Задание на самостоятельную работу студентов
Воспитание: понятие и сущность
Цель занятия: определить сущность понятия и процесса воспитания, изучить различные подходы к воспитанию, теории воспитания.
Вопросы занятия:
· Сущность понятия и процесса воспитания
· Различные подходы к воспитанию
· Теории воспитания
· Краткая история развития идей о воспитании и образовании
Список литературы:
1) В.и. Андреев. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития-2е изд. - Казань: Центр инновационных технологий,2000
2) Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М.
3) История педагогики и образования. От зарождения воспитания
В первобытном обществе до конца 20 вв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. академика Р А О А. И. Пискунова.- 2-е изд., испр. и дополн.- М.
4) Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
5) Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 2: Общие основы. Процесс воспитания.
6) Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. В. А. Сластенина: В 2-х ч.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Ч 1
7) ) Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. В. А. Сластенина: В 2-х ч.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Ч 2
8)Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических коллежей \ под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогического общества России, 2002.
Задание на самостоятельную работу студентов
1. Составьте опорную схему, используя тексты учебных пособий по педагогике по разделу « Теория воспитания».
2. Составьте педагогический словарь из понятий «метод воспитания», «прием воспитания», « средство воспитания», «форма воспитания».
3. Прочитав приведенные высказывания, подумайте, в чем вы согласны с авторами, а что вызывает у вас сомнение или возражение.
К.Д. Ушинский
...Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает. Но уже теперь видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека невольно будет обращен на воспитательное искусство.
Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида, а еще более — на последовательное развитие человеческой расы. Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматривая психические факты, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли еще не более обширной возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке, и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которой уже воспользовалось воспитание.
Посмотрите на одну силу привычки: чего нельзя сделать из человека с одной этой силой? Посмотрите хоть на то, например, что делали ею спартанцы из своих молодых поколений, и сознайтесь, что современное воспитание пользуется едва малейшей частицей этой силы. (Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии».)
М.И. Демков
...Мы не имеем возможности заботиться о возможно полном развитии всех телесных и душевных сил человека, нельзя, значит, думать о гармоническом развитии их в каждом человеке. Даже у людей гениальных одни душевные силы развиваются за счет других, порой даже их подавляют. Великие математики нередко бывают плохими филологами, а великие философы — посредственными естествоиспытателями. Поэтому и греческая теория гармонического развития заключающая зерно истины, и новая теория стремления к идеалам истины, добра и красоты должны быть заменены более отвечающей научным требованиям теорией полноты развития сил и нравственного совершенствования. Под этой полнотой мы будем разуметь не то, что всех можно учить всему, и не то, что каждый должен готовиться быть великим человеком, но то, что все зародыши физических и духовных сил, данных человеку от природы, должны получить развитие, причем человек должен постоянно и неуклонно стремиться к нравственному совершенствованию.
Эта формула имеет общемировое, общечеловеческое значение, и она равно применима как к немцу и англичанину, так и к русскому и французу. (Педагогические правила и законы.)
В.М. Бехтерев
Воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор еще не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правительства тем вниманием, которое оно заслуживает.
Человек, получивший воспитание... имеет как бы две природы — одна приобретается как унаследованная часть его организации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитанных рефлексов.
Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий... Без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни.
Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного облика человека, его характера и воли.
Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. (Вопросы общественного воспитания.)
Ш.А. Амонашвили
Считаете ли Вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?
Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка — это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы. (Размышления о гуманной педагогике.)
Н.А. Рубакин
Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным, разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые обоснованные, на них
опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли — это другой вопрос), не имеет особенной ценности.
Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова.
Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем. (Что такое образованный интеллигентный человек?)
4. Дайте определение, используя материалы Модуля 1
Формирование личности – процесс …
Воспитания как педагогический понятие включает в свое содержание три существенных признака:
1.
2.
3.
С точки зрения социальной, воспитание – это...
Воспитывающая среда, в отличие от среды формирующей, - это...
5. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «воспитание», данных в модуле 1 по схеме:
1. Определение понятия «воспитание».
2. На чем сделан акцент
3. Что общего
4. В чем различия
6.Ознакомьтесь с предложенной ситуацией. Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой ситуации. Разработайте конспект применения выбранной формы воспитания.
