Способы активизации мышления

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, то есть знания и сознательного использования эффективных правил и приемов умственной деятельности. Человек должен хорошо понимать сущность умственного труда, осознавать его основные приемы. Если у него нет желания и умения организовывать свою умственную деятельность, он обычно не достигает высокого уровня развития мышления даже при благоприятных обстоятельствах (задатках и условиях).

Для повышения продуктивности мышления можно использовать умение управлять такими его этапами, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата – все это позволяет сделать процесс мышления более эффективным, активизировать его.

Способы активизации мышления - student2.ru

Рис 4.9. Составляющие продуктивности ума

Важным моментом стимуляции мышления является создание и поддержание мотивации. При этом содержание мотива может быть самым разным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное удовольствие.

Практика показывает, что если задача определена собственными интересами, она значительно сильнее и длительнее побуждает к преодолению трудностей решения, чем навязанная извне.

Устойчивая мотивация создает неоценимые преимущества, она позволяет человеку, столкнувшемуся при решении задачи с трудностями, время от времени переключать свою деятельность на другие задачи, не упуская из виду и первую. Такое переключение выступает как профилактическая мера, предохраняющая человека от переутомления, кроме того, она позволяет использовать так называемые бессознательные компоненты мышления. Дело в том, что отложенная нерешенная задача не исчезает из сознания человека: в то время, как сознание человека направлено на другие дела и заботы, процесс решения этой задачи продолжается на подсознательном уровне.

Следует отметить при этом также, что важную роль играет сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, а слишком сильная, когда значимость результата завышена, препятствует переносу принципа решения на другие задачи, это характерно для поведения человека в экстремальных ситуациях, например, на экзамене. Все мы хорошо знаем, что на экзамене иногда трудно решить хорошо знакомую задачу.

Для поддержания оптимальной мотивации следует постепенно наращивать сложность задач, посильных для данного человека. Двигаясь от успеха к успеху, он укрепляет уверенность в себе и способность преодолевать еще большие препятствия.

При эмоциональном перевозбуждении может появиться другой отрицательный момент в мыслительном процессе – тенденция к стереотипизации. В таком случае решение простых задач может даже улучшиться, но выполнение сложных всегда ухудшается. Именно поэтому ситуация спешки и конкуренции не способствуют решению сложных мыслительных задач, обычно сложные творческие задачи хорошо даются людям, которые работают спокойно, не спеша, не стремясь решать задачу как можно скорее, не думая о том, как бы опередить конкурентов.

Существует много способов создания оптимальной мотивации. Иногда целесообразно бросить человеку вызов – побудить его к преодолению трудной задачи, однако лучше всего показать значимость этой задачи лично для него.

Субъективное восприятие задачи как интересной существенно повышает вероятность ее решения. Поэтому для того чтобы сделать задачу привлекательной для человека, целесообразно очертить сферу его преимущественных интересов, где он максимально реализует свои способности, и с учетом этого формулировать задачу.

Мыслительную деятельность стимулируют также разные задачи, решение которых помогает развитию некоторых важных для мышления способностей.

Большое значение имеет способность выделять в условиях задачи главное и второстепенное. Для развития такого умения очень полезно решать задачи с избыточными данными, уводящими от правильного ответа.

Другой важной способностью является умение переформулировать проблему или посмотреть на нее под другим углом зрения. Такое умение развивается при решении задач с частично неверными данными. Такие задачи предполагают умение скорректировать постановку задачи. Переформулировать условие задачи можно различными способами: конкретизацией задачи, попыткой решить сложную задачу по частям, превращением исходной задачи в более простую из той же области, переходом к более абстрактной постановке или применением отдаленных аналогий.

При решении многих задач очень важна способность выделять принцип решения и переносить его с определенной задачи на широкий класс задач. Для этого полезнее решать одну и ту же задачу несколькими способами, чем несколько разных задач.

Активизирует мыслительный процесс и умение правильно ставить вопросы к задаче, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Форма вопроса накладывает неявные ограничения на направления мыслительного процесса при отыскании ответа. При этом имеет значение не только грамматическая структура вопроса, но и его словарный состав. Давно известно, что использование специальных терминов способствует однозначному пониманию вопроса и тем самым резко сокращает поле анализа при переборе различных гипотез. Разработан даже специальный метод решения творческих задач, при котором человек использует список правильно организованных вопросов. Ответы на эти вопросы обеспечивают всесторонний анализ проблемы и предотвращают преждевременное ограничение поиска решения среди наиболее вероятных альтернатив. Цепочка взаимосвязанных вопросов направляет мыслительный процесс в нужное русло и не дает мысли “растекаться”.

