Тема. Понятие «Дистанционное обучение»

Проведите анализ двух подходов к смыслу дистанционного обучения и пред­ложите свой вариант в третьем столбце.

Информационный Продуктивный Моя позиция
Смысл дистанционного обучения — обмен качествен­ной информацией с помощью информационных технологий Смысл дистанционного обу­чения — создание собственной продукции с помощью инфор­мационных технологий  
Знания — транслируемая информация Знания — результат продуктив­ной деятельности  
Ученик — получатель инфор­мации Ученик — созидатель новой информации  
Нет необходимости в учителе Учитель — партнер, организа­тор среды и процесса  
Учебники и методики очного обучения переносятся в дистанционное обучение Разрабатываются новые мето­дики и учебники, интегрирован­ные с информационными технологиями  
Использование западного опыта работы с информацион­ными технологиями Разработка дистанционной педагогики, опирающейся на отечественную философию  

Интернет-образование.Обучение, в котором применяются тех­нологии и ресурсы Интернет, может быть:

1) полностью дистантным с использованием электронной по­чты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопос­тавима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;

3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, напри­мер, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с об­разовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.

Третий вариант обучения в большей мере относится к Интер­нет-образованию.

Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресур­сов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к по­нятию «дистанционное образование» оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологичес­кую специфику обучения — использование сети Интернет (напри­мер, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т.п.)

Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например, из компьютеризированного класса, т. е. Интернет используется в данном случае в качестве средства обу­чения. Данный фактор делает доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких занятий более проста по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга, и требуются особые формы и методы их коммуни­кации.

WWW— сокращение от World Wide Web — «Всемирная паутина» или про­сто Web — паутина, одно из самых популярных приложений сети Интер­нет. Построена по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссылками (гиперссылками).

Использование Интернет-технологий и ресурсов в школьном образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путеше­ствий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-образование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистан­ционной работы с ними.

Виртуальное образование.Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргоно­мике, индустрии развлечений и др. В психологии используются тер­мины «виртуальный образ», «виртуальный объект». Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов — чело­века и машины.

Виртуальный (от лат. virtualis) - возможный; такой, который может или дол­жен появиться при определенных условиях.

В компьютерной технике применяется так называемая вирту­альная память — кажущаяся память ЭВМ, которой не соответству­ет ни один физический носитель памяти. Виртуальная память существует только в результате функциональных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обес­печивающих создание виртуальной памяти, можно пользоваться гораздо большим объемом информации, чем тот, который позволя­ют вместить реальные физические носители. Кроме того, практи­чески все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной.

Наибольшую популярность сегодня приобрел термин «вирту­альная реальность» по отношению к компьютерному моделирова­нию. В данном случае человек взаимодействует с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые ус­тройства — виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определенные действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в вирту­альной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек визуализации или вызываемых им виртуальных событий.

В учебных целях виртуальные технологии начали применяться еще в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажеров пи­лоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового уп­равления машинно-генерируемыми образами, прежде всего, для решения задач подготовки военного персонала. Сегодня речь идет о создании виртуальной педагогики и психологии, определяющих специфику образовательной деятельности учеников и педагогов с помощью мультимедийных, телекоммуникационных и других элек­тронных средств обучения и технологий.

Психологами определены следующие свойства виртуальной ре­альности: порожденность, актуальность, автономность, интерактив­ность1. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. По­этому ее называют искусственной, сотворенной, порожденной. Вир­туальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», пока активна порождающая ее реальность. В ней свое время, про­странство и законы существования. Для человека, в ней находяще­гося, нет внеположного прошлого и будущего. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальнос­тями, в том числе и с порождающей ее.

Для виртуального образовательного процесса присущи следу­ющие признаки:

а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия;

б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;

в) существование только на протяжении самого взаимодействия.

Таким образом, причиной виртуальных образовательных про­цессов следует считать взаимодействие реальных объектов. В слу­чае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (на­пример, в роли ученика, учителя), то это взаимодействие становит­ся источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Измене­ния и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возни­кающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования как образовывания самих субъектов.

Дискуссия.В какой мере удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через сеть, может заменить непосредствен­ное живое общение и взаимодействие ученика и учителя?

