Профилизация образования

Профилизация – еще одно новое и не совсем понятное слово. Что это, зачем это и для кого это?

Речь идет опять-таки о профориентации, только первичной. О том этапе профориентации, с которого должна начинаться профориентационная работа с подростками… и начинается… в европейских странах, США, Израиле и других развитых странах. Надеемся (и прилагаем к этому все усилия), что скоро первичная профориентация станет стандартом и для отечественной системы образования.

Задача профилизации – помочь сделать правильный выбор при выборе специфики (профиля) обучения в старших классах школы (выборе колледжа, училища и т. п.). Если в школе, в которой учитесь Вы (или Ваш ребенок), есть специализированные старшие классы с углубленным изучением отдельных предметов (дисциплин), то очень важно выбрать правильный профиль обучения. Если же таких специализированных классов нет, то можно посоветовать – самостоятельно сделать акцент на изучение тех или иных предметов (дисциплин), искать возможность получения дополнительного внешкольного образования, а возможно, даже сменить учебное заведение.

Однако первый и очень важный шаг в этом деле – глубинный анализ предрасположенности подростка к изучению и практическому освоению тех или иных профильных предметов (дисциплин).

До тех пор пока такой глубинный анализ не проведен, любые «движения» в том или ином направлении могут не только не принести желаемого эффекта и пользы, но напротив – иметь негативные последствия. Еще со времен советской школы, распространенной была ситуация, когда подросткам родители всячески пытались навязать учебу в «математических классах», настаивали на их поступлении в вузы на естественно-научные факультеты, а затем после года-двух мучений студенты бросали учебу и поступали, например, на философский факультет или в театральный институт.

Основные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются подростки при выборе профильного обучения в старших классах школы:

· все еще мало школ с настоящими, а не номинальными, профильными классами. Нет действенного распределения между обязательными и факультативными предметами (дисциплинами). Таким образом, выбор пока что весьма узок и зачастую является формальностью;

· фактически нет возможности самостоятельно выбирать профиль обучения. Распределение между профильными классами (там, где они вообще есть) производится на основе успеваемости, то есть исходя из оценок. Однако давно известно, что формальная успеваемость в школе – далеко не показатель «призвания» подростка в той или иной сфере деятельности;

· большинство подростков 12–14 лет (впрочем, как и их родители, и педагоги) не готовы к подобному выбору. Подросткам не привита способность и стремление к самопознанию (саморефлексии); родители убеждены, что во всем сами лучше всех разбираются, способны и имеют право на принятие самостоятельных волюнтаристских решений; а большинство педагогов – либо остаются безразличными сторонними наблюдателями в этом процессе, либо излишне ориентированы на показатели формальной успеваемости (оценки).

Все эти проблемы, связанные с первичной профориентацией (профилизацией), еще больше осложняют работу профконсультантов с выпускниками, когда речь уже идет непосредственно о выборе будущей профессии и соответствующей специальности для получения высшего или специального образования.

Именно поэтому профориентация в том виде, в каком она реализуется в развитых странах, – это двухэтапный процесс:

· выбор специфики (профиля) обучения в старших классах школы (выбор колледжа, училища и т.п.);

· выбор будущей профессии и соответствующей специальности для получения высшего или специального образования.

Далее профориентационный этап логически переходит в этап карьерного консультирования. Но это уже отдельная тема.

В последнее время Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украинывсерьез занялось разработкой Концепции новой редакции Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования. Приведем значимую цитату из Проекта Концепции:

Другим существенным фактором, который предопределяет необходимость корректировки содержания образовательных областей, есть обеспечение возможностей для полноценного осуществления профильного обучения в старшей школе, на заключительной стадии получения общего среднего образования.

Предыдущий опыт организации профильного обучения показал чрезмерный объем обязательного для всех учеников (инвариантного) образовательного компонента, который, с одной стороны, ведет к учебной перегрузке школьников, а с другой не дает возможности эффективно удовлетворить их образовательные потребности, связанные с дальнейшими жизненными планами.

Поэтому стандарт должен нормировать соотношение между учебными часами, обязательными для изучения, и теми, которые смогут избирать ученики старшей школы, установив его ориентировочно в соотношении 50 на 50 процентов.

Кроме того, государством разработано видение базовой структуры профильного обучения, которое и планируется повсеместно внедрять в отечественной средней школе.

 
Общественно-гуманитарное Естественно-научно-математическое Технологическое Художественно-эстетическое Спортивное
 
Историко-правовой, экономический, юридический, философский и др. Физико-математический, химико-биологический, географический, медицинский, экологический и др. Информатика, производственные технологии, проектирование и конструирование, дизайн, транспорт, менеджмент, бытовое обслуживание, народные ремёсла Музыкальный, изобразительный, хореогра- фический, театральный, искусство- ведческий и др. Атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры, туризм и др.

Как мы видим, первые реальные шаги в направлении профилизации на государственном уровне начинают предприниматься. Однако главное, чтобы государственные мужи не забыли о том, что когда предоставляется возможность выбирать, нужно еще и создать условия для реализации правильного и мотивированного выбора.

Неизвестно, позаботиться ли об этом государство, но мы уже готовы оказать Вам (Вашим детям) помощь в этом столь же важном, сколь и нелегком выборе.

Методика первичной профориентации (профилизации) построена на тех же принципах, что и выбор будущей профессии для подростков – учеников старших классов школы. Разработанная нами методика основана на диагностике и сопоставлении трех основных факторов успешного и мотивированного обучения в старших классах школы:

Карта интересов – интерес ученика к тем или иным школьным предметам (дисциплинам), основанный на мыслительных, деятельностных и поведенческих предпочтениях (осознанных или не осознанных);

Структура интеллекта – уровень развития интеллекта (IQ) и специфика структуры способностей;

Психологические свойства личности – психологические склонности, предрасположенность к определенным видам деятельности.

Содержание образования. Основные теории отбора содержания образования.

Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности , обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности , проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности , заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма , означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности , предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности , определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования . В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Теории организации содержания образования

На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции ученых-педагогов. Наибольшую популярность приобрели две теории – материального и формального образования .

Сторонники материального образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным .

Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, при этом недооценивая значение гуманитарных наук для формирования всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский критиковал теории формального и материального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать пользоваться ими в практической деятельности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория , предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, по мнению польского профессора педагогики К. Сосницкого, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории – структурализм . Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Наши рекомендации