Как мы уже отмечали, вопросы дают толчок мышлению, ограничивая разнообразие непроизвольных ассоциаций, и поле осознанного перебора гипотез. Поскольку ассоциации очень подвержены индивидуальным и социальным штампам и стереотипам, необходимо осознано освобождаться от жесткого влияния шаблонного мышления, добиваясь снятия так называемых психологических барьеров.

Сущность психологического барьера состоит в том, что человек начинает использовать штампы, незаметно для себя он попадает на “традиционный путь” мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового, оригинального придумать не может. Барьер не только сужает зону поиска гипотез, но и задаёт направление этого сужения. Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся:

˗ самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;

˗ преклонение перед авторитетами (“ещё Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения”);

˗ запреты, основанные на ложных аналогиях (“это похоже на создание вечного двигателя”);

˗ представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного.

Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся:

· метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация;

· метод фокальных объектов, когда на объект – прототип, подлежащий усовершенствованию(фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации;

· метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи;

· синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий;

· метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов, задающий направлении мыслительному процессу;

· морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.

Воображение

Коренным отличием деятельности человека от инстинктивного поведения животных является то, что прежде чем начинать действовать человек представляет ожидаемый результат, то есть строит в своём воображении образ продукта труда. Это оказывается возможным благодаря особому познавательному процессу – воображению.

Воображение – это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им. Воображение, как и мышление принадлежит к числу высших познавательных процессов, которые свойственны только человеку.

Как психический познавательный процесс, воображение - это процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть это процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Общим у этих процессов является то, что они возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения, а также то, что они мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать их воображаемое удовлетворение. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как в мышлении такой же процесс происходит путём оперирования понятиями, позволяющими обобщённо и опосредованно познавать мир.

Следовательно, у человека в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

1. Организованная система образов (представлений).

2. Организованная система понятий.

Часто эти системы функционируют (используются, задействованны) одновременно.

Способы активизации мышления - student2.ru

Рис 4.10. Схема процесса разрешения проблемных ситуаций.

Рассматривая сходства и различия мышления и воображения необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределённостью. Если исходные данные известны, то решение задачи обеспечивается обычным мышлением (например, научная проблема). Когда же проблемная ситуация отличается значительной неопределённостью и исходные данные с трудом поддаются анализу, то в действие приходит механизм воображения (например, судьба героя в творчестве писателя).

Следовательно, воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Чем более привычной точной и определённой становится ситуация, тем меньше простора она даёт воображению. В той области явлений, где основные законы известны, нет необходимости использовать воображение (например, определяя площадь участка земли или складывая несколько чисел). Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, где трудно получить ответ с помощью мышления, вступает в действие воображение (см. рис. 4.10).

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Оно позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. В этом состоит сила такого пути решения проблемы. Правда, в этом же и слабость его, поскольку намеченные воображением пути решения не редко недостаточно точны, не строги.

Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привели к возникновению и развитию у человека механизмов воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда остаются неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. При этом основной тенденцией является преобразование образов прошлого (представлений), обеспечивающее создание новых, ранее не существовавших образов. Следовательно, сущность воображения с точки зрения его механизмов – это преобразование представлений или создание новых образов на основе имеющихся. Процесс создания новых образов может осуществляться в различных формах или с использованием разных приемов изменения и преобразования представлений таких как: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация (см. рис. 4.11).

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего. Такая форма воображения называется активным воображением. Но бывает и пассивное воображение, когда человек уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тяжёлых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. (например, Манилов у Гоголя). Пассивное воображение создаёт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться. Такое воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.

Способы активизации мышления - student2.ru

Рис. 4.11. Приемы преобразования представлений в воображении

Непреднамеренное воображениевозникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Человек может вызывать пассивное воображение и преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на их воплощение в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов воображения (фантазии) с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, который свидетельствует о её пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создаёт себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему всё удаётся, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Образы воображения отличаются от образов восприятия наличием в них элементов фантазии, вымысла. Если воображение создает образы, которым ничего или почти ничего не соответствует в действительности, то его называют фантазией. Если кроме этого оно нацелено в будущее, то его называют мечтой.

