Нетрадиционные виды лекции, особенности их организации и проведения

Самым слабым местом традиционного обучения является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. Поэтому в последнее время появились новые разновидности подачи лек­ционного материала с целью активизации работы слушателей на заняти­ях. В их числе проблемная лекция, лекция-консультация, лекция - пресс-конференция, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лек­ция-провокация, лекция-исследование, лекция с применением техники обратной связи, лекция визуальная и др.

Кратко раскроем сущность и особенности каждого из названных ви­дов лекционного обучения.

Проблемная лекция.

Если в традиционной лекции используются преимущественно разъясне­ние, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной — всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лек­ция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных си­туаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления про­блемных задач. Проблемная ситуация - это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных воп­росов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обу­чающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а раз­мышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или приме­нения полученных ранее.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничива­ются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в зада­чи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.

Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуще­ствляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, органи­зуя обмен мнениями).

Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и пока­зать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятель­ности, исходящие из диалектического метода познания сложных явле­ний. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя тре­буется предварительная работа по отбору учебного материала и подго­товке «сценария» лекции.

В самом общем виде это могут быть следующие ступени.

/. Анализ и отбор основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.

2. Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации
(не больше 3—4).

3. Продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной си­-
туации.

4. Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему зна­ний и его методическое обеспечение.

5. «Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешно­сти применения методических приемов активизации внимания и мышления
слушателей.

6. Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики
изложения лекционного материала.

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели нахо­дятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это при­водит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то сте­пени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глуб­же запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект разви­тия творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач вы­ступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содер­жанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологи­ческой подготовки к будущей деятельности).

Лекция-консультация.

Эта форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выра­женной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения подобных лекций. Рассмотрим некоторые из них.

Вариант 1. Занятия начинаются со вступительной лекции, где препо­даватель акцентирует внимание обучающихся на ряде проблем, связан­ных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слу­шатели задают вопросы.

Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.

Вариант 2. За несколько дней до объявленного занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде.

Первая часть занятия проводится в виде лекции, в которой препода­ватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему ус­мотрению.

Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы слушателей, свободного обмена мнениями, и завершается заключитель­ным словом преподавателя.

Вариант 3. Слушатели заблаговременно получают материал к заня­тию. Как правило, он носит не только учебный, но и инструктивный характер, т,е: представляет собой методическое руководство к практичес­кому использованию.

Слушатели должны изучить материал и подготовить свои вопросы лек­тору-консультанту. Занятие проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями.

Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов на консультации или заключительным словом, в котором обобщается практика применения рассматриваемых материалов.

Вариант 4. Первая часть занятия проводится в форме краткого сооб­щения о передовом опыте работы определенного должностного лица или коллектива, просмотра кинофильма, видеофильма, диафильма.

Слушатели могут заранее получить более подробные материалы, ос­вещающие этот опыт (книги, брошюры, описания). Вторая часть заня­тия строится в форме ответов на вопросы обучающихся.

Вариант 5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие уже не один преподаватель, а несколько высококвалифицированных специалистов в изучаемой области.

Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении наиболее актуальных и комплексных проблем.

Занятия в форме лекции-консультации проходят тем эффективнее, чем больше вопросов задают слушатели и чем шире и предметнее содер­жание этих вопросов.

Программированная лекция-консультацияявляется формой, заставля­ющей слушателей более активно включиться в обсуждение проблемы. Она отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям.

На подготовленные вопросы сначала отвечают слушатели, а затем проводится анализ и обсуждение неправильных ответов. Преподаватель дает разъяснения по возникающим дополнительным вопросам и оши­бочным ответам.

Программированная лекция-консультация может состояться после цикла лекционных занятий, посвященных одной проблеме. На ней, от­вечая на поставленные вопросы, слушатели актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт, и показывают тем самым понимание про­блемы и умение правильно применять свои знания в конкретном случае.

Преимущество лекции-консультации состоит в том, что она позволя­ет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучающихся, в какой-то степени индивидуализировать про­цесс обучения с учетом понимания материала каждым слушателем.

Разновидностью лекции-консультации является лекция - пресс-кон­ференция.

Лекция- пресс-конференцияпредназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностирования уровня их подготовки. Орга­низационно она проводится следующим образом. Лектор, назвав тему занятия, просит обучающихся задавать ему письменно вопросы по изу­чаемой проблеме. В течение двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. В качестве одного из вариантов проведения подобного занятия вопросы могут быть подготовлены слушателями по просьбе преподавателя заранее на этапе, предшествующем лекции. Преподаватель в течение трех-пяти минут сор­тирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Она может изла­гаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или как связный текст, в процессе изложения которого форму­лируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся. Если ответы на отдель­ные вопросы их не удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее за время, оставленное для этого специально.

