Методика проведения социометрического опроса

Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.

1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.

2. Возможности метода.Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.

3. Условия и требования проведения опроса:

  • · проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
  • · оптимальное количество членов группы 10-15 человек;
  • · все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;

· · содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

  1. 4. Процедура опроса.

а) Подготовительный этап:

  • · определение проблемы, выбор объекта;
  • · формулировка социометрических критериев;
  • · разработка бланка социометрического опроса;

б) Основной этап:

  • · установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
  • · проведение социометрического опроса;
  • · построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;

в) Завершающий этап:

  • · анализ результатов опроса;
  • · формулировка выводов;
  • · разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
  1. 5. Социометрический критерий (СК).

СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).

Вариант опросного листа

Уважаемый товарищ!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):_______

1) 1) Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:

_

а кого бы не включили:

__

2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:

__

а с кем бы не хотели:

__

6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.

Вариант

N пп Кто выбирает Кого выбирают Потребность в общении
ФИО Кп+ Кп- Ист
А * - + +   - +   0,14
Б + *     +   - -
В + - * + +   + + 0,57
Г   - - * + - +   -0,1
Д +       *   -  
Е +   +     * + + 0,57
Ж + + -   - + * -
З + -   - + -   * -0,1
Социометрический статус Кп+      
Кп-      
Ист 0,9 -0,4 0,1 0,4 -0,3 0,3      
                           

7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный”– член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

НА ГЛАВНУЮ

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru Методика проведения социометрического опроса - student2.ru односторонний положительный выбор; Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru взаимный положительный выбор;

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru односторонний отрицательный выбор;

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru взаимный отрицательный выбор;

8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:

а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

где Методика проведения социометрического опроса - student2.ru и Методика проведения социометрического опроса - student2.ru – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

б) индекс потребности в общении ( Методика проведения социометрического опроса - student2.ru ) – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

где Методика проведения социометрического опроса - student2.ru и Методика проведения социометрического опроса - student2.ru - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.

В качестве примера определим Методика проведения социометрического опроса - student2.ru члена коллектива “А”:

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

в) индекс психологической совместимости( Методика проведения социометрического опроса - student2.ru ):

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

где Методика проведения социометрического опроса - student2.ru и Методика проведения социометрического опроса - student2.ru - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

К групповым индексам относят:

а) индекс психологической сплоченности группы ( Методика проведения социометрического опроса - student2.ru ) – определяет степень ее группового единства:

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

где Методика проведения социометрического опроса - student2.ru - сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

б) индекс психологической разобщенности группы ( Методика проведения социометрического опроса - student2.ru ) – определяется как степень групповой разобщенности.

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

где Методика проведения социометрического опроса - student2.ru - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.

Методика проведения социометрического опроса - student2.ru

На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:

  1. 1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
  2. 2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
  3. 3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.
  4. 4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ( Методика проведения социометрического опроса - student2.ru )

ПРИЛОЖЕНИЕ 3[5][1]

Наши рекомендации