Под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождае­мый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты.

Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими сло­вами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном про­цессе, а не техническими средствами или различными пособиями, в том числе и учебниками. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объема учебного ма­териала обходится без учета взаимодействия конкретных личнос­тей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п.

Педагогику, соответствующую виртуальному образованию, в значительной степени следует считать ситуативной, поскольку осо­бенности ее применения определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной ситуацией, которая су­ществует только в данном пространстве, в данное время, между дан­ными субъектами и объектами образования.

Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происхо­дить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные техно­логии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга учени­ков, педагогов, специалистов, а также информационных масси­вов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, — это выявление и достижение человеком сво­его предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую.

Принципы дистанционного обучения.Опыт использования Ин­тернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации школьника, который не подготов­лен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Ин­тернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Креативная позиция ученика, предупреждающая «впитывание» им экологичес­ки неотфильтрованной информации, — необходимое условие личностно-ориентированного дистанционного образования. С целью реализации данной направленности в дистанционном обучении определены следующие педагогические принципы.

1. Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий — создание учащимися собственных творческих продук­тов в изучаемых с помощью сети образовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демон­страции и обсуждения достигнутых результатов.

Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвос­хищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.

В качестве образовательной продукции для дистантных учени­ков могут выступать их способы решения учебных проблем, скон­струированные графические образы, обнаруженная в сети Интернет и систематизированная определенным образом информация, теле­коммуникативные дискуссии или дистантное сотрудничество по общей теме со сверстниками из других школ и городов, результаты участия в совместных дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественно-научных, экономических, со­циологических и иных исследованиях, выполняемых как с помо­щью сетей, так и в традиционной форме.

Возможность демонстрации учениками продуктов своей обра­зовательной деятельности увеличивает число потенциальных веб-зрителей, что создает широкие возможности для обсуждения, раз­вития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявля­ет собственную позицию в данной образовательной области, стано­вится автором научного, художественного или иного произведения.

2. Индивидуализация дистанционного обучения. Организация про­ектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения проис­ходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготов­ленности и мотивацию субъектов деятельности.

Система контроля внешних образовательных продуктов учащих­ся позволяет адекватно выполнить диагностику их личностного об­разовательного приращения. Этот принцип предполагает, что для оценки результатов дистанционного обучения ученик должен выпол­нить как минимум два образовательных продукта на одну тему, на­пример, в начале и в конце изучения темы. Так, во время многодневного дистанционного проекта «Мой виртуальный дом» ученикам вначале предла­гается составить и описать эскиз своего жилища. После нескольких занятий с использованием эвристических методов ученики готовят второй вариант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень лич­ностного образовательного приращения каждого участника обучения.

3. Открытость содержания образования и учебного процесса. Вза­имодействие с образовательными массивами и удаленными учени­ками развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.

Традиционной общепринятой схемой обучения является сле­дующая: учитель объясняет новый материал — ученик закрепляет его по учебнику — ученик воспроизводит полученную информацию. В данном случае происходит направленность на зафиксированный образец — учебник, наглядное пособие. Увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достиже­ний человечества, мировых культурных и научных сокровищ требует иного, чем в очном обучении, подхода к проблеме конструирова­ния содержания образования. Содержание образования играет роль среды для организации деятельности учащихся.

В открытом образовательном пространстве учащийся выстраи­вает индивидуальную образовательную траекторию. Формы подбо­ра и структурирования содержания дистанционного образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информа­ционного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» — тематически подобранных гипертексто­вых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресур­сы, позволяет ученикам максимально индивидуализировать образовательную траекторию своего обучения.

4. Приоритет деятелъностного содержания перед информацион­ным. Традиционное содержание образования концентрируется в. единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное на­значение которых — трансляция ученикам отобранного содержа­ния. Возрастание объема образовательных Интернет-ресурсов, возможность быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет привычную роль содержания об­разования. Значительный объем, открытость и доступность инфор­мации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятель­ность ученика, на технологию, с помощью которой он создает пла­нируемую образовательную продукцию.

