возможности природных данных ребенка.

Эффективность восстановительной терапии зависит от времени начала коррекционной работы, длительности заболевания и должна быть обеспечена медико-педагогическим воздействием.

Гигиена голоса и предупреждение дисфонии у детей. Степень выразительности голоса определяется не только его природными возможностями, но и систематическими тренировками. Одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса у детей является обучение технике голосоведения и речи, знание гигиены голоса и их соблюдение. Проведение профилактических мероприятий (разъяснение правил гигиены голоса, обучать детей разговаривать тихо и спокойно в соответствии ситуации, избегать чрезмерной громкой речи и пения) явл-ся осн задачей родителей, воспит-лей д/с, учителей.

Вокальный репертуар подбирается с учетом возрастного диапазона голоса: 7 лет – от «c1» до «c2»; 9-13 лет – от «а» до «с2» - у мальчиков и «h1»- «е2» - у девочек.

Особое внимание гигиене голоса уделяется в период мутации. Следует избегать пения в хоре, но индив-ое пение под руководством опытного педагога м/б полезным.

Большой вклад в разработку фонопедических приемов восстановления голоса при органических и функциональных нарушениях внесли Е.С.Алмазова, С.Л. Таптапова, И.И Ермакова, Е.В. Лаврова, Орлова О.С и др.

Наши рекомендации