Методика организации и проведения коллективного творческого дела

Мероприятие, проводимое на основе методики коллективного творческого дела (КТД), которая является компонентом технологии коллективного творческого воспитания (КТВ) И. П. Иванова, реализуется как важное событие, осуществляемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Организация и проведение КТД предусматривает шесть последовательных стадий.

1. Предварительная работа. Педагоги и другие взрослые устанавливают место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, планируемой на новый период с данным коллективом; определяют конкретные воспитательные задачи; подбирают варианты выполнения КТД, которые могут быть предложены на выбор детям; продумывают способы реализации своих замыслов с активным привлечением детей; намечают действия, которые могут настроить детей на работу; определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Педагог обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждого микроколлектива, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В конце этого этапа проводятся нацеливающие беседы с детьми, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.

2. Коллективное планирование. На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: «Какое дело провести?», «На радость и пользу кому?», «С кем вместе его провести?», «Где провести?» Эти вопросы обсуждаются в микроколлективах, а руководитель незаметно подбрасывает им идеи. На этой стадии дети сами ищут ответы на поставленные вопросы. Взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Успех сбора-старта во многом обеспечивает ведущий. Он представляет на обсуждение варианты выполнения КТД, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». В итоге выбирается лучший вариант. Для его реализации избирается руководящий орган – Совет дела, куда входят представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку КТД.

3. Коллективная подготовка дела. Микрогруппы (бригады, звенья), сформированные в соответствии с видами работ, необходимых для проведения конкретного дела, обсуждают, как они будут выполнять свои участки работы. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, выявляя «западающие звенья», т. е. участки работы, которые подготовлены недостаточно или не могут быть подготовлены вообще. На этом этапе важную роль играет возбуждение и поощрение инициативы каждого члена Совета дела. Здесь велика роль взрослого: не допуская открытого давления, он по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Педагог незаметно, «по секрету» контролирует ход подготовки, помогая отстающим, перераспределяя при необходимости участки работы и расстановку сил.

4. Проведение КТД. На этой стадии намечается конкретный план, составленный с учетом наработок микрогрупп. Школьники демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Педагог (по возможности незаметно для всех участников КТД и тех, для которых оно организуется), направляет деятельность детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачи. Иногда он может выступить в роли «доброго волшебника», включив в сценарий КТД сюрпризные моменты и незапланированные акции. Надо стремиться провести любое КТД в форме праздника, в котором будут участвовать все.

5. Коллективное подведение итогов КТД. Чаще всего итоги КТД подводятся на общем сборе-»огоньке», где формулируется коллективный ответ на вопросы: «Что было хорошо и почему?», «Что не получилось и почему?», «Что мы сделаем в будущем?» Обычно дети по кругу или по группам высказывают свои мнения, обсуждают положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора могут быть задействованы и другие средства: опрос, анкетирование через стенгазету, творческие отчеты. Руководитель подводит итоги и сообщает о них родителям и шефам.

6. Последействие (использование опыта проделанной работы). На общем сборе обсуждают, что достигнуто, что еще можно и хотелось бы сделать, задумывают и обсуждают новое КТД. Чаще всего в анкете дети и взрослые выдвигают предложения, делятся впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Ниже перечислены некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД:

• основная цель дела формулируется либо самими детьми, либо взрослыми, но в этом случае она должна быть привлекательной для учеников и понятной им;

• при подготовке и проведении КТД для решения частных задач или выполнения творческих заданий необходимо создание микрогрупп, каждая из которых имеет свой конкретный участок работы;

• обсуждение основных вопросов, связанных с выбором КТД и характером его проведения, проходит в форме «мозгового штурма», когда школьники в группах, обмениваясь мнениями, ищут наилучшие варианты, создают банк идей, т. е. предлагают набор возможных путей решения;

• отбор идей, при котором необходимо из множества возможных вариантов выбрать один или два, должен осуществляться по принципу «отвергаешь – предлагай», «возражай по существу», «критикуй точку зрения, а не человека»;

• если выбрать лучшую идею сложно, проводится защита идей; каждый член коллектива или микрогруппа защищает свой вариант, затем подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение;

• при подведении итогов КТД необходимо объективно и по достоинству оценить вклад каждого.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия: 1) нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД; 2) недопустимо искажать роль, которая определена педагогу как старшему товарищу; 3) подготовка и проведении любого КТД требуют, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел; 4) необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе и жизни; 5) в каждом КТД должна воплощаться идеи заботы о себе, других людях, родителях и близких, окружающем мире.

Вопрос 23

Организационные формы теоретического и практического обучения.

Организационные формы теоретического обучения

Организационная форма - это специально организованная деятельность педагога и учащегося, протекающая в определенном порядке и по установленному режиму.

