Контрольный эксперимент

Цель контрольного этапа эксперимента – выявление сформированного уровня развития речи у слабослышащих школьников.

В эксперименте принимали участие те же трое детей с нарушениями слуха школьного возраста.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. С помощью выбранных диагностических методов повторно исследовать уровень развития речи у слабослышащих школьников.

2. Сделать выводы по окончании контрольного этапа эксперимента.

После проведения методов диагностики были получены следующие результаты.

Таблица 5

Результаты исследования сенсомоторного уровня речи

Ф.И. ребенка Количество баллов
Тимофей 5 б. – высокий уровень
Светлана 3 б. – средний уровень
Надежда 5 б. – высокий уровень

Таблица 6

Результаты исследования грамматического строя речи

Ф.И. ребенка Количество баллов
Тимофей 5 б. – высокий уровень
Светлана 4 б. – средний уровень
Надежда 4 б. – средний уровень

В результате было отмечено, что все трое детей справились с заданиями на исследование сенсомоторного уровня и грамматического строя речи. Все дети имеют при этом высокий и средний уровень речевого развития.

По сравнению с констатирующим этапом эксперимента, уровни речевого развития повысились.

Далее проводили исследование семантической стороны речи по тем же трем методикам, проводимым и на констатирующем этапе эксперимента: «Изучение понимания речи», «Кто это», «Назови, что ты видишь».

Таблица 7

Результаты исследования семантической стороны речи

Ф.И. ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3
Тимофей 12 б. – высокий 10 б. – высокий 12 б. - высокий
Светлана 8 б. – средний 7 б. - средний 9 б. – средний
Надежда 10 б. - средний 9 б. - средний 8 б. - средний

В результате проведения трех методик на исследование семантической стороны речи («Изучение понимания речи», «Кто это», «Назови, что ты видишь»), мы выявили, что у детей улучшилось понимание смысловой стороны речи. Повысился объем активного словаря. Многие предъявленные картинки не вызывали затруднений, все дети объясняли значение многих слов, описывали знакомые предметы.

Отсюда можно сделать вывод, что у данных троих детей после проведения формирующего этапа эксперимента значительно улучшилось понимание семантической стороны речи.

Таким образом, наша гипотеза о том, что специально разработанная коррекционная программа способствует устранению недостатков семантической стороны речи, подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них лексико-грамматического строя речи.

Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими. Дети часто не воспринимают на слух окончания слов, являющиеся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке. Не могут воспринять на слух многие предлоги, также выражающие эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов.

Наиболее существенный момент при формировании общения и речи у безречевых детей – совмещение развивающего и эмоционального начал, использование при этом положительных результатов, закрепляющих, в свою очередь, желательное поведение, развитие эмпатии, сотрудничества, потребности в общении. Нельзя приступать к работе по формированию речи без предварительной работы по эмоциональной активизации ребенка, повышающей его психический тонус.

На начальном этапе обучения нужно опираться на невербальные компоненты коммуникации как наиболее доступное средство общения, не ставя целью дальнейшее развитие этой формы речи.

Организованное поэтапное активное обучение общению с развитием структуры психологических механизмов положительно влияет на формирование общения и речи у безречевых детей.

Коррекционная работа включает в себя следующие направления:

Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

Развитие речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.

Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания

Формирование связной речи.

Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

Развитие мелкой моторики.

Расширение зрительного поля ребенка.

Развитие зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторной координации.

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. От силы, точности, дифференцированности этих движений зависит внятность речи. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются целенаправленно в зависимости от дефекта.

Дети с нарушением слуха незначительно уступают своим сверстникам в жизненной емкости легких и почти нормально развитым внеречевым дыханием. Однако наблюдаются определенные трудности с речевым дыханием. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для него трудности, что приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи. Поэтому на занятии проводится работа по дифференциации носового и ротового выдоха, работа над длительным, правильным речевым дыханием.

Одной из важных задач слабослышащих является формирование у учащихся навыков восприятия устной речи. Устная речь — один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. Устная речь — это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же учащийся, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия учащимися и детьми из детского сада в усвоении речевого материала.

Таким образом, наша гипотеза о том, что специально разработанная коррекционная программа способствует устранению недостатков семантической стороны речи, подтвердилась.

Наши рекомендации