ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В XVIII—XIX ВВ

XVIII в, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В XVIII в. в России предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. При этом ощущалось сильное западноевропейское влияние, как в плане теории, так и в плане практического устройства учебных заведений.

В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность:

школа математических и навигационных наук (1701);

пушкарская школа (1701);

хирургическая школа (1707);

инженерная школа (1712);

артиллерийская школа (1712);

горные школы при заводах (1719, 1721).

Помимо общего образования, в них готовили и по конкретным профессиям — моряка, писаря, инженера.

Одновременно создаются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. принимается указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и арифметике, элементарным сведе­ниям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Указы 1714—1715 гг. предписывали иметь в каждой губернии цифирные школы с записью в них детей в возрасте 10-15 лет. Уже к 1718 г. открыто 42 школы, в которые зачислялись дети все сословий, за исключением детей крепостных крестьян.

В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при Академии создается два учебных заведе­ния — университет и гимназия.

С 1758 г. руководить работой университета и созданной при нем гимназии стал М.В. Ломоносов(1711-1765). Его деятель­ность была многогранной: составил устав гимназии, регламенти­рующий ее внутренний распорядок, правила поведения гимназистов, разработал учебный план, подготовил и издал ряд учебных пособий по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам: «Риторика» (1748) — первый научный труд по грамматике рус­ского языка, «Российская грамматика»(4755) — первая в России хрестоматия мировой литературы, «Древняя российская история» (1755) и др. Однако деятельность Ломоносова натолкнулась на мощное противодействие иностранных профессоров, засевших в Академии. Возобладала точка зрения, что в Петербурге универ­ситет «не надобен», лучше готовить своих студентов и профессоров за рубежом или приглашать иностранных. Ни университет, ни гимназия не стали центрами подготовки кадров. Они не пользовались популярностью в обществе и к середине XVIII в. пришли в упадок.

Несмотря на неудачу, Ломоносов не оставил идею создания российского университета. Заручившись поддержкой графа И.И. Шувалова, Ломоносов составил план создания университета и программу преподавания.

Университетбыл открыт в Москве в 1755 г. При университете функционировали две гимназии — для дворян и разночинцев. Ломоносов ввел классно-урочную систему преподавания в академической и университетской гимназиях, установил принципы и методы обучения, что позволило упорядочить учебный процесс.

Московский университет отступил от западноевропейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский факультет.При открытии в университет было зачислено 100 студентов. Отсутствие преподавателей, неопределенность программ обучения, чтение лекций профессорами-иностранцами на латыни или новых языках привело к тому, что в университет дворянство шло неохотно, предпочитая военную карьеру. Понадобилось 50 лет, чтобы университет встал на ноги.

Во второй четверти XVIII в. процесс реформирования образо­вания шел крайне противоречиво. Одни учебные заведения прихо­дят в упадок (цифирные, инженерные и артиллерийские школы), другие развиваются. Открываются новые учебные заведения. По­скольку Россия постоянно вела войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появляются в России в первой половине XVIII в.

В 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха создается первый в стране кадетский корпус, больше известный как Сухопутный шляхетский корпус.

В 1752 г. в Санкт-Петербурге открывается Морской кадетский корпус.

Особое место среди военных учебных заведений занимал Пажеский корпус (1759), постепенно превратившийся в элитарное учебное заведение для детей высшей дворянской знати, готовив­ший придворных пажей и камер-пажей. Создавая кадетские корпуса, правительство шло навстречу дворянству, которое в числе других привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. Поскольку первоначально кадетские корпуса готовили не только военных, но и гражданских чиновников, помимо военных предметов в них изучались политические и юридические науки, языки, риторика, живопись, этикет. Только к первой половине XIX в. они превращаются в военные учебные заведения, где воспитанники получали общее среднее и специальное военное образование.

В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704—1795) — европейски образованно­му человеку, хорошо знакомому с идеями французских просве­тителей. В 1762 г. он был вызван в Петербург из-за границы, где жил долгое время, назначен президентом Академии художеств и привлечен к созданию системы воспитательно-образовательных учреждений.

Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских про­светителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеции). Суть концепции заключалась в следующем. России нужны про­свещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к оте­честву, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору ко­торого следует предъявлять самые суровые требования. Воспита­ние должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных за­ведениях, созданных по сословному принципу.

И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать но­вую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием фор­мирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общест­ва, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60—70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 17—20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются вос­питательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве.

