Основные педагогические идеи и принципы Каюма Насыри
Каюм Насыри
Габделкаюм Габделнасырович Насыров родился 14 февраля 1825 г. в Казанской губернии, Свияжском уезде, в селе Верхние Ширданы.
Отец - учитель мектебе, мулла, образованный человек, знающий арабский, персидский, русский языки.
Семья жила бедно, зимой – приношениями учеников, летом – сельскохозяйственным трудом.
Первоначальное образование Каюм получил в сельской школе, которая давала элементарную грамотность. Он отмечался большой любознательностью, и отец отправил его для образования в Казань. В 1841 г. Каюм Насыри поступил в медресе «Мухаммадия», где жил и учился 14 лет. Медресе обеспечивало высшее религиозное образование, готовило служителей культа (мулл). Кроме того, Насыри изучает турецкий, арабский, персидский, родной языки, литературу Востока и тайно от всех изучает русский язык и культуру. В своей любознательности и усердии он превзошёл всех шакирдов (учеников).
В русском языке он видел единственный путь приобщения к большой науке и ключ к светским знаниям.
К тридцати годам Каюм Насыри успешно закончил медресе, был высокообразованным человеком, хорошо разбирался в специальных вопросах языка, литературы и истории России.
Он не хотел работать муллой и принял предложение работать преподавателем в русском духовном училище.
Педагогическую деятельность Каюма Насыри можно поделить на три этапа.
I этап (1855 – 1870 гг.)
Работа в духовном училище, затем семинарии и академии (этот шаг вызвал возмущение многих мусульман).
Эта деятельность способствовала повышению его профессионального уровня, он в совершенстве знал русский, татарский, арабский, турецкий, джагатайский языки, математику и географию.
В этот же период он является вольным слушателем Казанского университета, а так же упорно изучает историю педагогики, методы воспитания, классно-урочную систему, теорию элементарного образования, начального обучения, знакомится с трудами Толстого, Белинского, Герцена, Добролюбова, Ушинского. В этот период он изучает постановку образования в Европе и в России (в частности, в Казанской губернии) и под влиянием всего этого начинают складываться его педагогические и методические взгляды и появляются первые работы. В 1860 г. он создаёт первое учебное пособие для татар, изучающих русский язык – «Синтаксис», затем книгу для чтения по природоведению – «На досуге» и цикл восточных новел – «40 визирей». В 1867 г. в свет выходит «Татарская хрестоматия», где на русском языке говорилось об азах татарского языка.
Изучив европейскую и русскую педагогику, К.Насыри главную причину отставания татарского образования увидел в конфессиональном характере обучения, схоластическом обучение, формализме и оторванности от жизни.
II этап (1871 – 1876 гг.)
В 1871 году К.Насыри получил разрешение на открытие школы для татар с преподаванием русского языка. Однако религиознонастроенные родители с трудом отпускали своих детей в эту школу. К.Насыри терпеливо, с большим педагогическим тактом убеждал, что в русском государстве каждому человеку необходимо знание русского языка; и для этого татарским детям он предлагал свои услуги и свою школу.
Настойчивость Насыри была поистине героической. К 1876 году он сумел создать современную школу европейского типа со светлым классом, добротными партами, различным учебным оборудованием. Она не уступала существовавшим гимназиям и не шла ни в какое сравнение с татарскими мектебами и медресе. Школа с каждым годом укреплялась материально, рос её авторитет среди населения.
Тем временем между К.Насыри и инспектором по татарским школам в Казанском округе Радловым год от года зрели разногласия по вопросам ведения учебного процесса (инспектор был сторонником немецкой системы воспитания). Этот конфликт закончился тем, что после пяти лет работы в русско-татарской школе Насыри оставил её.
III этап (1876 – 1902 гг.)
В этот период Каюм Насыри активно занимается научной деятельностью, ведёт исследования по педагогическим проблемам, даёт частные уроки, составляет учебники, общается с широким кругом лиц, издаёт большое количество учебников и пособий, более 40 трудов объёмом приблизительно 500 печатных листов.
Стремясь распространить светские знания и полезные ремесла среди своего народа, он написал и издал учебные пособия по арифметике, геометрии, истории, географии, физиологии, основам земледелия, по слесарному делу, кулинарии и т.д.
Но особенно большой вклад он внёс в научную разработку татарского языка, литературы, фольклора, этнографии и истории. Его по праву считают основоположником татарского языкознания.
Основные педагогические идеи и принципы Каюма Насыри.
В своих работах «Книга о воспитании», «Брошюра о нравственности» он критикует средневековую схоластическую систему обучения в мектебе, медресе, бичует царящих в них дух формализма, догматизма и его оторванности от жизни. Он обосновывает научные основы воспитания, его содержание. Знакомит с приёмами и методикой обучения.
По мнения Насыри целью воспитания является подготовка «настоящего» гуманного, широко образованного человека, любящего свою Родину и уважающего другие народы.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Нормальное физическое развитие – оно является основой нравственного и умственного развития.
2. Духовное развитие (развитие разума, памяти, мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности, познание самого себя).
3. Воспитание воли, характера и нравственных качеств.
К.Насыри были разработаны основные принципы воспитания, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения. Это:
1. принцип народности – воспитание сообразное с укладом жизни народа;
2. гуманное отношение к ребёнку – уважение к личности ребёнка в процессе воспитания;
3. воспитание и обучение должно падать на детские и юношеские годы;
4. учёт в процессе воспитания и обучения склонностей и интересов детей;
5. полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка;
6. развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения учебного материала;
7. сочетание обучения и физического труда;
8. принципиальность по отношению к воспитуемому;
9. личный пример воспитателя.
В своей воспитательной системе он уделяет большое внимание среде, как фактору, формирующему мировоззрение и взгляды человека. Здоровая среда воспитывает нравственно здоровую личность, а нездоровая – испорченную.
Высокие требования Насыри в своей педагогической системе предъявляет и к учителям, и к родителям. Учитель должен быть научно подготовленным, разносторонне развитым, обладать ценными качествами: доброта, терпимость и т.д. Учитель должен быть внимателен к ученикам, должен учитывать их психологию, обучать без телесных наказаний. Он советовал родителям быть требовательными к детям, в то же время внимательными и предупредительными.
Заслуга К.Насыри в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком.
К.Насыри оказал огромное влияние на развитие среди татар педагогической мысли, и её представители обращались к наследию просветителя, как к важнейшему идейному источнику.