Задание на самостоятельную работу студентов

Воспитание: понятие и сущность

Цель занятия: определить сущность понятия и процесса воспитания, изучить различные подходы к воспитанию, теории воспитания.

Вопросы занятия:

· Сущность понятия и процесса воспитания

· Различные подходы к воспитанию

· Теории воспитания

· Краткая история развития идей о воспитании и образовании

Список литературы:

1) В.и. Андреев. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития-2е изд. - Казань: Центр инновационных технологий,2000

2) Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М.

3) История педагогики и образования. От зарождения воспитания

В первобытном обществе до конца 20 вв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. академика Р А О А. И. Пискунова.- 2-е изд., испр. и дополн.- М.

4) Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

5) Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 2: Общие основы. Процесс воспитания.

6) Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. В. А. Сластенина: В 2-х ч.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Ч 1

7) ) Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений \ под ред. В. А. Сластенина: В 2-х ч.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Ч 2

8)Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических коллежей \ под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогического общества России, 2002.

Задание на самостоятельную работу студентов

1. Составьте опорную схему, используя тексты учебных пособий по педагогике по разделу « Теория воспитания».

2. Составьте педагогический словарь из понятий «метод воспитания», «прием воспитания», « средство воспитания», «форма воспитания».

3. Прочитав приведенные высказывания, подумайте, в чем вы согласны с авторами, а что вызывает у вас сомнение или возражение.

К.Д. Ушинский

...Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусст­во воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внима­ния, какого оно заслуживает. Но уже теперь видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека невольно будет обращен на воспитательное искусство.

Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида, а еще более — на последовательное развитие чело­веческой расы. Из этого источника, только что открывающе­гося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматривая пси­хические факты, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли еще не более обширной возможностью иметь громад­ное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке, и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которой уже воспользовалось воспитание.

Посмотрите на одну силу привычки: чего нельзя сделать из человека с одной этой силой? Посмотрите хоть на то, напри­мер, что делали ею спартанцы из своих молодых поколений, и сознайтесь, что современное воспитание пользуется едва ма­лейшей частицей этой силы. (Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии».)

М.И. Демков

...Мы не имеем возможности заботиться о возможно пол­ном развитии всех телесных и душевных сил человека, нель­зя, значит, думать о гармоническом развитии их в каждом человеке. Даже у людей гениальных одни душевные силы раз­виваются за счет других, порой даже их подавляют. Великие математики нередко бывают плохими филологами, а великие философы — посредственными естествоиспытателями. Поэто­му и греческая теория гармонического развития заключаю­щая зерно истины, и новая теория стремления к идеалам истины, добра и красоты должны быть заменены более отве­чающей научным требованиям теорией полноты развития сил и нравственного совершенствования. Под этой полнотой мы будем разуметь не то, что всех можно учить всему, и не то, что каждый должен готовиться быть великим человеком, но то, что все зародыши физических и духовных сил, данных человеку от природы, должны получить развитие, причем человек должен постоянно и неуклонно стремиться к нравст­венному совершенствованию.

Эта формула имеет общемировое, общечеловеческое значение, и она равно применима как к немцу и англичани­ну, так и к русскому и французу. (Педагогические правила и законы.)

В.М. Бехтерев

Воспитание, которое должно бы служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор еще не пользуется ни со стороны общества, ни со стороны правитель­ства тем вниманием, которое оно заслуживает.

Человек, получивший воспитание... имеет как бы две приро­ды — одна приобретается как унаследованная часть его ор­ганизации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитанных рефлексов.

Человек, как социальная единица, является продуктом вос­питания, а не является результатом прирожденных или на­следственных условий... Без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспе­чить собственной жизни.

Если образование дает нам человека с эрудицией, то вос­питание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова. Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного об­лика человека, его характера и воли.

Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. (Вопросы общест­венного воспитания.)

Ш.А. Амонашвили

Считаете ли Вы, что гуманное отношение к ребенку яв­ляется главенствующей идеей воспитания?

Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средства­ми, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребен­ка — это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствую­щими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженно­сти педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный пе­дагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средства­ми в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы. (Размышления о гуманной педагогике.)