При открытии учебных заведений власти строго придержива­лись сословного принципа. Кадетские корпуса, пансионы пред­назначались для дворян, воспитательные дома, училища (коммер­ческие, художественные, театральные и др.) — для лиц третьего сословия.

Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен 81764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на че­тыре класса (уровня).

В младшем классе (6—9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м классе (9—12 лет) к этим предметам добавлялись история и география.

В 3-м классе (12—15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке.

В 4-м классе (15—18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание предусматривавшее привитие навыков гигиены, здорового образа жизни, умеренности во всем. Согласно Уставу, во главе Смольного стояла начальница, назначаемая императрицей. Для Проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее от­личившиеся воспитанницы награждались [7, с. 266].

В 1782—1786 гг. в России осуществляется школьная реформа, основная цель которой — открытие учебных заведений для третьего сословия. В целях подготовки реформы создается Комиссия об учреждении народных училищ. Деятельное участие в работе комиссии принял Ф.И. Янкович (1741-1814), по происхождению серб, получивший юридическое образование в Вен­ском университете; в 1782 г. по приглашению Екатерины II переexaл в Россию, где подготовил план по преобразованию школьной системы, закрепленный Уставом 1786 г., и основные документы по реформе. Главными направлениями реформы считал устройству системы народных училищ, подготовку учителей и издание хороших учебников. Первоначально предлагал создать три типа народных школ (малые, средние и главные).

Однако от средних типов школ отказались после эксперимента, проведенного в Петербурге и губернии.

Реформа утвердила школьную систему в виде главных училищ (в каждом губернском городе), малых училищ (в уездных городах и селах) и средних училищ (которые позднее, после эксперимента, были упразднены).Янкович принял активное участие в создании учебников для народных училищ. Им были изданы «Букварь», «Всемирная история», подготовлены географические и исторические карты, атласы, наглядные пособия, он ввел в русской школе использование доски и мела [9, с. 658], совместно с русскими педагогами составил «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи».

В этот период российская школа получает первые учебники. В 1786 г. издается учебник по естествознанию «Начертания естественной истории», «Краткое руководство к геометрии», «Крат­кая Российская грамматика» и др.

Основным учебным пособием для российских учебных заве­дений стала книга «О должностях человека и гражданина ...» (1783), в которой излагается государственная позиция на воспи­тание учащихся. Книга имела два варианта: для учителей и уча­щихся. В первом содержались методические рекомендации учи­телям по воспитанию, во втором учащимся разъяснялись их обязанности по отношению к самому себе, Богу, ближнему, обществу. Во введении к учебнику цель воспитания определялась как достижение человеком благополучия, возможного лишь при верноподданническом отношении к самодержавию, преданности своему сословию, христианской добродетели, телесном здоровье и трудолюбии.

XIX в.

Начало XIX в. ознаменовалось реформой российского образования. В1802 г. было создано Министерство народного просвещения — центральное государственное учреждение, ведавшее вопросами образования. В 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения»,а в 1804 г. — «Устав учебных за­ведений, подведомых университетам». В этих документах определяется система народного просвещения, которая включала в себя четыре типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет (табл. 2.7).

Таблица 2.7 Система народного просвещения России по Уставу 1804 г.

Тип учебного заведения Сроки обучения Предметы обучения
Приходское училище 1 год Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, ариф­метика
Уездное училище 2 года Закон Божий, арифметика, география, история, ри­сование и др.
Гимназия 4 года Латынь, иностранные языки, философия, география, история, математика, политическая экономия, есте­ственная история, изящные искусства, коммерция
Университет 4 года Факультеты: нравственных и политических наук, фи­зико-математических наук, медицинский, словесный

В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бесплатность, бессословность, преемственность всех типов школ. Вместе с тем в гимназию и университет запрещалось принимать крепостных крестьян. По Уставу 1804 г. Россия разделялась на 6 учебных округов во главе с университетами: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В стране устанавливалась строгая зависимость низ­ших звеньев образования от высших. Во главе учебного округа стоял попечитель, который осуществлял руководство всеми учебными заведениями округа через ректора университета. Ректор университета избирался профессорами на общем собрании вуза, подчинялся попечителю и управлял учебными заведениями сво­его округа. Директор гимназии управлял гимназией и всеми школами губернии. Смотрители не только управляли уездными учи­лищами, но и руководили всеми приходскими училищами.

