Структура специального образования в России
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) |
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (для незрячих детей) |
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (для детей с тяжёлым нарушением речи) |
Специальное образование в России |
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (для глухих детей) |
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ОДА) |
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (для детей с ЗПР) |
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (для детей с умственной отсталостью) |
Личностно-профессионально значимые качества педагога-дефектолога
Личностные качества | Примеры |
Интеллектуальные параметры | - владение устной и письменной речью; - готовность к самосовершенствованию; - самокритичность; - спокойствие; - остроумие; - хорошая память; - эрудиция; - чувство юмора; - четкость мышления; - быстрая адаптация при изменении педагогической ситуации за счет владения экстрафункиональными и полипрофильными знаниями и способностями |
Мировоззренческая направленность | - желание работать с детьми; - любовь к профессии; - любовь к детям; - честность; - наличие профессиональной позиции; - твердость; - стремление отдавать себя детям; - мораль, взгляды, убеждения; - социальная и профессиональная ответственность. |
Психотипологические качества | - воля; - наблюдательность; - самообладание; - саморегулирование; - сдержанность; - уравновешенность; - смелость; - стойкость; - толерантность; - требовательность; - готовность к самосовершенствованию; - рефлексивность; - эмпатичность; - общительность; - эмоциональная привлекательность; - трансцедентность (т.е.понимание собственной, индивидуальной, коммуникативной и общей культуры как основы материала, совершенствования к учебной ситуации); - котруэнтность (знание собственного мира чувств и принятие себя в качестве «ученика»); - конструктивность (понимание специфики и многообразия внутренних и внешних, скрытых и видимых конфликтов, умение их разрешать) |
Экстравертивные качества | - альтруизм; - доброжелательность; - коммуникативность; - милосердие; - нежность; - справедливость; - уважение, поддержка ученика; - эмпатичность; - способность к сотрудничеству; - доверие. |
Система ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы
США | Западная Европа |
Ранняя помощь была ориентирована на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. | |
помощь детям в семьях групп риска осуществляется по следующим направлениям: - оценка уровня развития ребенка; - консультация семьи; - специальная система образования родителей; - организация развивающей среды для младенцев; - охват образованием различных сфер развития младенца | |
Службы социально-педагогической помощи проблемным детям младенческого и раннего возраста решают такие задачи: - выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере; развитие специальной системы образования родителей; - организация развивающей среды; - социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку в семье. |
Таблица «Типичные формы психического дизонтогенеза»
Форма психического дизонтогенеза | Типичный пример |
Общее стойкое недоразвитие | Олигофрения |
Задержанное развитие | ЗПР |
Повреждённое развитие | Деменция |
Дефицитное развитие | Тяжёлые нарушения отдельных систем (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат) |
Искажённое развитие | Ранний детский аутизм |
Дисгармоническое развитие | Психопатия |
Таблица «Диффренциальная диагностика олигофрении и деменции»
Дифференциальные критерии | Олигофрения | Деменция |
Причины возникновения дефекта | Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода. | Деменция развивается вследствие тяжелого поражения ЦНС органического характера, следовательно, пусковым моментом для ее начала могут явиться любые патологические состояния, приводящие к дегенеративным изменениям и гибели клеточных структур коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и т.д. )Подобные патологии наиболее часто диагностируются у пациентов в возрасте от шестидесяти пяти лет. В остальных случаях деменция возникает при вторичном поражении мозга человека. Часто эта патология выступает в качестве осложнения травмы, инфекционных поражений, болезней сосудов, протекающих в хронической форме, воздействия разнообразных токсических веществ. Чаще всего вторичное органическое поражение мозга возникает при патологиях сосудов, таких как атеросклероз, гипертония и т.д. Не исключено, что деменция может развиться из-за злоупотребления спиртным и наркотическими веществами, при опухолевых новообразованиях в головном мозге. Достаточно редко развитию заболевания способствуют инфекции: менингит, вирусный энцефалит, СПИД, нейросифилис и прочие. Сколько всего существует причин, способствующих в той или иной мере развитию приобретенного слабоумия сказать крайне сложно. В ряде случаев деменция становится осложнением гемодиализа, тяжелой печеночной или почечной недостаточности, определенных эндокринологических и аутоиммунных заболеваний. В большинстве случаев болезнь возникает вследствие воздействия сразу нескольких провоцирующих факторов. Типичным примером подобного расстройства может служить так называемая сенильная (старческая) деменция. |
Время возникновения дефекта | В первые 3 года жизни | После 3 лет жизни |
Тип дизонтногенеза | Общее стойкое недоразвитие | Повреждённое психическое развитие |
Структура дефекта | Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность -- в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений. | Д1 – нейрозаболевания головного мозга (менингит, энцефалит). Д2 – распад сформировавшихся психических функций (снижение памяти, неравномерная умственная работоспособность, замедленность и инертность психических процессов). Д3 – психические нарушения (повышенная возбудимость, склонность к аффективным разрядкам, агрессивное поведение, патология влечения), припадки. |
Течение заболевания | Во многие годы считалось, что заболевание олигофренией с годами остается абсолютно стабильным, т.е. состояние психического дефекта не имеет каких-либо динамических тенденций. Выяснилось, однако, что такой взгляд является ошибочным и это особенно убедительно подтверждается клиникой дебильности. Динамика состояния дебильных личностей находит прежде всего свое объяснение в том, что степень их психического дефекта определяется не только тяжестью мозгового поражения, но и различного рода внешними воздействиями. Установлено также, что рациональный комплекс медико-педагогических мероприятий может способствовать в той или иной степени компенсации психической неполноценности таких лиц. Именно поэтому тяжесть (глубина) дебильности с возрастом нередко постепенно уменьшается: больные становятся более активными, целенаправленными, лучше контролируют и дифференцируют свои поступки, мышление становится более полноценным, суждения и решения более разумнами, возрастает и уровень критических способностей. И наоборот, отсутствие положительных влияний родных, окружающей среды и отрицательное влияние микросоциальной среды иногда приводят больного к более тяжелому состоянию, чем это могло бы объясняться имеющееся у него тяжестью мозгового