Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого М., Высшее образование, 2009
УЭ 1.1 Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат
Лабораторная работа №1
Тема:Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат
«Педагогика как искусство сложное и обширное опирается на множество наук, кроме знаний требует способности и наклонности, она стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека»
К.Д. Ушинский
«Педагогика» — слово греческого происхождения («пайдос» - дитя, «аго» - вести), буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.
Задание 1. Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического объекта и предмета исследований. На основе предложенных информационных материалов к данному заданию заполните таблицу №1. «Что изучает педагогика?».
Табл. 1.
Автор | Определение объекта педагогики | Определение предмета педагогики |
Выберите наиболее убедительные, на ваш взгляд, определения объекта и предмета педагогики и аргументируйте свой выбор.
Цель:Выполнив это задание, Вы научитесь различатьобъект и предмет педагогики, что поможет Вам лучше разобраться в структуре педагогики как гуманитарной науки. Данное задание также способствует развитию умения различать и понимать сущность критериев являющихся ведущими для сравнения объекта и предмета педагогики как науки.
Рекомендации по выполнению задания: рассматривая информационный материал по данному заданию, обратите внимание на такие критерии для сравнения определений объекта и предмета педагогики, как объективность, полнота, четкость, научность и пр. Выписав определения в таблицу, выберите наиболее точные и полные на ваш взгляд. После таблицы аргументируйте ваш выбор определений.
Требования к отчету по данному заданию: оформление таблицы «Что изучает педагогика?» с текстовым сопровождением, где студентом выделяется и аргументируется наиболее точное определение объекта и предмета педагогики.
Критерии оценки задания:
-полнота и четкость выделяемых различий в определениях,
-аргументированность суждений,
-культура оформления таблицы,
-оригинальность, творчество.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание 1 выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде таблицы, обсуждается в группе.
Информационный материал к заданию 1.
Дука Н.А. Введение в педагогику.
Объектом педагогики как науки является живая развивающаяся личность ребенка. Но личность изучают и другие науки (психология, социология, литература). У каждой из этих наук есть свой аспект изучения , иначе говоря - предмет науки. Предмет науки - конкретная часть объекта изучения или процесс в нем, который исследуется, изучается.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, в результате которого происходит становление личности.
Сущность педагогического процесса заключается в создании и постоянном поддерживании условий, способствующих саморазвитию, самореализации Человека, становлению Личности.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого М., Высшее образование, 2009.
Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют "трансляцией" культуры.
На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.
Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин - дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения. С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование.Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — это единственная специальнаянаука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, и для которой оно и только оно является ее собственным объектом изучения.