Приходские училища с одногодичным сроком обучениямогли от­крываться в селениях при церковных приходах, в уездных и губернских городах. Их цель — подготовка к поступлению в уездные училища и предоставление мальчикам и девочкам общеобразовательных знаний. Преподавались Закон Божий, нравоучение, чтение, письмо, четыре действия арифметики. Если государство полностью брало на себя содержание университетов, гимназий и уездных училищ, то приходские училища оказались в сложном положении. Государственная казна не предусматривала средств на их содержание. Считалось, что содержать их должны либо сами крестьяне, либо помещики и церковь.

Уездные училища с 2-летним сроком обучениясоздавались по одному в губернских и уездных городах. Цель их — подготовка к поступлению в гимназии, сообщение детям непривилегированных сословий «необходимых познаний, сообразных состоянию их и промышленности». В учебном плане предусматривалось 15 предметов (Закон Божий, российская грамматика, всеобщая и русская история, география, физика, естественная история, арифметика, рисование и др.). Подобная многопредметность вела к большой перегруженности учителей и учащихся. Все предметы преподавались двумя учителями.

В каждом губернском городе создавалась гимназия,дававшая законченное среднее образование и право поступления в универ­ситет. Гимназический курс обучения насчитывал 4 года. Про­грамма обучения отличалась энциклопедичностью и обширно­стью. Она предусматривала изучение языков (латинский, грече­ский, немецкий, французский), географии, истории, статистики, курса философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящ­ных наук (словесность, история поэзии, эстетика), математики (алгебра, геометрия, тригонометрия), физики, естественных наук (минералогия, ботаника, зоология), теории коммерции, техноло­гии и рисования. В учебном плане гимназии отсутствовал Закон Божий, русский язык и отечественная литература. В гимназии предусматривалось иметь 8 учителей с нагрузкой от 16 до 20 ча­сов в неделю.

На университеты возлагалась задача подготовки чиновников для всех родов государственной службы. Помимо научных и учеб­ных университетам предписывалось выполнение и администра­тивно-хозяйственных функций, т.е. управление всеми учебными заведениями своего округа. Профессора университетов одновре­менно выполняли роль методистов и инспекторов. Университеты создавались как светские учебные заведения. В отличие от запад­ных университетов в них отсутствовал богословский факультет. Православная церковь готовила священнослужителей в духовньа семинариях в Москве, Петербурге, Киеве и других городах России. Уставом 1804 г. университетам предоставлялась определенная авто­номия. Профессора выбирали деканов и ректора. Университетам разрешалось иметь типографию, издавать научные журналы и газе­ты, учебную и научную литературу, создавать научные общества.

Буквально в первые же годы после принятия Устава 1804 г. на­чались отступления от него, выхолащивающие его демократическую направленность. С целью ограничения доступа к образованию выходцев из непривилегированных слоев населения в 1819 г. вводится плата за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях. Из гимназического курса последовательно исключают предметы, которые, с точки зрения правительства, способствуют развитию «вольнолюбивых настроений» среди учащихся (филосо­фия, политическая экономия, эстетика). Одновременно в школах усиливается роль религиозного воспитания. В гимназии вводится преподавание Закона Божьего, чтение из Священного Писания, запрещается преподавание естествознания.

Сразу же после восстания декабристов создается Комитет по устройству учебных заведений (1826). Фактически комитет должен был принять меры по единообразию системы образования, пересмотру содержания школьного образования. Главной задачей школы становится подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей. Устав гимназий и училищ 1828 г. нарушил преемственность российской системы образования. Образование в каждом типе учебного заведения (приходское училище, уездное училище, гимназия) приобретает законченный характер и предна­значается для определенного сословия. Приходские училища предназначались для детей из низших сословий; уездные училища — для детей непривилегированных городских сословий — мещан, ремесленников, купцов; лишь гимназии, где учились дети дворян и чиновников, сохранили преемственность с университе­тами. Срок обучения в них увеличивается до 7 лет, повышается плата за обучение. Основными предметами гимназического курса становятся классические языки, античная история и литература, математика. Уставом 1828 г. предусматривалось установление надзора за деятельностью учебных заведений. В помощь директорам гимназий назначались надзиратели за учением и нравствен­ностью учащихся. Разрешается применение в школах физических наказаний.

В 1833 г. министром просвещения С.С. Уваровым обосновы­вается новая правительственная программа в области просвещения. Внедрение начал православия, самодержавия и народности в школе становится главным направлением деятельности мини­стерства просвещения.

