Концепция В.П. Созонова «Педагогическая система на основе потребностей человека»

Современные концепции воспитания

Конспект

по дисциплине «Педагогика. Педагогические технологии. Социальная педагогика. Управление образовательными системами»

Выполнила студентка

ГруппаФ-МИ 131

Беспалова

Галина Евгеньевна

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

Шабалина Е.П.

Бийск – 2015

Концепция О.С. Газмана «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)»

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы предложили реальную цель воспитания - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Понятие культура включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии - такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:

- культура жизненного самоопределения;

- культура семейных отношений;

- экономическая культура и культура труда;

- политическая. демократическая и правовая культура;

- интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;

- экологическая культура;

- художественная культура;

- физическая культура.

Центральным, звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.

В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.

Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения:
1. Человек.

2. Общество.

З. Природа.

4. Интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.

Самоопределение в сфере «Человек и природа» строит через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности.

Особая область самореализации школьников — развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.

Самореабилитация предполагает наличие у человека возможностей защитить себя культурными способами от неопределенности, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.

Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.

(http://lektsii.net/2-27789.html)

Концепция В.П. Созонова «Педагогическая система на основе потребностей человека»

По концепции В.П. Созонова, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека. Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:

– творческой деятельности;

– здорового образа жизни;

– защищенности, безопасности;

– уважения, признания, необходимого социального статуса;

– смысла жизни;

– самореализации;

– удовольствия, наслаждения.

Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются:

- принцип природосообразности;

- принцип целостности в подходе к личности;

- деятельностный принцип;

- возрастной принцип;

- принцип гуманизма.

Содержаниювоспитательного процесса присущи следующие направления:

– организация разнообразной, творческой деятельности;

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

– формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;

– создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;

– психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:

– оценивание работы воспитателя по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников;

– поиск воспитателем глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.

(https://lib.nspu.ru/umk/0501535f5f94e5d8/t1/ch2.html)

Наши рекомендации