Дистанционное обучение позволяет использовать телекомму­никационные методы конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятельности, осуще­ствляемой учениками с помощью методов дистанционного творче­ства. К таким методам относятся: методы участия в дистанционных конференциях, дистанционный «мозговой штурм», способы созда­ния интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ, мето­ды работы с поисковыми программами, сопоставительный анализ информации в WWW, методы дистантных исследовательских работ, коллективных образовательных проектов.

5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных техно­логий. Цели, содержание, формы и методы обучения должны соот­ветствовать особенностям технических, программных и технологи­ческих компьютерных средств (электронная почта, «Всемирная паутина», чат, веб-форумы, видеоконференции, ISQ и др.). Необ­ходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интегра­ция с организационно-управленческой образовательной деятельно­стью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга субъектов обучения направлена на созда­ние благоприятных условий их продуктивной деятельности, реше­ние проблем взаимопонимания, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации, адекватную оценку результатов обучения.

Веб-форум — форма взаимодействия (переписки) пользователей «Всемир­ной паутины». Записи вводятся и сохраняются непосредственно на веб­сайте, где расположена соответствующая программа.

Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет спе­цифику, накладывающую ограничения на образовательный процесс. И наоборот, необходимость применения тех или иных образователь­ных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникаци­онных средств и информационных технологий. Например, для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий доста­точно возможностей электронной почты. Для дистанционных за­нятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым оказывается режим телеконференций.

6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соотношения между его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой как очными, так и удаленными педагогами. Дистан­ционное обучение не предполагает 100-процентного пребывания ученика за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествозна­ния младшие школьники вначале изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, обмениваются результатами наблюдений, и лишь за­тем отыскивают в сети Интернет и систематизируют информацию о моллюсках.

7. Деятельностные критерии оценки. Существующая система очного школьного образования приводит к тому, что лидерами по­сещаемости среди образовательных сайтов являются всевозможные коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не «коллек­ции образовательных инструментов», где содержались бы наборы способов познания, методов обучения, необходимых для осуществ­ления реального образования. Использование учащимися чужих готовых рефератов определяется несовершенством контрольных требований традиционной системы образования, в которой прове­ряется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения.

Проверке должны подлежать не информационные, а деятель­ностные результаты обучения. Очный зачет или дистантный экза­мен для учащихся строится тогда на рефлексивных вопросах и заданиях типа: «Опишите способы достижения полученных вами ре­зультатов». Подобная система контроля оценивает не столько мате­риализованный продукт учащегося, например, реферат, который может быть взят из «коллекции рефератов», а личную деятельность ученика, характеризующую его внутренние образовательные при­ращения.

Дистанционные курсы, проекты и другие формы обучения, раз­рабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направ­лены на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них пространствен­ного мировоззрения.

Дискуссия.Для всех ли учащихся применимо дистанционное обучение? Все ли учебные курсы можно изучать с помощью Интернет? Ка­ковы границы применимости дистанционного обучения?

Типы дистанционного обучения.Анализ особенностей дистанци­онного обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индиви­дуализации и продуктивности:

1-й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение ре­шает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традици­онной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

Основной учебный процесс происходит в очной школе. Исполь­зуется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуника­ционные возможности. Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят эпизодический характер. Сеть расширяет возмож­ность доступа к массивам информации. Главную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы из сети. Критерии оценки результатов дистан­ционного обучения данного типа практически не отличаются от тех, которые используются при очном обучении.

2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обу­чение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсив­но. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.

Обучение происходит в форме дистанционных образовательных проектов. Организаторами проектов выступают школы или центры дистанционного обучения, вузы, учреждения дополнительного об­разования.

Данный тип образования — дополнительный к базовому, но иногда проекты позволяют изучить отдельные темы и разделы основных учеб­ных дисциплин, что является скорее исключением, чем правилом.

Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят организованный, но не систематический характер. Более успешно, чем в первом типе обучения, формируются навыки работы учени­ков и педагогов с открытыми образовательными системами, но в основном за счет перегрузки очного учебного процесса, поскольку его объем и критерии оценки результатов обучения детей очной школой, как правило, не меняются.

Усиливается продуктивность образования, поскольку результа­том дистанционного проекта является создание его участниками определенной продукции — текстов, рисунков, исследований, твор­ческих работ.