По новому университетскому уставу 1835 г. университеты ли­шаются автономии. Ректор назначался правительством, универ­ситеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Усиливается полицейский надзор за студентами и принимаются меры по ограничению проникновения разночин­цев в российские университеты.

В российской системе образования первой трети XIX в. воз­никают новые типы сословной средней школы — дворянские институты и лицеи. Дворянские институты были закрытыми со­словными учебными заведениями, которые открывались в круп­ных городах (Москва, Петербург, Нижний Новгород и др.). Курс обучения в них продолжался 6—7 лет.

Лицеи появляются в России в начале XIX в. Большинство лицеев приравнивается к университетам и своим появлением обя­зано частной инициативе. Представители российского дворянства жертвовали значительные средства на организацию и развитие лицеев. Задуманные как учебные заведения, совмещавшие два курса обучения — гимназический и университетский, лицеи первоначально казались правительству перспективными учебными заведениями. Большинство российских лицеев были специализированными учебными заведениями и имели уклон (юридический, физико-математический и др.). Со второй половины XIX в. юридический уклон становится доминирующим в российском лицейском образовании. Это объясняется потребностью русского общества в адвокатах, судьях, приставах, прокурорах и невозможностью силами одних юридических факультетов университетов удовлетворить общественный спрос на специалистов этого профиля. Лицейское образование в России решало определенную социокультурную задачу: подготовку дворянского сословия к государственной службе.

Элитарный характер лицейского образования обусловлен его сословностью, энциклопедизмом обучения, ориентацией на зна­ния, необходимые для управления страной. Лицейское образова­ние предполагало:

-широкую гуманитарную подготовку, которая обеспечивалась дисциплинами, развивающими эрудицию и логику мышления (мертвые языки, математика, логика, история, география и др.);

-развитие коммуникативных способностей (родной и современные европейские языки, словесность, риторика, стихосложение);

-юридическую подготовку в объеме университетского курса (правоведение, статистика, международное право, история рус­ского права и др.);

-формирование общей культуры.

Таким образом, лицейское образование давало широкоэрудированного светского человека с развитым мышлением, подго­товленного к занятию определенного места в государственной иерархии и осознающего себя представителем дворянского со­словия (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Лицеи в дореволюционной России

лицеи сроки обучения профиль обучения
Царскосельский (александровский) (1811-1917) 6 лет (3 + 3) с 1811 по 1887 —общеобразовательный, с 1887 — юридический
Ярославский (Демидовский) (1803-1917) 3 года с 1803 по 1833 — училище высших наук, с 1833 по 1868 — экономический, с 1868 по 1911 — юридический
Ришельевский (1817-1865) 10 лет с 1837 физико-математический и юри­дический уклоны
Волынский (кременецкий) (1819-1834) 10 лет общеобразовательный с юридической направленностью
Нежинский (1820-1875) 3 года с 1820 по 1830 — юридический, с 1830 по 1840 — физико-математи­ческий, с 1840 — юридический
Императорский лицей в память цесаревича николая (катковский) (1868-1917) 11 лет (8 + 3) педагогический

В системе российского образования лицей занимал промежуточное положение между средней школой (гимназией) и высшей школой (университетом). Такое положение сказалось на конкурентоспособности лицея, контингенте учащихся и преподавателей, лицейских программах. Серьезными недостатками лицейского образования были: поверхностность и непродуманность лицейских курсов, представлявших собой смесь полугимназиче­ского-полууниверситетского образования. Лицеи не могли соперничать с университетами, поскольку не имели таких средств и высококвалифицированного преподавательского состава. Вследствие неконкурентоспособности развитие лицейской модели в дорево­люционном российском образовании было приостановлено.

На волне общественного движения 60-х годов XIX в. царское правительство провело в стране ряд реформ: судебную, воинскую, земскую, школьную. Подготовка к школьной реформе велась около 8 лет (1856—1864). В 1864 г. утверждаются «Положения о начальных народных училищах» и новый Устав гимназий и прогимназий. К начальным народным училищам были отнесены все городские и сельские элементарные школы, содержащиеся за счет казны, обществ и частных лиц. Хотя продолжительность обучения четко не устанавливалась, она фактически равнялась трем годам. В народные училища принимались дети всех сословий. Там, где не было возможностей создавать отдельные училища для мальчиков и девочек, разрешалось совместное обучение. Учителями могли быть как духовные, так и светские лица. Если от светских лиц требовались документы, подтверждающие их подготовленность к преподаванию и политическую благонадежность, от священников подобных документов не требовали. Руководил начальными школами уездный училищный совет, которому давалось право открывать и закрывать школы, назначать и увольнять учителей. В него входили представители министерства просвещения (учитель гимназии), министерства внутренних дел (исправник), духовного ведомства (священник), уездного земства, местного самоуправления.