Группа профессионального учебного заведения. Хорошо развита речь, высокий интеллект у большинства. Отношение к вашему предмету – прагматично – взвешенное, без эмоций. Никогда не «перерабатывают», точно выполняют все требования педагога. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной – также. В группе есть Сергей С.- признанный «клоун», хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки преподавателя. Нажиму со стороны педагога вряд ли подчинится.
7.Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение педагога, учащихся, родителей к различным методам и формам воспитания. Какие из них наиболее эффективны в профессиональных учебных заведениях.
8. Выберите задания для самостоятельного выполнения по теме «Различные подходы к воспитанию»
1. Личностный подход в воспитании.
2. Деятельностный подход в воспитании.
3. Культурологический подход в воспитании
4. Ценностный подход в воспитании
5. Гуманистический подход к воспитанию
2. Сравните и проанализируйте подходы к воспитанию.
Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих подходов к воспитанию.
Попробуйте составить соответствующую схему и занесите ее в компьютер.
Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одному из подходов.
Тест
1. В развитии педагогической науки и практики значительную роль сыграли педагоги XΙX в. Подчеркните фамилию педагога, который заложил основы теории развития личности.
а) Гербарт;
б) Толстой;
в) Ушинский;
г) Ободовский;
2. Какие из перечисленных книг Я.А.Коменского относятся к жанру учебника?
а) «Пансофия»;
б) «Законы хорошо организованной школы»;
в) «Великая дидактика»;
г) «Мир чувственных вещей в картинках»;
д) «Открытая дверь языков и всех наук»;
3. Восстановите определение.
Воспитательный процесс – в процесс организованное котором соответствии с самой личности совершается влияние, целью целями и задачами организацию и активной деятельности воспитательное воспитуемых овладению или социальным и духовным формирование опытом, стимулирование ценностями имеющее своей и отношениями. взаимодействия, в и обществе по личности,
4. Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса.
а) Преобладают ценностно-ориентационные, отношенче-ские, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты.
Б) Результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области.
в) Ведущими являются логический, когнитивный компоненты.
г) Педагогическое взаимодействие ориентировано на область сознания.
д) Опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления.
е) Педагогическое взаимодействие ориентировано на область чувств, эмоций, подсознания.
ж) Преобладают искусственные объекты и системы.
з) Результатом являются нормы, ставшие внутренними регуляторами действий и поступков.
и) Огромную роль играет личность воспитателя.
5. Приведите примеры, иллюстрирующие функции воспитательного процесса из своей личной жизни, из школьной практики, из литературных и кино(видео)источников.
Организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся; охрана физического и психического здоровья воспитанников; использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников; специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств; осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.
6. Раскройте содержание каждого из звеньев логики воспитания.
Анализ — это... Диагностика — это... Прогноз — это...
Проектирование — это... Организация — это... Контроль и оценка — это...
7. Заполните таблицу.
Стадии (этапы) усвоения воспитанником определенных форм поведения | Этапы воспитательного взаимодействия |
Уровень представления о том или ином личностном качестве или его полное отсутствие .............................................................. ............................................................... Уровень стойких привычек поведения | ............................................................ Осмысление, понимание и формирование понятий о той или иной нравственной категории ............................................................ ............................................................ |
8.Какое понятие определяется таким образом?
Корректировка поведения ребенка, устранение ошибочных
суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.
9. Продолжите перечисление факторов, усложняющих воспитательный процесс.
Многофакторность и стихийность; длительность, непрерывность и устремленность в будущее...
Подсказка. Еще можно назвать б—7 основных факторов.
10. Какое педагогическое явление отражено в перечисленных связях?
— Чем ощутимее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, тем сильнее у воспитанников чувство защищенности, спокойствия и уверенности в своей нужности.
— Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все более занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.
— Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.
— Развитие способностей воспитанника происходит тем ощутимее, чем активнее усилия самого воспитанника, входящего в культуру.
— Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.
— Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.— Чем меньше видимой внешне деятельности педагога при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.
11. Подумайте, что это такое.
Форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и где обеспечивается реализация задач воспитания в конкретных социальных условиях.