Н.А. Рубакин

Величайшее счастье для человека — чувствовать себя силь­ным, разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Нью­тон, Паскаль, Спенсер, Дарвин — физически были людьми сла­быми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, опре­деленные, точные знания и твердые обоснованные, на них

опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и бор­цом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глу­боко ли — это другой вопрос), не имеет особенной ценности.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова.

Интеллигентный человек — это такой человек, который на­столько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем. (Что такое образованный ин­теллигентный человек?)

4. Дайте определение, используя материалы Модуля 1

Формирование личности – процесс …

Воспитания как педагогический понятие включает в свое содержание три существенных признака:

1.

2.

3.

С точки зрения социальной, воспитание – это...

Воспитывающая среда, в отличие от среды формирующей, - это...

5. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «воспитание», данных в модуле 1 по схеме:

1. Определение понятия «воспитание».

2. На чем сделан акцент

3. Что общего

4. В чем различия

6.Ознакомьтесь с предложенной ситуацией. Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой ситуации. Разработайте конспект применения выбранной формы воспитания.

Группа профессионального учебного заведения. Хорошо развита речь, высокий интеллект у большинства. Отношение к вашему предмету – прагматично – взвешенное, без эмоций. Никогда не «перерабатывают», точно выполняют все требования педагога. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной – также. В группе есть Сергей С.- признанный «клоун», хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки преподавателя. Нажиму со стороны педагога вряд ли подчинится.

7.Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение педагога, учащихся, родителей к различным методам и формам воспитания. Какие из них наиболее эффективны в профессиональных учебных заведениях.

8. Выберите задания для самостоятельного выполнения по теме «Различные подходы к воспитанию»

1. Личностный подход в воспитании.

2. Деятельностный подход в воспитании.

3. Культурологический подход в воспитании

4. Ценностный подход в воспитании

5. Гуманистический подход к воспитанию

2. Сравните и проанализируйте подходы к воспитанию.

Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих подходов к воспитанию.

Попробуйте составить соответствующую схему и занесите ее в компьютер.

Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одному из подходов.

Тест

1. В развитии педагогической науки и практики значительную роль сыграли педагоги XΙX в. Подчеркните фамилию педагога, который заложил основы теории развития личности.

а) Гербарт;

б) Толстой;

в) Ушинский;

г) Ободовский;

2. Какие из перечисленных книг Я.А.Коменского относятся к жанру учебника?

а) «Пансофия»;

б) «Законы хорошо организованной школы»;

в) «Великая дидактика»;

г) «Мир чувственных вещей в картинках»;

д) «Открытая дверь языков и всех наук»;

3. Восстановите определение.

Воспитательный процесс – в процесс организованное котором соответствии с самой личности совершается влияние, целью целями и задачами организацию и активной деятельности воспитательное воспитуемых овладению или социальным и духовным формирование опытом, стимулирование ценностями имеющее своей и отношениями. взаимодействия, в и обществе по личности,

4. Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса.

а) Преобладают ценностно-ориентационные, отношенче-ские, мотивационные, эмоциональные и поведенческие ак­центы.

Б) Результатом выступают умения, знания, навыки, спо­собы познавательной и предметно-технологической области.

в) Ведущими являются логический, когнитивный компо­ненты.

г) Педагогическое взаимодействие ориентировано на об­ласть сознания.

д) Опора на реальные межличностные социальные отноше­ния, процессы, явления.

е) Педагогическое взаимодействие ориентировано на об­ласть чувств, эмоций, подсознания.

ж) Преобладают искусственные объекты и системы.

з) Результатом являются нормы, ставшие внутренними ре­гуляторами действий и поступков.

и) Огромную роль играет личность воспитателя.

5. Приведите примеры, иллюстрирующие функции воспитательно­го процесса из своей личной жизни, из школьной практики, из литера­турных и кино(видео)источников.

Организация многообразной и разносторонней деятельно­сти учащихся; охрана физического и психического здоровья воспитанников; использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных от­ношений к окружающему миру и людям и социализации вос­питанников; специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств; осуществление превентивного (предупреждающего) воздейст­вия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняюще­гося) поведения.

