Виды психических явлений и их взаимосвязь
Будучи идеальной, психика обнаруживает себя в особой группе явлений, называемых психическими, которые представляют собой основные формы существования психического. В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений (или четыре основные формы существования психического), это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четное начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые(обеспечение активности деятельности) процессы.
Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны, их продолжительность от долей секунд до десятков минут. Это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.
Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Человеку свойственны самые разнообразные психические состояния, их общее число насчитывает несколько сотен. Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. Синтез свойств психики приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Каждая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает включенность человека в приоритетные сферы жизнедеятельности, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне определенных результатов.
В макрохарактеристике «индивид» отражена вся совокупная психофизиологическая основа человека, «личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта.
Деятельностная активность человека представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как целостного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».
Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психологический портрет, качественные признаки которого возникают, формируются, развиваются и появляются во взаимодействии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я». К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относятся знания, умения, навыки, а также различные психологические качества (интересы, стремления, установки, жизненные позиции и т.п.).
Психические явления– это постоянные регуляторы деятельности и поведения, возникающие в ответ на воздействия (раздражители), которые имеют место сейчас (ощущения, восприятия) или когда-то были в прошлом опыте (память, представления), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие деятельность (чувства, воля), обнаруживающие различия в поведении людей (темперамент, характер, направленность личности, способности, знания, умения).
Все психические явления у человека связаны друг с другом и влияют друг на друга, так как они представляют собой различные стороны (аспекты) функционирования единой целостной системы – сознания человека. Кроме того одни виды психических явлений могут порождать другие, становясь их причиной. Например, индивидуальные особенности какого-нибудь психического процесса у ребенка нередко вызывают негативную реакцию окружающих, что может привести к часто повторяющимся у него состояниям огорчения и разочарования, а это, в свою очередь, может превратиться в психическое свойство, например, в неадекватную самооценку.
Рис. 2.5 Основные виды психических явлений.
Сознание человека
Сознание– высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Сознание человека обеспечивает:
а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;
б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») – самосознание;
в) осуществление целеполагающей деятельности;
г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отношений).
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.
Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.
Сознание человека имеет следующие особенности:
- категорийность – отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;
- отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;
- осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
- обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;
- сознание – концептуальная модельсобственной личностии построения взаимодействий с действительностью на этой основе.
Рассматривая соотношение понятий «психика», «психическое» и «сознание», «сознательное», следует иметь ввиду, что психическое шире, чем сознательное. Сознательное – это высший уровень психического, но кроме него есть другой уровень – бессознательное.
Оно включает в себя два уровня:
1) подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
2) собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. К проявлениям бессознательного относятся сны, галлюцинации, ответные реакции, которые вызываются реально существующими, но не осознаваемыми раздражителями; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.
Низший и высший уровни психики (бессознательное и сознательное) всегда и обязательно присутствуют в процессе психического отражения окружающей действительности у каждого человека.