Почему этой форме интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс могут быть присущи следующие принципы?
Системность, объективность, оптимальность, эффективность, принцип точно поставленных целей, информационная достаточность, принцип обратной связи, принцип ведущего звена, принцип здравого смысла, демократизм, дисциплина и порядок; стимулирование, вознаграждение, поощрение инициативы.
На примере авторских школ докажите, что они работают на основе этих принципов и представляют собой то, что определяется в приведенной формулировке.
12. Подберите из разных источников педагогические ситуации, иллюстрирующие выполнение классным руководителем своих функций.
Диагностирующей; коммуникативной; воспитательной; проектирующей; организационно-деятельностной; развивающей; методической; стимулирующей; оценивающей; охранно-защитной; корректирующей.
13. Вставьте недостающие слова.
План работы — это... указывающий... ориентиры деятельности, определяющий ее... объем, временные...
Слова для справки (выберите нужные): пределы, бланк, содержательные, порядок, границы, документ, организационные, содержание, сущность.
Вспомните, какие функции выполняет план классного руководителя и для чего он предназначен.
14. Вставьте пропущенные слова.
Педагогическая поддержка — процесс ... с ребенком определения его.......целей, ... и ... преодоления препятствий
(проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое ... и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
15. Объясните, как вы понимаете понятие «свободоспособная личность».
16. Заполните таблицу:
Условия обеспечения педагогической поддержки | Факторы развития гуманистической позиции педагога | Этапы педагогической поддержки | Гуманистические максимы (принципы) воспитания (по О.С. Газману) |
Проблемные вопросы
1. Допускаете ли вы слияние авторитарного и гуманного воспитания, обучения? Почему? Аргументируйте свой ответ.
2. Согласны ли вы с авторами приведенных отрывков? Аргументируйте свою позицию.
Воспитание может все (К Л. Гельвеции).
От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах (Вольтер).
Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение... учения и потому отвращение к нему (Л.Н. Толстой).
Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди (В.Г. Белинский).
Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни, мирится с накоплением отрицательного опыта отношений и усугубляет своей беспомощностью те или иные вредные явления среды (С.Л. Рубинштейн).
3. Прав ли А.С. Макаренко? Почему вы так думаете? Как этот тезис выдающегося педагога можно соотнести с влиянием Арины Родионовны на А.С. Пушкина, со стремлением современных обеспеченных людей иметь для ребенка гувернанток, домашних воспитателей?
Система бонн и гувернеров, постоянных надсмотрщиков и зудилыциков давно провалилась, не создав в истории ни одной яркой личности. Лучшие, живые дети всегда вырывались из этой системы.
Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Содержательная часть
Сущность понятия и процесса воспитания.
Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
(П.И. Пидкасистый)
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологии.
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, жеребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскармливаться.
Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Дети быстро взрослели, «воспитания» уже не требовалось. Вспомним: некрасовский «мужичок с ноготок» (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое - «отец мой да я», себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребенка, оно исчерпало себя очень быстро.
Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. Даже в мире животных мы наблюдаем, как, наряду со вскармливанием, мать (а иногда и отец) осуществляет научение малыша: птица-гага сажает на крылья своего птенца и осторожно спускает в воду, страхуя первый заплыв; медведица, совсем как человеческая мама, шлепает медвежонка, если тот провинится; белоголовый орел бросает для подрастающих орлят в воздух добычу, приучая детей к охоте. Вскормленный детеныш животного довольно скоро уходит от матери, иногда она сама его прогоняет. Детеныш человеческий еще долго будет находиться при родителях - «пища» социальная столь необходимая для личностного развития и вхождения в общество, займет основное место в процессе воспитания человеческого детеныша. Термин «воспитание» переосмыслился, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.