6. Раскройте содержание каждого из звеньев логики воспитания.

Анализ — это... Диагностика — это... Прогноз — это...

Проектирование — это... Организация — это... Контроль и оценка — это...

7. Заполните таблицу.

Стадии (этапы) усвоения воспитанником определенных форм поведения Этапы воспитательного взаимодействия
  Уровень представления о том или ином личностном качестве или его полное отсутствие   ..............................................................     ...............................................................   Уровень стойких привычек пове­дения   ............................................................   Осмысление, понимание и форми­рование понятий о той или иной нравственной категории ............................................................   ............................................................

8.Какое понятие определяется таким образом?

Корректировка поведения ребенка, устранение ошибочных

суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.

9. Продолжите перечисление факторов, усложняющих воспитатель­ный процесс.

Многофакторность и стихийность; длительность, непре­рывность и устремленность в будущее...

Подсказка. Еще можно назвать б—7 основных факторов.

10. Какое педагогическое явление отражено в перечисленных связях?

— Чем ощутимее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, тем сильнее у воспитанников чув­ство защищенности, спокойствия и уверенности в своей нуж­ности.

— Чем содержательнее и целесообразнее построена и орга­низована разнообразная деятельность воспитанников, в ко­торой они все более занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осу­ществляться формирование личности в воспитательном про­цессе.

— Формирование личности будет происходить эффектив­нее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и пе­рестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

— Развитие способностей воспитанника происходит тем ощутимее, чем активнее усилия самого воспитанника, входя­щего в культуру.

— Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его ре­зультат.

— Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсор­но-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.— Чем меньше видимой внешне деятельности педагога при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личнос­ти воспитанника.

11. Подумайте, что это такое.

Форма интеграции воспитательных воздействий в целост­ный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями детей и где обеспечивается реали­зация задач воспитания в конкретных социальных условиях.

Почему этой форме интеграции воспитательных воздействий в це­лостный воспитательный процесс могут быть присущи следующие принципы?

Системность, объективность, оптимальность, эффектив­ность, принцип точно поставленных целей, информационная достаточность, принцип обратной связи, принцип ведущего звена, принцип здравого смысла, демократизм, дисциплина и порядок; стимулирование, вознаграждение, поощрение ини­циативы.

На примере авторских школ докажите, что они работают на основе этих принципов и представляют собой то, что определяется в приведен­ной формулировке.

12. Подберите из разных источников педагогические ситуации, иллю­стрирующие выполнение классным руководителем своих функций.

Диагностирующей; коммуникативной; воспитательной; проектирующей; организационно-деятельностной; развиваю­щей; методической; стимулирующей; оценивающей; охранно-защитной; корректирующей.

13. Вставьте недостающие слова.

План работы — это... указывающий... ориентиры деятель­ности, определяющий ее... объем, временные...

Слова для справки (выберите нужные): пределы, бланк, содержательные, порядок, границы, документ, организаци­онные, содержание, сущность.

Вспомните, какие функции выполняет план классного руководите­ля и для чего он предназначен.

14. Вставьте пропущенные слова.

Педагогическая поддержка — процесс ... с ребенком опре­деления его.......целей, ... и ... преодоления препятствий

(проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое ... и самостоятельно достигать желаемых результатов в обуче­нии, самовоспитании, общении, образе жизни.

15. Объясните, как вы понимаете понятие «свободоспособная личность».

16. Заполните таблицу:

Условия обеспечения педагогической поддержки Факторы развития гуманистической позиции педагога Этапы педаго­гической поддержки Гуманистические максимы (принципы) воспитания (по О.С. Газману)
       

Проблемные вопросы

1. Допускаете ли вы слияние авторитарного и гуманного воспита­ния, обучения? Почему? Аргументируйте свой ответ.

2. Согласны ли вы с авторами приведенных отрывков? Аргументи­руйте свою позицию.

Воспитание может все (К Л. Гельвеции).

От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех пару­сах (Вольтер).

Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, осо­бенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение... учения и потому отвращение к нему (Л.Н. Толстой).

Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди (В.Г. Белинский).

Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрица­тельным условиям жизни, мирится с накоплением отрица­тельного опыта отношений и усугубляет своей беспомощно­стью те или иные вредные явления среды (С.Л. Рубинштейн).

3. Прав ли А.С. Макаренко? Почему вы так думаете? Как этот тезис выдающегося педагога можно соотнести с влиянием Арины Родионов­ны на А.С. Пушкина, со стремлением современных обеспеченных лю­дей иметь для ребенка гувернанток, домашних воспитателей?

Система бонн и гувернеров, постоянных надсмотрщиков и зудилыциков давно провалилась, не создав в истории ни од­ной яркой личности. Лучшие, живые дети всегда вырывались из этой системы.

Человек не может быть воспитан непосредственным влия­нием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом ши­роком смысле.

Содержательная часть

Сущность понятия и процесса воспитания.

Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»

(П.И. Пидкасистый)

Центральной категорией научного осмысления вос­питательного процесса и профессиональной педагогиче­ской деятельности по воспитанию детей выступает поня­тие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. По­этому обратимся в первую очередь к терминологии.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармлива­ние, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бес­хитростном значении слова процесс воспитания свойст­венен и животным - «питают» своим молоком млекопи­тающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, же­ребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскарм­ливаться.

Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Дети быст­ро взрослели, «воспитания» уже не требовалось. Вспом­ним: некрасовский «мужичок с ноготок» (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое - «отец мой да я», себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребенка, оно исчерпало себя очень быстро.

Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. Даже в мире животных мы наблюдаем, как, наряду со вскармливанием, мать (а иногда и отец) осуществляет нау­чение малыша: птица-гага сажает на крылья своего птенца и осторожно спускает в воду, страхуя первый заплыв; медве­дица, совсем как человеческая мама, шлепает медвежонка, если тот провинится; белоголовый орел бросает для под­растающих орлят в воздух добычу, приучая детей к охоте. Вскормленный детеныш животного довольно скоро уходит от матери, иногда она сама его прогоняет. Детеныш челове­ческий еще долго будет находиться при родителях - «пища» социальная столь необходимая для личностного развития и вхождения в общество, займет основное место в процессе воспитания человеческого детеныша. Термин «воспитание» переосмыслился, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.

Задолго до научного осмысления складывалось, разви­валось воспитание детей в житейско-обыденной повседнев­ности, опыт воспитания передавался через традиции, обы­чаи, общественное мнение. Воспитательная практика была такой нехитрой, что считалось, будто здравого смысла вполне достаточно, чтобы воспитывать детей. В XIX веке К.Д. Ушинский развенчивает иллюзорную уверенность педа­гогического невежества, отмечая жестко, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о воспи­тании знает все. Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась головокружительная глубина и слож­ность его. Знаменитый физик А. Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, скажет: строение атома -это детская игра по сравнению с детской игрой. Тем самым признавалась высочайшая мера сложности процесса ста­новления и развития личности. Термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. Мы говорим: «дети насыщаются чувствами», или «ребенок не может переварить большую дозу информации», или «ученики впитывают культуру». «Питание», в его прямом зна­чении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание» в его фигуральном смысле означает социализа­цию маленького человека, вхождение его в культуру и ус­воение того, что выработано культурой. В переосмыслении педагогического термина нет ни­чего удивительного после того, как подобное переосмыс­ление уже произошло со словом «педагог». Греческое «раб, ведущий ребенка в школу» преобразовалось в про­фессионала, «вводящего ребенка в жизнь».

Снимем наносное значение понятия «воспитание», вульгаризированное плохо организованной воспитатель­ной практикой. Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «длинное и нудное мора­лизирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: «Не воспиты­вай меня!» - плохо отдавая себе, отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, атам, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.

Центральное понятие «воспитание»имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой исамостоя­тельно выстраивать свое поведение, а также обладает спо­собностью осознавать свои отношения с миром и произво­дить относительно устойчивый ценностный выбор.