Для дистанционного обучения данного типа достаточно нали­чия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительного к очному. Центр тяжести обучения сохраняется за очным общеобразователь­ным процессом, коллективные и групповые формы занятий преоб­ладают над индивидуальными.

3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обу­чение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодичес­ки или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия про­водятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подго­товку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической позиции учителя и используемых программ.

Количество и качество дистанционных коммуникаций учени­ков и удаленных педагогов увеличиваются. Роль очного учителя выполняет местный локальный координатор — родитель или учи­тель, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняя предписания удаленного педагога.

Дистанционное обучение данного типа становится не только дополнительным к очному, но и частично заменяет его. В некото­рых случаях (например, в очной школе нет необходимого-педагога) удаленный педагог полностью ведет занятия по отдельным предме­там, которые входят в базовый компонент школьного образования. Такие программы, как NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit позволяют обес­печить видео- и аудиосвязь, что приближает дистанционные фор­мы обучения к очным. Результаты дистанционного обучения школа вносит в итоговую аттестацию детей.

Квалифицированные дистанционные учителя ведут занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от них учащимися из других школ и городов, т. е. учебный класс состоит как из очных, так и дистантных учеников. Подобные формы использования теле­коммуникационных технологий особенно востребованы сельской школой, где ощущается недостаток квалифицированных кадров. Проблемой является отсутствие достаточного числа прецедентов работы в школах удаленных учителей и неразработанная норматив­но-правовая база.

4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обу­чение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образова­ния. Задача телекоммуникационных технологий — усилить лично­стную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в фор­мах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможнос­ти. И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем до­полнительные возможности для раскрытия творческого потенциа­ла учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с очным.

Меняется роль и место основных образовательных компонен­тов традиционного образования: целей, содержания, форм, крите­риев оценки обучения. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъек­тов образования. Для организации дистанционного обучения тако­го типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать обра­зовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое.

Вариант данного типа обучения — полностью дистанционное обучение, например, детей, находящихся в больницах, колониях, имеющих индивидуальные особенности, из-за которых они не мо­гут посещать школу. Данный тип обучения наиболее интенсивно развивается в вузах, особенно на платной основе. Для общеобразо­вательных школ, практически не имеющих опыта заочного обуче­ния, труднее принять модель 100-процентного базового дистанци­онного обучения. Развитие технологий данного типа обучения возможно при определенных условиях, например, в рамках про­грамм дистанционной помощи одаренным ученикам, больным де­тям, несовершеннолетним преступникам.

5-й тип: «Ученик — Интернет — ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанцион­ной школе, а одновременно в нескольких. Комплексная образова­тельная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведение, или родители ученика.

Дистанционное обучение данного типа следует назвать распре­деленным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особеннос­ти и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образователь­ную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа как форма предоставления образовательных ус­луг в этом случае максимально приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополни­тельным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интер­нет.

Персональный образовательный центр со специальным про­граммным обеспечением должен стать непременным атрибутом персонального компьютера, его разработка — вопрос времени. До­полненный новейшим программным обеспечением, такой центр воплощает возможности, ранее считавшиеся фантастическими. На­пример, уже сегодня имеются программные разработки, позволяю­щие работать в одной виртуальной комнате удаленным друг от дру­га людям. Такая работа является полноценным аналогом очных действий, т. е. каждый человек дистанционно управляет своей вирту­альной моделью, которая может, например, подходить в виртуаль­ной комнате к шкафу, брать из него предметы, ставить их на общий стол для совместных действий с присутствующими в комнате уп­равляемыми моделями других людей.

Перечисленные пять типов дистанционного обучения не исклю­чают других возможных типов, а также их комбинаций. Соответ­ственно типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обуче­ния, система диагностики и оценки результатов, т. е. строится ди­дактическая система. Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотно­шение между очным и дистанционным обучением (степень дистан­ционное™), индивидуальными и групповыми занятиями (степень индивидуализации), продуктивным и репродуктивным обучением (степень творчества).

Школьный телекоммуникационный центр.Организация дистан­ционного обучения в школах происходит на базе телекоммуника­ционных Интернет-центров, организующих и координирующих дистанционную деятельность учеников и педагогов.