Задолго до научного осмысления складывалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общественное мнение. Воспитательная практика была такой нехитрой, что считалось, будто здравого смысла вполне достаточно, чтобы воспитывать детей. В XIX веке К.Д. Ушинский развенчивает иллюзорную уверенность педагогического невежества, отмечая жестко, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о воспитании знает все. Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась головокружительная глубина и сложность его. Знаменитый физик А. Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, скажет: строение атома -это детская игра по сравнению с детской игрой. Тем самым признавалась высочайшая мера сложности процесса становления и развития личности. Термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. Мы говорим: «дети насыщаются чувствами», или «ребенок не может переварить большую дозу информации», или «ученики впитывают культуру». «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание» в его фигуральном смысле означает социализацию маленького человека, вхождение его в культуру и усвоение того, что выработано культурой. В переосмыслении педагогического термина нет ничего удивительного после того, как подобное переосмысление уже произошло со словом «педагог». Греческое «раб, ведущий ребенка в школу» преобразовалось в профессионала, «вводящего ребенка в жизнь».
Снимем наносное значение понятия «воспитание», вульгаризированное плохо организованной воспитательной практикой. Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «длинное и нудное морализирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: «Не воспитывай меня!» - плохо отдавая себе, отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, атам, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.
Центральное понятие «воспитание»имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой исамостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
В отдельных регионах земли, нациях, культурах существовал и до сих пор существует обычай резкого и разового перехода молодого человека на положение взрослого. Например, когда-то краснокожие индейцы оформляли этот акт как испытание: мальчика укладывали в гамак, пускали туда жалящих и кусающих насекомых, он должен был выдержать боль, не дрогнув ни одной мышцей, проявив выдержку - при таком условии он получал статус полноправного члена племени.
Сказать о том, что личность окончательно состоялась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс, принявший свой конечный вариант, ибо динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти. И это значит, что существует надобность в другом понятии, более широком игибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким понятием является «формирование».
Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей. Формируется младенец в чреве матери под влиянием питания, движения, состояния, переживаний, рода занятий матери. Формируется пожилой человек, перешагивающий рубеж старости. Формируется девочка, вдруг преобразившись в юную прелестную даму. Формирование - как бы отклик на падающие извне протекающие внутри спонтанные процессы, в том числе, отклик на воспитание.
Когда мы говорим «невоспитанный человек», то разумеем под этим, что человек был лишен достойного воспитания, однако формирование его личности протекало, маленьким ребенком он реагировал на все случайные, стихийные и социально-ценностные и антисоциальные воздействия - под влиянием стечения обстоятельств, проходящих через призму его индивидуальности, приобрел устойчивые черты, не вполне отвечающие нормам современной культуры.
Воспитание как педагогическое понятиевключает в свое содержание три существенных признака: первый-целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй- соответствие хода процесса социально-культурным ценностямкак достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.
" Посмотрим на забавном эпизоде, как сопрягаются названные выше понятия в реальном общении взрослого с ребенком.
Пятилетняя девочка обращается к маме:
- Купишь мне мороженое?
Мама молчит.
- Купишь мне мороженое?
- Что же ты, сегодня будешь есть мороженое, а завтра
в детский сад не пойдешь?
Длительная пауза. Наконец, девочка отвечает:- А тот, кто ест мороженое, он не хочет в детский сад ходить?
Отдадим должное логическому мышлению этой маленькой девочки. Но нас будет интересовать в этом эпизоде другое. Мать, вероятно, заботилась о развитии способности девочки к саморегуляции: отказаться от мороженого, чтобы не болеть. Ее волновал процесс «становления» личности дочери как субъекта собственных желаний. Поэтому она направляет свои продуманные аргументы, полагая, что содействует развитию умения господствовать над своей натурой - одному из признаков культуры современного человека. Эти воздействия лежат в общем контексте «воспитания» дочери. Однако замысел .сломан индивидуальным восприятием девочки, увидевшей иной смысл в сказанном. Путь «формирования» несколько отклонился от пути «воспитания».
Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.
Становление личности, свершающееся в жизни ребенка, рождает еще одно педагогическое явление, получившее название «самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования. «Самовоспитание» подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника — он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия.
Эмансипация (освобождение от зависимости - лат.) ребенка начинается довольно рано: вот он в два года берет ложку и заявляет: «Я сам!»; вот он в пять лет не позволяет взять его за руку во время прогулки; вот он закрывает дверь своей комнаты, уходя в одиночество; вот он заявляет: «Сам знаю, что мне делать и как мне жить». Это закономерное явление и создает возможность субъекта стать воспитателем самого себя. Эта потенциальная возможность реализуется по-разному, в зависимости от меры субъектность ребенка.