В отдельных регионах земли, нациях, культурах суще­ствовал и до сих пор существует обычай резкого и разового перехода молодого человека на положение взрослого. На­пример, когда-то краснокожие индейцы оформляли этот акт как испытание: мальчика укладывали в гамак, пускали туда жалящих и кусающих насекомых, он должен был выдержать боль, не дрогнув ни одной мышцей, проявив выдержку - при таком условии он получал статус полноправного члена пле­мени.

Сказать о том, что личность окончательно состоя­лась, так же невозможно, как невозможно представить за­стывший процесс, принявший свой конечный вариант, ибо динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти. И это значит, что существует надобность в другом понятии, более широком игибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и со­циальных факторов. Таким понятием является «форми­рование».

Формирование личности - процесс изменения лич­ности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений (формы) личности, благода­ря которой она существует для других людей. Формирует­ся младенец в чреве матери под влиянием питания, дви­жения, состояния, переживаний, рода занятий матери. Формируется пожилой человек, перешагивающий рубеж старости. Формируется девочка, вдруг преобразившись в юную прелестную даму. Формирование - как бы отклик на падающие извне протекающие внутри спонтанные про­цессы, в том числе, отклик на воспитание.

Когда мы говорим «невоспитанный человек», то ра­зумеем под этим, что человек был лишен достойного вос­питания, однако формирование его личности протекало, маленьким ребенком он реагировал на все случайные, стихийные и социально-ценностные и антисоциальные воздействия - под влиянием стечения обстоятельств, про­ходящих через призму его индивидуальности, приобрел устойчивые черты, не вполне отвечающие нормам совре­менной культуры.

Воспитание как педагогическое понятиевключает в свое содержание три существенных признака: первый-це­ленаправленность, наличие какого-то образца, пускай са­мого общего, как социально-культурного ориентира; вто­рой- соответствие хода процесса социально-культурным ценностямкак достижениям исторического развития че­ловечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

" Посмотрим на забавном эпизоде, как сопрягаются названные выше понятия в реальном общении взрослого с ре­бенком.

Пятилетняя девочка обращается к маме:

- Купишь мне мороженое?
Мама молчит.

- Купишь мне мороженое?

- Что же ты, сегодня будешь есть мороженое, а завтра


в детский сад не пойдешь?

Длительная пауза. Наконец, девочка отвечает:- А тот, кто ест мороженое, он не хочет в детский сад ходить?

Отдадим должное логическому мышлению этой ма­ленькой девочки. Но нас будет интересовать в этом эпи­зоде другое. Мать, вероятно, заботилась о развитии спо­собности девочки к саморегуляции: отказаться от мороженого, чтобы не болеть. Ее волновал процесс «ста­новления» личности дочери как субъекта собственных желаний. Поэтому она направляет свои продуманные ар­гументы, полагая, что содействует развитию умения гос­подствовать над своей натурой - одному из признаков культуры современного человека. Эти воздействия лежат в общем контексте «воспитания» дочери. Однако замысел .сломан индивидуальным восприятием девочки, увидев­шей иной смысл в сказанном. Путь «формирования» не­сколько отклонился от пути «воспитания».

Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.

Становление личности, свершающееся в жизни ре­бенка, рождает еще одно педагогическое явление, полу­чившее название «самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социаль­но-культурный образец с поведением станет сам воспи­танник. Подрастающий ребенок принимает воспита­тельную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования. «Самовоспитание» подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника — он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия.

Эмансипация (освобождение от зависимости - лат.) ре­бенка начинается довольно рано: вот он в два года берет лож­ку и заявляет: «Я сам!»; вот он в пять лет не позволяет взять его за руку во время прогулки; вот он закрывает дверь своей комнаты, уходя в одиночество; вот он заявляет: «Сам знаю, что мне делать и как мне жить». Это закономерное явление и соз­дает возможность субъекта стать воспитателем самого себя. Эта потенциальная возможность реализуется по-разному, в зависимости от меры субъектность ребенка.

Максим (5,5 лет) поставлен «в угол». Жалобно кричит: «Можно из угла выходить?» Не дождавшись ответа родите­лей, говорит сам себе: «Нет, нельзя. Зачем девочку бил?» Еще не самовоспитание, но уже его начало.

