Закономерности и принципы процессов воспитания и самовоспитания
Воспитание – это управление развитием и формированием личности, главным образом ее нравственной сферы, и его задачей является такое построение воспитательного процесса, которое обеспечивало бы максимальное развитие личности, доступное человеку на каждом возрастном этапе.
Воспитание – упр развитием и формир личности (главным образом ее нравственной сферы) и его задачи – такое построение воспит процесса, кот обеспечило ба максим развитие личности доступное человеку на каждом возрастном этапе.
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового кач-ного сост-ния.
Воспитательный процесс основан на определенных закономерностях: 1) закономерности – характерные, устойчивые, связи процесса воспитания с другими более широкими процессами (воспитание готовит к жизни в обществе, а зн должно соответствовать законам и требованиям данного общества); 2) закономерности – устойчивые связи внутри самого процесса воспитания между его компонентами (организованность, содержание, методы), отсюда принципы: воспитание в коллективе и через коллектив, совокупность пед управления с развитием инициативы детей.
Закономерности: 1. воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. 2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности 3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. 5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. 6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Принцип – исходные положения, определяющие основные требования воспитания, его организацию, содержание и методы.
Воспит-е строится на принципах: персонификации (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении); непрерывности;целостности;природосообразности (означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы); культуросообразности (учет усл, в кот находится ч-к, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образ-я. Идеи необходимости культуросооб-ти были развиты немецким педагогом . Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения); идеализации;гармонизация (имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса); диффернциация (в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся); единства пед требований школы, семьи и общества; целенаправленного воспитания; принцип связи воспитания с жизнью; последовательности; уважение к ребенку в совокупности с требовательностью к нему; принцип воспитания в коллективе и через кол-в; учет возрастных и индивид-х особен-й ребенка.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.
Компоненты самовоспитания:
1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи;
2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;
3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;
4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности.
Виды самовоспитания:
1) интеллектуальное;
2) эстетическое;
3) физическое;
4) психологическое.
Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя – научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками.
Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются:
1) хорошо развитая устная речь;
2) письменная речь;
3) глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования.
Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания – уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа характера, воспитания, мышления.
Решающие факторы этического самовоспитания:
1) умение установить и поддержать контакт с собеседником;
2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника;
3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям.
Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспитания – увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учителя очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомоганиям.
Решающие факторы физического воспитания:
1) присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость;
2) поднятие общего тонуса;
3) умение обращаться с собственным телом;
4) поддержание нормальной спортивной формы.
Рекомендуемые физические нагрузки:
1) бег;
2) плавание;
3) туризм;
4) оздоровительные спортивные системы.
Психологическое самовоспитание. Цель психологического воспитания – подготовить учителя к специфике своей профессиональной деятельности.
Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы.
Решающие факторы психологического самовоспитания:
1) умение длительно концентрироваться;
2) умение снимать психологическое напряжение;
3) стремление понимать состояние учеников;
4) правильное общение с родителями и коллегами.