Максим (5,5 лет) поставлен «в угол». Жалобно кричит: «Можно из угла выходить?» Не дождавшись ответа родителей, говорит сам себе: «Нет, нельзя. Зачем девочку бил?» Еще не самовоспитание, но уже его начало.
А когда молодой Л. Толстой составляет свод правил для себя и, боясь, что не справится со своими прежними дурными привычками, кладет в ящик стола пистолет, чтобы застрелиться в случае нарушения правил, тут мы имеем дело с классической моделью самовоспитания.
-
Продолжим аналогию с «питанием». Там тоже наблюдается расширяющаяся эмансипация: сначала ребенка! кормят, потом ему приготовляют пищу, затем он сам готовит еду на средства родителей и наконец он самостоятельно добывает средства на питание, устанавливает ре-] жим питания независимо от родителей. Аналогия порождает искушение заявить, что в мире животных, коль существует эмансипация, имеется и база для самовоспитания. Однако это не так. Мир животных лишен субъектности, а самовоспитание не рождается без субъекта. Понятно, что только хорошо организованное «воспитание» приводит к самовоспитанию, можно даже сказать, что первое - показатель качественности второго. Нельзя лишь думать, что педагог оставляет ребенка одного при первых признаках самовоспитания. Воспитание инициирует самовоспитание. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле. Педагог обязан профессионально разбираться как в закономерностях воспитания, так и в социально-психологических механизмах самовоспитания, а следовательно, еще один веер педагогических терминов станет средством профессионального осмысления воспитательной работы с детьми: «самоконтроль», «самооценка», «саморегуляция», «самочувствие», «самоприказ», «самоубеждение», «аутотренинг» (самотренинг), «саморазвитие». Веер этих терминов ограничивает внешние воздействия — они как будто условно не принимаются во внимание, истоком всего набора данных психолого-педагогических явлений объявляется сам воспитанник как таковой на данный этап его личностного развития, который определен воспитанием.
Латентный (скрытый, невидимый - лат.) характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога. Стремление скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.
Так вошло в педагогическую терминологию понятие «перевоспитание» как отражение этой стороны педагогической деятельности.
Приставка «пере-» уже сама по себе говорит о желании что-то изменить, сделать не так, как оно есть сейчас. К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях.
Допустим, ребенок груб, ленив, драчлив, нечистоплотен физически и нравственно. Естественным было бы предположить, что недостойные качества необходимо заменить достойными: привить ему доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, честность, Но уже само это предположение приведет нас в тупик: если формировать доброжелательность, ребенок не будет грубым и драчливым; если прививать трудолюбие, о лени не придется говорить; воспитанная честность исключает воровство как таковое. О каком же «перевоспитании» может идти речь в таком случае? Формируется достоинство, которого недоставало ребенку в общении с людьми - недостатком называли нехватку того, чего не было. Таким образом, «перевоспитанию» не остается места в рамках нашей педагогической логики. «Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять» (при этом упускалась нечаянная возможность «подавить» и самоё личность ребенка), а положительные - вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магнитофоном, в который педагог может вставить нужную кассету с хорошей, чистой записью, а дурную кассету с непристойными записями удалить.
Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике, апеллирующей к медицинской аналогии: педагог «якобы» иногда должен быть подобен хирургу, скальпелем удаляющему «ненужное» в организме или заменяющему «больной орган» «здоровым».
При этом умалчивается, что медицина максимальные Усилия направляет на то, чтобы при лечении организма 15-1700 подвижность центральных категорий заставляет педагога прежде чем обратиться к изучению любого вопроса процесса воспитания, сначала рассмотреть значение этих центральных понятий. И только обратившись к терминологическому значению и оговорив его, мы можем ставить вопрос о скрытой сущности явления, которое отражает понятие.
Сущность не располагается на поверхности и недоступна «здравому смыслу». Вскрыть суть явления можно, лишь мысленно препарируя, анализируя его.
Обратимся к вопросу сущности воспитания как явления педагогической профессиональной сферы.