А когда молодой Л. Толстой составляет свод правил для себя и, боясь, что не справится со своими прежними дурными привычками, кладет в ящик стола пистолет, чтобы застрелиться в случае нарушения правил, тут мы имеем де­ло с классической моделью самовоспитания.

-

Продолжим аналогию с «питанием». Там тоже наблюдается расширяющаяся эмансипация: сначала ребенка! кормят, потом ему приготовляют пищу, затем он сам готовит еду на средства родителей и наконец он самостоятельно добывает средства на питание, устанавливает ре-] жим питания независимо от родителей. Аналогия порож­дает искушение заявить, что в мире животных, коль су­ществует эмансипация, имеется и база для самовоспита­ния. Однако это не так. Мир животных лишен субъектности, а самовоспитание не рождается без субъекта. Понятно, что только хорошо организованное «воспитание» приводит к самовоспитанию, можно даже сказать, что первое - показатель качественности второго. Нельзя лишь думать, что педагог оставляет ребенка одного при первых признаках самовоспитания. Воспитание инициирует са­мовоспитание. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле. Педагог обязан профессионально разбираться как в закономерно­стях воспитания, так и в социально-психологических ме­ханизмах самовоспитания, а следовательно, еще один ве­ер педагогических терминов станет средством профессио­нального осмысления воспитательной работы с детьми: «самоконтроль», «самооценка», «саморегуляция», «самочув­ствие», «самоприказ», «самоубеждение», «аутотренинг» (самотренинг), «саморазвитие». Веер этих терминов огра­ничивает внешние воздействия — они как будто условно не принимаются во внимание, истоком всего набора дан­ных психолого-педагогических явлений объявляется сам воспитанник как таковой на данный этап его личност­ного развития, который определен воспитанием.

Латентный (скрытый, невидимый - лат.) характер протекающих в личности процессов и длительность их за­вершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современ­ной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога. Стремление скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вошло в педагогическую терминологию понятие «перевоспитание» как отражение этой стороны педагоги­ческой деятельности.

Приставка «пере-» уже сама по себе говорит о жела­нии что-то изменить, сделать не так, как оно есть сейчас. К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь за­ходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях.

Допустим, ребенок груб, ленив, драчлив, нечистоплотен физически и нравственно. Естественным было бы предпо­ложить, что недостойные качества необходимо заменить достойными: привить ему доброжелательность, трудолю­бие, аккуратность, честность, Но уже само это предположе­ние приведет нас в тупик: если формировать доброжела­тельность, ребенок не будет грубым и драчливым; если при­вивать трудолюбие, о лени не придется говорить; воспитан­ная честность исключает воровство как таковое. О каком же «перевоспитании» может идти речь в таком случае? Форми­руется достоинство, которого недоставало ребенку в обще­нии с людьми - недостатком называли нехватку того, чего не было. Таким образом, «перевоспитанию» не остается места в рамках нашей педагогической логики. «Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно «уда­лять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять» (при этом упускалась нечаянная возможность «подавить» и самоё личность ребенка), а положительные - вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магни­тофоном, в который педагог может вставить нужную кас­сету с хорошей, чистой записью, а дурную кассету с не­пристойными записями удалить.

Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике, апеллирующей к медицинской аналогии: педа­гог «якобы» иногда должен быть подобен хирургу, скаль­пелем удаляющему «ненужное» в организме или заме­няющему «больной орган» «здоровым».

При этом умалчивается, что медицина максимальные Усилия направляет на то, чтобы при лечении организма 15-1700 подвижность центральных категорий заставляет педагога прежде чем обратиться к изучению любого вопроса процесса воспитания, сначала рассмотреть значение этих центральных понятий. И только обратившись к термино­логическому значению и оговорив его, мы можем ставить вопрос о скрытой сущности явления, которое отражает понятие.

Сущность не располагается на поверхности и недос­тупна «здравому смыслу». Вскрыть суть явления можно, лишь мысленно препарируя, анализируя его.

Обратимся к вопросу сущности воспитания как явле­ния педагогической профессиональной сферы.

Наши рекомендации