Способы активизации мышления - student2.ru

Рис.4.12. Классификация видов воображения.

Непроизвольное воображение обычно связано (вызывается) какой-нибудь неудовлетворенной потребностью. При этом в сознании возникает яркий образ ситуации, в которой данная потребность могла бы получить свое удовлетворение.

Произвольное воображение встречается гораздо чаще. Оно обеспечивает формирование в сознании тех или иных образов в соответствии с заранее поставленной целью. В нем всегда можно выявить поиск, отбор, анализ, синтез и обобщение представлений и знаний, применение сознательных усилий, направленных на создание того образа, потребность в котором возникла у человека.

Яркость и отчетливость (или интенсивность) произвольного воображения может существенно различаться у разных людей. Встречаются люди, имеющие настолько сильное воображение, что под его влиянием резко изменяется деятельность их организма, происходит существенная перестройка ряда физиологических функций. Например, воображение выполняемой тяжелой физической работы может привести к изменению частоты пульса, параметров дыхания и т.д. Влияние воображения на физиологические функции и состояния используется в психотерапии, на этом основана техника аутогенной тренировки.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение – это воображение, в процессе которого формируемый образ создается на основе имевшихся восприятий и в соответствии с уже имеющимися сведениями об объекте. Такое воображение создает образы несуществующих объектов (т.е. таких, которые в данный момент не могут воздействовать на органы чувств человека) на основе описаний. Оно широко задействовано в общении, при чтении литературы, в учебной деятельности. Например, слушая описания исторических событий, географических открытий или процессов работы над изобретениями, учащийся может вообразить (представить в виде яркого образа) историческую ситуацию и ее персонажей, конкретный географический объект, работу ученого и т.п.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, т.е. деятельности, создающей новые, оригинальные продукты. Его результатом является создание образов объектов, ранее не существовавших в действительности.

Репродуктивное и творческое воображение тесно связаны, в любом виде творческой деятельности они присутствуют вместе.

Основными функциями воображения являются:

1) активизация наглядно-образного мышления,

2) управление эмоционально-потребностными состояниями,

3) произвольная регуляция познавательных процессов,

4) создание и реализация внутреннего плана действий,

5) управление физиологическими состояниями.

Активизация наглядно-образного мышления заключается в том, что образы, созданные воображением нуждаются в проверке на возможность их реализации. Такую проверку и осуществляет наглядно-образное мышление.

Управление эмоционально-потребностными состояниями происходит потому, что образы ситуаций, созданные воображением, в которых потребности полностью удовлетворены, снимают эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенными потребностями.

Произвольная регуляция познавательных процессов заключается в том, что в создании образов воображения участвуют другие познавательные процессы, например, человек рассматривает какой-нибудь объект, являющийся аналогом создаваемого образа, в этом задействовано воображение. Внимание субъекта, занятого созданием образа воображения, сконцентрировано на определенной области, в этом проявляется регуляция внимания. Из памяти в процессе создания образа воображения, человек извлекает нужные ему образы, в этом проявляется управление памятью и т.д.

Создание и реализация внутреннего плана действий заключается в том, что образы конечного продукта труда и промежуточных продуктов, созданные воображением, являются основой для формирования и реализации внутреннего плана действий, обеспечивающих достижение результата.

Управление физиологическими состояниями проявляется в том, что образы, созданные воображением, оказывают влияние на различные физиологические процессы, происходящие в организме человека.

Как и другие познавательные процессы, воображение может развиваться и совершенствоваться в процессе тренировки. Многие виды профессиональной деятельности, в которых оно широко задействовано, способствуют этому.

Представление

Элементами содержания мышления человека являются образы, понятия, суждения и умозаключения. То же самое можно сказать и о содержании сознания. При этом образы являются продуктами чувственного познания, они - результат деятельности сенсорных систем человека. В образе одномоментно отражается большое количество информации, для словесного выражения которой необходимо длительное время. И это является важнейшей особенностью образов, что объясняет, почему они сохранились в процессе эволюции психики.

Образы, как элементы нашего сознания, могут быть различными: во-первых, это образы-восприятия, то есть отражения целостных предметов и явлений, которые в данный момент воздействуют на наши органы чувств. Но кроме образов-восприятий в нашем сознании есть и образы-представления, которые возникают без непосредственного воздействия реальных объектов на наши органы чувств.

Такие образы создаются особым познавательным процессом - представлением.

Наши рекомендации