Вопрос Современный ученик в учебно-воспитательном взаимодействии. Знать
Учитывая изменяющиеся запросы общества в 21 веке, промышленности требуются служащие, могущие решать возникающие проблемы, обладающие хорошими коммуникативными навыками, способные принимать решения, в основе которых лежат способность к критическому мышлению и понимание системности вещей и явлений. Сам президент нашей страны рассматривает систему образования, как основу развития государства.
Что предполагает Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" для школьников?
1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире;
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;
4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова;
5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе. С первым пунктом образовательной инициативы связана тема, которая на сегодняшний день является дискуссионной. Речь идет об образовательных стандартах нового поколения. Именно новый стандарт может предоставить ребенку возможность САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ, как в стенах школы, так и за ее пределами, но вместе с тем, может и лишить этой возможности.
Основной целью новых стандартов и образовательных технологий является формирование и усиление творческих способностей обучающихся, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, творческой видам деятельности. Кем является ребенок в школе? Учеником - тем, кого учат? Учащимся – тем, кто учится сам? Обучающимся – тем кто в совместной деятельности со взрослым осваивает процесс самостоятельного обучения? Понимание того, что мы понимаем под словом ученик, постоянно изменяется. Когда-то это понятие подразумевало человека "школьного возраста" - от 5 до 24 лет, "традиционный" ученик посвящал учёбе определённый период времени, который он полностью посвящал учёбе.
Одно из главных требований информационного общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Современные ученики отличаются от предыдущих поколений принадлежностью к большему культурному многообразию, подвержены большему влиянию медиа, и владеют в большей степени компьютерными технологиями. Если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни.
Уточняя задачу завтрашнего дня, школа должна сориентировать ребенка на изменяющуюся реальность, в которой множится число проблем, и не может быть образца для их решения, пожалуй, кроме того, что ребенок, действующий в условиях выбора, должен осуществлять его с позиций нравственности. Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы; · обладает критическим и творческим мышлением; · владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний; Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен обладать определёнными качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в трудности и искать пути их преодоления, используя современные технологии; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.
Вопрос 5 Составьте характеристику психолого-педагогических особенностей школьников различных возрастов. Уметь.