Устав гимназий и прогимназий 1864 г. вводил несколько ти­пов гимназий: классическая гимназия (с преподаванием двух древних языков), полуклассическая (с преподаванием латыни) и реальная (без древних языков). По сравнению с классической гимназией учебный план реальной гимназии был более прогрес­сивным и жизненным, в нем много времени отводилось математике, естествознанию, физике, черчению. Изучались два новых языка. Однако согласно Уставу 1864 г. только классические гим­назии открывали доступ в университет. Все 80 гимназий Россий­ской империи были разделены на 16 классических, 16 реальных, остальные — полуклассические с одним древним языком (латынь) [7, с. 330]. Государственные гимназии были мужскими с семилетним сроком обучения. Прогимназии были неполными средними школами с четырехлетним сроком обучения и соответ­ствовали первым четырем классам гимназий, открывались в не­больших городах.

В 1864 г. проводится реформа военно-учебных заведений. На базе кадетских корпусов создаются военные гимназии, которые стали общеобразовательными подготовительными учебными заведениями, готовившими для поступления в военные училища. По сравнению с другими средними школами уровень обучения в военных гимназиях был неизмеримо выше. Это объяснялось тем, что ставка была сделана на хорошую общеобразовательную подготовку, использование новых методов обучения, привлечение прогрессивных преподавателей и крупных методистов (Н.Ф. Бу-наков, А.Я. Герд, П.Ф. Лесгафт, Д.Д. Семенов).

В этот период разрешается открывать частные учебные заведе­ния — не только мужские, но и женские. Частные школы сыграли особую роль в системе образования России второй половины XIX в. Они отличались большей продуманностью в организации учеб­но-воспитательного процесса, поиском новых приемов обучения и воспитания, гуманным отношением к детям. В силу своей мало­численности частные учебные заведения не могли составить кон­куренцию государственным школам, но зачастую это были луч­шие школы своего времени.

В 1860-е годы в России получает развитие женское образова­ние. Огромную роль в становлении женской средней школы сыг­рали Н.А. Вышнеградский, В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский. Уже к 1874 г. в стране насчитывалось около 190 женских гимназий.

Все государственные женские учебные заведения были либо министерскими (принадлежали Министерству народного про­свещения, либо мариинскими (принадлежали Ведомству учреждений императрицы Марии). Первые имели семилетний курс обучения, по окончании которого ученицы получали аттестат домашней учительницы, вторые помимо семилетнего срока обучения имели восьмой — педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступать на платные Высшие жен­ские курсы. Все гимназии были платными.

В 1866 г. министром народного просвещения России назначен граф Д.А. Толстой,отличавшийся реакционными взглядами, который стал усиленно насаждать в средней школе классицизм. Началось отступление от многих прогрессивных идей реформы. Пе­ресматриваются взгляды правительства на среднюю школу — ей предписывается быть классической, ее деятельность четко регла­ментирована — вот основной лейтмотив деятельности Министер­ства народного просвещения, возглавляемого Д.А. Толстым, а позже его преемником И.Д. Деляновым. В 1871 г. принимается новый Устав гимназий, который с небольшими изменениями просуществовал до 1917 г. Курс гимназий становится восьмилетним (семь классов, седьмой класс двухгодичный). Все гимназии пре­образуются в классические, реальные гимназии закрываются.

С этого времени начинает свой отсчет новая эпоха в развитии школы. Вся ее деятельность строго регламентируется на основе циркуляров Министерства народного просвещения. Гимназия работает на основе общегосударственных программ, определяю­щих план прохождения каждого предмета, время, отводимое на его изучение, порядок прохождения, объем классной и домашней работы.

Основными предметами гимназического курса становятся древние языки (41 % времени) и математика, второстепенными предметами — русский язык, новые языки, история, география и др. С усилением реакции повышается плата за обучение, огра­ничивается прием в среднюю школу выходцев из непривилеги­рованных слоев населения.