Лекцию подобного типа целесообразно проводить:

♦ в начале изучения раздела программы с целью выявления потреб­-
ностей, круга интересов группы, его модели, установок обучающихся и
их возможностей;

♦ в середине изучения, когда лекция направлена на привлечение слу­-
шателей к узловым моментам курса и систематизации знаний;

♦ в конце, для определения перспектив развития усвоенного содер­-
жания.

«Лекция вдвоем».

Такая лекция может проводиться двумя и более преподавателями, интеллектуально и психологически совместимыми, по заранее раз­работанному сценарию. Преподаватели, часто придерживающиеся раз­личных взглядов на проблемные вопросы лекции, разыгрывают дискуссию на глазах слушателей, активизируют их и подают пример научной полемики.

Предметная «лекция вдвоем» читается преподавателями одной учеб­ной дисциплины, межпредметная «лекция вдвоем» проводится препода­вателями двух различных дисциплин.

Независимо от вида «лекции вдвоем» важным моментом в ее подго­товке является подбор педагогов-партнеров, их психологическая и ин­теллектуальная совместимость, примерно равный уровень компетен­тности, педагогическая готовность к использованию межпредметных связей.

Такая лекция предполагает написание согласованного сценария, ос­новными элементами которого являются фиксация проблематики выс­казывания, режиссура (понимается как совокупность педагогических си­туаций и ролей преподавателей). Последний элемент - прогноз того, что может сказать аудитория. Ее проведение базируется на основе двух подхо­дов: чтение лекции на «контрасте» (на различных точках зрения) или на взаимодополнении.

Лекция-беседа.

< Это наиболее распространенная и сравнительно простая форма ак­тивного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лекто­ром путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. В этом случае средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудито­рии, организация дискуссии с последовательным переходом её в диспут, создание условий для возникновения альтернатив. Различают несколько ее разновидностей: лекция-диалог, лекция-дискуссия,1 лекция-диспут, лекция-семинар (полилог).

Преимущество этой формы перед обычной лекцией состоит в том, что она привлекает внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание, методы и темп изложения учебного ма­териала с учетом особенностей аудитории.

Эффективность этой формы в условиях группового обучения снижа­ется из-за того, что не всегда удается вовлечь каждого слушателя в про­цесс обмена мнениями. В то же время групповая беседа позволяет расши­рить круг мнений и привлечь коллективный опыт и знания студентов.

Раскроем некоторые приемы, обеспечивающие активное участие слу­шателей в лекции-беседе.

1. Вопросы к аудитории в начале лекции и по ходу ее проведения пред­назначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала.

Вопросы адресуются ко всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы.

С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления. Вопросы могут быть как элементарными, так и проблемного характера.

Слушатели, продумывая ответ на заданный вопрос, самостоятельно приходят к тем выводам и обобщениям, которые должен был сообщить им преподаватель, понимают глубину и важность обсуждаемой пробле­мы, что в свою очередь повышает их интерес к материалу и уровень его восприятия.

При такой форме занятий преподаватель должен следить за тем, что­бы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить рито­рический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления обучающихся.

2. Приглашение к коллективному исследованию, беглая «мозговая атака». Преподаватель предлагает слушателям совместно сформулировать ком­плекс позиций или закономерность процесса, явления. При этом он об­ращается к опыту и знаниям аудитории. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он подводит теоретическую базу под коллективный опыт, систематизирует его и «возвращает» слушателям уже в виде совместно выработанного тезиса.

Таким образом ему удается не только сообщить слушателям полез­ную информацию, но и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к действию. Лекция-дискуссия.

Преподаватель при изложении лекционного материала не только ис­пользует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свобод­ный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет педагогу управлять коллективным мнением груп­пы (потока), используя режиссуру в целях убеждения, преодоления не­гативных установок и ошибочных мнений некоторых слушателей.

Эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться преподавателем в зависимости от степени подготовленности слушателей и тех конкретных дидактичес­ких задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация).Этот способ чтения лекции способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях, позволяет повысить контроли­рующую функцию лекционных занятий.