Организационные формы существовали всегда: в Древней Греции философы организовывали беседы на природе, в тени под деревом, а слушатели по желанию участвовали в них и в любое время могли уйти; в России мастера и ремесленники выполняли работу, а их подмастерья наблюдали и старались повторить те же действия, либо покидали своего мастера, если не могли освоить профессию.

Организационные формы обучения прошли долгий путь эволюции, и в результате устоялось разделение их на две группы - индивидуальные и коллективные.

1.Примерами индивидуальных форм обучения являются: работа тренера со спортсменом (при подготовке к соревнованиям); репетиторство с ребенком; руководство со стороны мастера действиями учащегося, прикрепленного к нему; занятие по фортепиано с профессором консерватории (одновременно в одной аудитории не могут учиться десять человек на десяти инструментах); подготовка космонавтов, которая является “штучным” выпуском ввиду сложности и др.

2. К коллективным формам относятся, например, танцевальные занятия с группой детей в ансамбле, ускоренные курсы бухгалтеров, лекции в клубе для желающих похудеть и т.п.

Лучшим способом, конечно же, являются индивидуальные формы организации обучения, наиболее эффективные, позволяющие найти особый подход к обучаемому, уделять ему максимум внимания. Однако превалирующим (распространенным) все же остается коллективный способ организации учебного процесса, поскольку он экономичный, дешевый и позволяет охватить большой круг учеников. В Германии, к сведению, в стране с мощной экономикой, с огромными средствами, выделяемыми на образование, используются только коллективные формы обучения, даже внутри фирм. Нельзя, однако, назвать причиной преобладания в российском образовании именно коллективных форм - недостаток педагогических кадров. В настоящее время в России профессионально-педагогические вузы ежегодно выпускают 135 тысяч педагогов профессионального обучения, когда потребность государства только в 16 тысячах в год.

Наиболее часто коллективная организация процесса обучения ведется в школах и училищах. А именно классно-урочная форма занятий (составляющая «классно-» здесь означает, что организация урока проводится в академической группы), которую создал великий мыслитель и педагог XVII века, Ян Амос Коменский.

Как выделить академическую группу из вообще какой-либо группы людей? Назовем её признаки:

постоянный состав;

примерно одинаковый возраст учащихся;

близкие по уровню познавательные возможности.

Урока тоже обладает определенными признаками, без которых форма занятия является уже другой:

урок ограничен во времени (45-50 минут, в отличие от экскурсий и других форм);

урок проводиться по графику (расписанию);

на уроке рассматривается логически законченный фрагмент программы предмета;

уроки проводятся в специально отведенном и оборудованном помещении (кабинете, лаборатории и др., о чем речь пойдет ниже).

В ходе учебного процесса решаются разные дидактические задачи, связанные не только с сообщение нового материала, но и с его повторением, закреплением и проверкой. В зависимости от цели и задач подготовки выделяют разновидности уроков. В современной дидактике существует 5 типов уроков:

Урок новых знаний - НЗ.

Урок закрепления и совершенствования (упражнений) - ЗС.

Повторительно-обобщающий урок - ПО.

Контрольно-проверочный урок - КП.

Комбинированный урок.

Контрольно-проверочный урок может быть и в середине темы, если она большая.

Структура этапов различных типов уроков теоретического обучения

Этапы, на которые разбивается каждый из пяти типов уроков назовем традиционно сложившимися, хотя с ними можно экспериментировать. В педагогической науке строгого утверждения о том, что придерживаться этого порядка обязательно - нет. Большинство педагогов следуют описанным ниже структурам, а люди, творческие относящиеся к своей профессии, пробуют разные варианты.

Урок новых знаний

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего настроя группы, особенно если, например, предыдущий урок был по физкультуре. Главное, чтобы он прошел как можно быстрее и короче.

2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала - 5-10 мин.

- актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы;

- мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес);

- целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей).

Этот этап является платформой для успешного урока. Часто три элемента могут проходить одновременно или переплетаться.

3 этап. Изложение нового материала - 25 мин. Сообщать материал урока можно различными методами и их много. Классификация методов представлена ниже.

4 этап. Первичное закрепление - 5-10 мин.

5 этап. Подведение итогов - 3-5мин.

6 этап. Выдача домашнего задания - 5-7 мин. Задание выдается не после звонка, а до окончания урока. Время на последний этап должно быть предусмотрено заранее, а также продуманы способ выдачи, порядок объяснения (сначала сообщается задание теоретического плана, затем практического) и правила выполнения. Во время объяснения домашней работы нужно привести примеры, показать образцы оформления. Справедливо отметим, что, как будет выдано домашнее задание, так к нему и отнесутся учащиеся.

Урок закрепления и совершенствования

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин.

2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания - 10-12 мин.

3 этап. Упражнения - 25-30-мин.

4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок - 5-7 мин.

5 этап. Выдача домашнего задания -5-7 мин.

Урок повторения и обобщения

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка домашнего задания.

3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик.

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.

5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится перед контрольной работой.