В 1887 г. издается министерский циркуляр, получивший название «циркуляр о кухаркиныхдетях», предписывавший директорам гимназий и прогимназий воздерживаться от приема во вверенные им учебные заведения «детей кучеров, лакеев, пова­ров, прачек, мелких лавочников, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Как следствие, в 1880—90-е гг. число учащихся недворянского происхождения в классических гимназиях уменьшается.

Состояние средней школы, всей системы образования постоянно подвергалось критике со стороны общественности. Наиболее существенные недостатки: слабое преподавание русского языка и литературы, перегруженность и переутомление учащихся, отсутствие преемственности учебных программ, отчуждение школы от семьи.

В 1901 г. Устав гимназий 1871 г. пересматривается. В гимназию открывается доступ детям всех сословий. По данным Д.И. Латышиной, к началу XX в. в России действовали 196 гимназий и 43 прогимназии с общей численностью учащихся 88 589 [7, с. 335].

Со второй половины XIX в. в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы, за светское образование, против догматизма, зубрежки и муштры, за автономию высшей школы — вот важнейшие пробле­мы, волновавшие прогрессивную общественность. В эти годы в Рос­сии издаются журналы «Русский педагогический вестник», «Воспитание» (с 1857 г.), «Учитель» (1860—1870), «Педагогический сборник» (с 1864 г.), «Ясная Поляна» (1861—1862), где обсуждались основные вопросы воспитания и обучения. В 1856 г. в журнале «Морской сборник» печатается статья известного русского хирурга Н.И. Пирогова(1810—1881) под названием «Вопросы жизни», всколыхнувшая рус­ское общество. В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания. Автор видел цель воспитания не в ранней специализа­ции обучения, а в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким кругозором. Идея общечеловеческого воспитания могла быть реализована лишь в результате реорганизации существовавшей системы образования, восстановления преемственности ее ступеней и отмены принципа сословности. Назначенный Александром II попечителем Одесского, а затем Киевского учебного округа, Пирогов развернул кипучую деятельность по улучшению работы учебных заведений. Он поощрял методические искания учителей, подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для взрослых. Пирогов поднял вопрос о запрете телесных наказаний учащихся, рассматривая их как средство, унижающее достоинство ребенка. Поднятая им на страницах печати дискуссия имела положительный результат. Уставом гимназий и прогимназий 1864 г. телесные наказания в школах запрещаются. Либе­ральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту попечителя учебного округа раздражали власти, и вскоре он был отстранен от должности попечителя.

Большую известность и общественный резонанс получила пе­дагогическая деятельность великого русского писателя Л.Н. Тол­стого(1828—1910). Условно принято выделять несколько перио­дов педагогической деятельности Толстого.

В первый период (1859-1862), по его собственным словам, он «был страстно увлечен» народной школой и педагогикой. Совершая поездку по Европе, он посещал немецкие, французские, итальянские школы, где знакомился с постановкой учебного процесса, методикой обучения. Знакомство с зарубежным опытом школьного образования укрепило его в мысли, что школьные модели, на которые ориентировались власти при создании русской школы, мало применимы в России. Вернувшись на ро­дину, он создал в своем имении Ясная Поляна народную школу для крестьянских детей, где сам преподавал, одновременно изда­вал журнал «Ясная Поляна», переписывался с известными мето­дистами, авторами учебников, принимал участие в открытии на­родных школ.

Следующий период активной педагогической деятельности Толстого — 1870—1876 гг., когда он возобновляет занятия с кре­стьянскими детьми, пишет и публикует учебники «Азбука» и «Новая Азбука», занимается обеспечением школ своего уезда учебной литературой.

Третий период педагогической деятельности охватывает 1880-е—90-е гг., когда он встречается с учителями и учениками тульских школ, занимается разработкой вопросов нравственного воспитания. Л.Н. Толстой вошел в историю образования как педагог-организатор и новатор, автор лучших для своего време­ни книг для начального обучения.

В 1860-е годы развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского(1824—1870). Будучи блестящим практиком, он интенсивно занимался научной работой в области теории педагогики и методики начального обучения. В педагогической теории Ушинского основополагающая идея — народность воспитания.

Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Им написана серия работ, посвященных этой проблеме: «О народности в общественном воспи­тании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867).

По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитывать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», — философия, политэконо­мия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении про­цессов физического и психического развития,- Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию. Большое место в дидактике Ушинского занимают созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, статьи, содержавшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного учебного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения. Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе. Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению целой плеяды блестящих педагогов и методистов — Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский и др.

Наши рекомендации