Чтобы школьный телекоммуникационный центр оказывал ре­альное позитивное влияние на образовательный процесс, недоста­точно решить технические, кадровые и организационно-правовые вопросы. Например, наличие компьютеров, программного обеспе­чения и специалистов составляет примерно 20% общих затрат и объема труда при организации телекоммуникационной образова­тельной деятельности. Главным же оказывается содержание и тех­нология работы школьного телекоммуникационного центра, его научно-методическое сопровождение и организационно-педагоги­ческое обеспечение.

Перечислим значимые с педагогической точки зрения направ­ления деятельности школьного телекоммуникационного центра.

1. Разработка и постановка целей использования телекоммуни­каций, учитывающих современные тенденции информатизации общества, общешкольную образовательную программу и имеющи­еся условия.

2. Организация практики использования образовательных Ин­тернет-ресурсов в очном учебном процессе. Решение задач очного обучения с помощью информационных и телекоммуникационных средств.

3. Разработка и развитие школьного образовательного сайта, отражающего внутришкольную и внешкольную учебно-воспита­тельную деятельность. Внутришкольная деятельность обеспечива­ет коммуникации между учениками, их родителями, педагогами, администрацией, а также использование внутришкольных инфор­мационных данных. Внешкольная деятельность имеет интерактив­ный характер и отражается на сайте в формах телекоммуникаций с внешним миром — гипертекстовых электронных изданиях, дистан­ционных мероприятиях, веб-квестах по учебным предметам и др.

4. Организация участия школьников в дистанционных проек­тах, олимпиадах, телеконференциях, проводимых в сети Интернет. Приобретение опыта проведения собственных инициативных ме­роприятий с привлечением удаленных школ.

5. Организация дистанционного повышения квалификации и переподготовки педагогов школы как в отношении их очной педа­гогической работы, так и постепенного овладения телекоммуника­ционными средствами и технологиями. Участие в дистанционных педагогических курсах, семинарах, научно-практических конферен­циях, дистанционных педсоветах и т. п.

Самостоятельно разрабатывать и решать перечисленные зада­чи под силу не многим школьным телекоммуникационным центрам. Поэтому необходима система научно-методической поддерж­ки их деятельности. Эту поддержку могут оказывать специализиро­ванные межрегиональные центры дистанционного образования, научно-исследовательские и административно-управленческие организации, а также предприятия, занимающиеся разработкой и внедрением информационных технологий в сфере образования. Данную функцию выполняет, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru).

Эффективность вхождения школ в открытое образовательное про­странство будет определяться наличием у них ясной и взвешенной педагогической позиции по отношению к новым технологиям и Ин­тернет-ресурсам. Практическая реализации такой позиции зависит от научно обоснованной системы деятельности школьных телекоммуни­кационных центров и развития дидактики дистанционного обучения.

РЕЗЮМЕ

Существуют два понимания смысла дистанционного обучения: 1) обмен информацией между педагогом и учеником; 2) личност­ная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помо­щью современных средств телекоммуникаций. Второй подход предполагает интеграцию информационных и педагогических тех­нологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъек­тов образования и продуктивность учебного процесса.

Дистанционное обучение — обучение с помощью средств теле­коммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обу­чения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созда­нием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями).

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интер­нет, может быть: 1) полностью дистантным с использованием элект­ронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи; 2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дис­тантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; 3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педа­гог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом ис­пользуются материалы из сети Интернет (Интернет-образование).

Виртуальное образование — процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Принципы дистанционного обучения:

1. Продуктивная ориентация обучения.

2. Индивидуализация дистанционного обучения.

3. Открытость содержания образования и учебного процесса.

4. Приоритет деятельностного содержания перед информаци­онным.

5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных тех­нологий.

6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся.

7. Деятельностные критерии оценки.

Типы дистанционного обучения (отличаются по степени дистан­ционное™, индивидуализации и продуктивности):

1 -й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения.

2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обу­чение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно.

3-йтип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обу­чение частично заменяет очное обучение.

4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обу­чение сопоставимо с очным обучением.

5-й тип: «Ученик — Интернет — ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Школа трансформируется в персональный образова­тельный центр, включающий индивидуальные настройки, собствен­ную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные програм­мы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.

Наши рекомендации