IV. Контрольно-проверочный урок

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Контрольное мероприятие.

V. Комбинированный урок

Если после каждого урока новых знаний проводить урок по совершенствованию и закреплению, то объема часов, отводимого на изучение всего предмета просто не хватит. Представьте, небольшая тема изучается всего три часа, и в эти три урока преподаватель должен сообщить новый материал, провести занятия по закреплению материала каждого урока новых знаний, повторить все пройденное на повторительно-обобщающем уроке, да еще о контрольной работе не забыть. Как в три академических часа, в три урока втиснуть столько обязательных составляющих обучения? Или, если занятие по дисциплине бывает только один раз в неделю, то учащиеся за большой промежуток времени перед проверочным мероприятием все забудут. Как в этом случае повысить результативность? Для экономии времени и повышения эффективности обучения придумали и предложили комбинированный урок, в структуре которого есть составляющие всех типов уроков. На практике комбинированные уроки проводят чаще остальных типов (именно в системе НПО, так как в высшей школе встречаются и другие формы занятий), и они хорошо себя зарекомендовали. Элементы комбинированного урока следующие:

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка домашнего задания.

3 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- актуализация опорных знаний;

- мотивация;

- целеполагание.

4 этап. Изложение нового материала - 15-20 мин. Здесь сокращение времени объясним просто - «лучше меньше материала, да лучше был бы усвоен». организационный форма обучение теоретический

5 этап. Первичное закрепление.

6 этап. Подведение итогов и оглашение оценок.

7 этап. Выдача домашнего задания.

Классификация лабораторно-практических работ по признакам

 
1. По дидактической характеристике (по месту в учебном процессе)  
Иллюстративные Подразумевают иллюстрирование некоторых теоретических положений (например, закона Ома - как связаны между собой напряжение и ток). Исследовательские Используются до того, как изучать теоретические сведения (например, как зависит величина тока от приложенного напряжения).  
2. По организации работ    
Фронтальные Все учащиеся выполняют одно задание, а преподаватель работает с ними, как с группой, что для него удобно. Не фронтальные Каждый учащийся или бригада из 2-3х человек выполняют свою собственную работу. Затем, закончив, они меняются рабочими местами. Это менее удобно для преподавателя. Почему так делается? В эпоху рыночной экономики, для фронтальной организации работ необходимо большое количество оборудования. Одна лабораторная работа проходится один раз в год. Если оно дорогостоящее, учебное заведение не имеет возможности приобрести необходимую аппаратуру в количестве 6-7 экземпляров. Отсюда, идут на заведомо неудобную организационную форму.  
     

Структура этапов лабораторных работ

При фронтальной организации

Организационный момент.

Повторение необходимых теоретических знаний.

Инструктаж устный или письменный в виде методические указания к лабораторным работам.

Выполнение лабораторных работ и оформление отчета.

Подведение итогов, где рассматривают результаты работы каждого учащегося, выставляют оценки всем.

Выдача домашнего задания.

Эта схема (порядок) может быть видоизменен, если, например, лабораторная работа длинная (на 2 урока). Так можно выдать задание на дом в виде оформления отчета, подразумевающий доработку чернового варианта, построение графиков и т.п. Самое главное, чтобы пункты 1-4 были соблюдены.

При нефронтальном уроке

При этой организационной форме нельзя проводить устный инструктаж для всех в группе, а высказывать только общие замечания по ведению записей, обработке результатов, оформлению отчетов. Роль методических указаний увеличивается, поскольку преподавателю не хватит времени на уроке, чтобы инструктировать и проверить работу каждого учащегося из подгруппы по нескольким лабораторным работам.

Представим фрагмент графика перемещения учащихся или бригад по местам.

 
     
               
               
               
               
               
               
               
               
                 

Из фрагмента видно, что в первую неделю для 6-ой лабораторной работы теоретический материал еще не изучили. Значит, для бригады № VI она будет исследовательской. В последнюю неделю проведения работы для бригады № I лабораторная работа 6 - будет иллюстративной, потому что к этому времени скорее всего теоретический курс будет пройден. Из графика проведения работ хорошо видно, что формирование бригад должно происходить не самопроизвольно. Для I-ой бригады все лабораторные работы носят иллюстративный характер, то есть они сначала осваивают теорию, следовательно, в этой бригаде должны быть учащиеся более низкого уровня, чем в других. У второй бригады всего одна работа носит иллюстративный характер, остальные работы - исследовательские, следовательно, в данной бригаде должны быть учащиеся самые способные. Очевидно, что подгруппы находятся не в равных условиях, кому то легко осуществлять лабораторные опыты и практические задания, другим сложнее. При формировании подгрупп обязательно соблюдение условия: в бригады должны входить учащиеся разных познавательных возможностей, чтобы слабые и отстающие тянулись за более сильными и успевающими.

Вопрос 24

Урок как основная форма организации обучения.

Наши рекомендации