Главная ее особенность состоит в том, что преподаватель во вступи­тельной части объявляет тему занятия и сообщает о наличии ошибок в излагаемом материале (число ошибок не называется). Ошибки бывают разных видов: логические, поведенческие, мировоззренческие, в определениях понятий, категорий и т.д. Преподаватель заносит их на отдельный плакат, который показывает обучающимся обратной стороной. При этом он объявляет, что после окончания лекции у них будет возможность срав­нить свои результаты с лицевой стороной этого плаката.

Слушатели по ходу проведения лекции должны будут выявить все запла­нированные ошибки и отметить их в конспекте. За 15—20 мин до оконча­ния лекции осуществляется изложение выявленных слушателями оши­бок с подробным их анализом и обоснованием верного ответа.

Гарантией правильности усвоения учебной информации служит опо­ра на психологический «закон края»: в конце лекции уточняется пра­вильное понимание материала, причем правильные ответы рекоменду­ется подчеркивать или обводить. Лекция с «запланированными ошибка­ми» позволяет активизировать внимание слушателей (все хотят выгля­деть компетентными), учит их формулировать ответы, контролирует их подготовленность к профессиональной деятельности. Лекция-исследование.

Во введении общая познавательная задача ставится так, чтобы пред­ставить слушателям учебную проблему в целом и ориентировать их на совместное с преподавателем выделение основных вопросов, положений темы, требующих дальнейшего раскрытия и исследования.

Общая задача в процессе лекции уточняется и углубляется с помо­щью частных познавательных задач по основным направлениям темы.

На узловых этапах лекции используются, как правило, 4—6 проблем­ных вопросов, 7—9 и более проблемных заданий, каждое из которых — ступень в решении основной проблемы, конкретизация основных ее по­ложений, выявление существенных связей и отношений.

Основной задачей здесь является раскрытие способов, приемов дви­жения мысли, методики анализа фактического материала.

Подача фактического материала, сообщение слушателям необходи­мой информации организуются таким образом, чтобы у них возникали вопросы по приведенным данным несколько раньше, чем их сформули­рует преподаватель в виде задачи на обобщение.

Средства управления поисковой познавательной деятельностью слу­шателей на подобной лекции целесообразно подбирать таким образом, чтобы они помогали им не только усваивать теоретическую часть, но и методику подачи и исследования фактического материала, дидактичес­кие приемы как познавательные элементы, способы и пути исследова­ния, научного поиска, содержательного рассуждения.

В заключительной части занятия или на лекции, завершающей тему, целесообразно наиболее широко использовать контрольные вопросы, логические и практические задания. Делается это в целях контроля, оп­ределения уровня усвоения, понимания наиболее важных, стержневых положений, имеющих методологическое значение для дальнейшей уг­лубленной самостоятельной работы.

Кроме того, этим проверяется уровень усвоения и умения работать с проблемой для ее углубленной самостоятельной проработки и совершен­ствования навыков исследовательской деятельности обучающихся.

Лекция с применением техники обратной связи.

При проведении такой лекции используются специально оборудован­ные классы для программированного обучения, предполагающие нали­чие у каждого обучающегося персональной ЭВМ, связанной с компью­тером преподавателя. Таким образом он получает возможность с помо­щью технических устройств получать ответы всей группы слушателей на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются в начале и в конце изложения каждого раздела лек­ции. В первом случае для того чтобы узнать, насколько слушатели ориен­тируются в проблеме. Если аудитория в целом правильно отвечает на ввод­ный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, он читает соответствующий раздел лек­ции, после чего задает слушателям новые вопросы, которые предназна­чены уже для того, чтобы выяснить степень усвоенности только что из­ложенного материала.

При неудовлетворительных результатах контрольного опроса препо­даватель возвращается к уже прочитанному разделу, меняя при этом методику подачи материала.

Визуальная лекция.

Она не читается, а показывается. Основной метод обучения при этом -демонстрация наглядности. Кино-, теле- и видеофрагменты, слайды, блоки информации на дисках комментируются лектором.

Таковы1 наиболее широко применяемые в современной российской высшей школе разновидности лекционного изложения учебного матери­ала.

Вопросы и задания

1. Определите назначение, сущность, структуру и содержание вузовс­кой лекции.

2. Насколько убедительны, с вашей точки зрения, доводы противников лекционного изложения учебного материала в вузе?

3. Сформулируйте дидактические и воспитательные цели лекции, ее ос­новные функции.

4. Каковы требования к современной вузовской лекции?

5. Охарактеризуйте деятельность преподавателя на этапах подготовки к чтению лекции, ее проведения, работы после лекции.

6. Раскройте особенности подачи учебного материала с использованием нетрадиционных форм проведения вузовской лекции.

Наши рекомендации