поражения. Явно отрицательное влияние оказывает на психическое состояние олигофренов злоупотребление умственного дефекта и особенно углубление эмоциональных и волевых расстройств. К динамике дебильности относятся и временные психические нарушения, которые возникают у них под влиянием неблагоприятных факторов и приводят к декомпенсации. В этом состоянии у больных наступает временное утяжеление умственной недостаточности и имеющихся у них эмоциональных и волевых нарушений. Иногда же у них возникают, в ответ на острый страх, бредовые эпизоды, рассройстваознания, элементарные галлюцинозы, тяжелые рассройства настроения и др. Порой при необычных для них, трудных психических переживаниях, особенно в совершенно новой обстановке, у дебильных личностей могут наблюдаться острые патологические (психотические) реакции с явлениями неправильного восприятия, растерянностью, паническим страхом, ужасом. У некоторых дебилов после ареста возникают и другие временные болезненные состояния, реактивные психозы: кататоноподобные состояния, истерические реакции, псевдодеменция (ложное слабоумие), пуэрилизм( детское поведение), тревожно- депрессивное состояние. Они отличаются от реактивных состояний у других лиц своей атипичностью, своеобразием клинической структуры, однообразием и бедностью симптоматически, более длительным течением. Олигофрении в прежние годы считались совершенно неизлечимым заболеванием. В течение последних десятилетий все чаще подчеркивается известная эффективность лечения этого страдания. Но все же является пока беспорным, что излечение или существенное улучшение состояния больных тяжелой степенью олигофрении остается еще невозможным; в более легких случаях олигофрений терапевтическим и средовым воздействием достигается возможность компенсации психической дефективности. | Клиническое течение и прогноз деменции зависят от причины, вызвавшей органический дефект центральной нервной системы. В случаях, когда основная патология не склонна к развитию (к примеру, при посттравматической деменции), при адекватном лечении возможно значительное улучшение вследствие развития компенсаторных реакций (другие участки коры головного мозга берут на себя часть функций пораженной области). Однако наиболее распространенные виды деменций – болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция - имеют склонность к прогрессированию, поэтому, когда говорят о лечении, то при данных заболеваниях речь идет лишь о замедлении процесса, социальной и личностной адаптации пациента, продлении его жизни, снятии неприятных симптомов и т.п. И наконец, в случаях, когда заболевание, вызвавшее деменцию, быстро прогрессирует - прогноз крайне неблагоприятен: гибель пациента наступает через несколько лет или даже месяцев после появления первых признаков заболевания. Причиной летального исхода, как правило, становятся различные сопутствующие заболевания (пневмония, сепсис), развивающиеся на фоне нарушений центральной регуляции всех органов и систем организма. |
Таблица «Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей»
1-я группа «успешно обучающиеся школьники | 2-я группа «относительно хорошо успевающие школьники» | 3-я группа «школьники, с трудом усваивающие школьную программу» | 4-я группа «плохо успевающие школьники» |
Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. | В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. | Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. | Дети нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. |
Таблица «Группы умственно отсталых со специфическими нарушениями»
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями | Дети с двигательными нарушениями | Дети с нарушениями зрительного восприятия | Дети с нарушениями работоспособности |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков. Основные проявления, характирезующие ФФН: - Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка"; - Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба"; - Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку"; | При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства таких детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи. | Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются различными особенностями. Так при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих детей. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются данными детьми непосредственно. Так, если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. Эго резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, нарушает гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У детей с нарушением зрения накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм - недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение. | Специфическим для умственно отсталых детей является снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности. Умственная работоспособность измеряется количеством и качеством работы, выполненной за определенный отрезок времени. Ее основными показателями являются темп (длительность латентных периодов ответов или скорость реагирования) и качество работы (количество допущенных ошибок) за единицу времени. К тому же психические процессы характеризуются «функциональной ригидностью», что затрудняет возможность перестройки способов умственного действия, актуализации уже имеющихся знаний и что проявляется в стереотипности ответов. Говоря о причинах низкой работоспособности детей со сниженным интеллектом, исследователи обычно указывают на понижение у них скорости простой реакции при наличии отвлекающих факторов. Информативной является реакция выбора, например, по одному какому-то признаку — величине или цвету объектов. Она отражает особенности протекающих процессов, их замедленность. |
Таблица «Состав учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушениями интеллекта»
Медицинские показания к приёму и обучению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушениями интеллекта | Медицинские противопоказания к приёму и обучению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушениями интеллекта |
- легкая умственная отсталость; - интеллектуальная недостаточность, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга, которая может быть приравнена к легкой умственной отсталости или выраженной задержке психического развития церебрально-органического генеза (состояние пограничного с легкой умственной отсталостью); - эпилептическая, шизофреническая деменция, ранний детский аутизм при отсутствии психопатоподобных расстройств, интеллектуальная недостаточность, при которой соответствует легкой умственной отсталости; - умеренная умственная отсталость | а) умственная отсталость; б) органическое слабоумие; в) эпилептическоеслабоумие; г) шизофреническое слабоумие; д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; е) шизофрения со слабоумием и психопатоподобными расстройствами; ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы; з) судорожные приступы как дневные, так и ночные; и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез (для интернатных учреждений); к) дети с педагогической запущенностью, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы. |
Таблица «Особенности психического развития детей с