Определение уровня воспитанности дошкольников на практике

На базе МБДОУ «Детского сада № 1» г. Ирбита мной была проведена диагностика уровня воспитанности воспитанников подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде сводной диагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальная беседа с детьми, приведённая в параграфе 2.1.

Цель беседы заключалась в выявлении у ребёнка отношения к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А так же выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.

Результаты показали, что на 40 % детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд поступки, помогают взрослым, малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость Доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратным и прилежным, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимость этого качества, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко все ведут себя согласно этим ценностям.

Сводная диагностическая карта воспитанности (приложение 1) была разработана педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 1» г. Ирбита Свердловской области.

Цель сводной диагностической карты воспитанности – это определение уровня воспитанности каждого ребёнка для выявления проблем в воспитании и нахождения пути их решения.

Карта состоит из двух таблиц: «Внутренняя культура личности» и «Внешняя культура личности». Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определённые интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

- Культура общения (общительность) – умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

- Культура поведения (дисциплинированность) – способность ребёнка соблюдать общепринятые правила поведения;

-Культура внешнего виду (аккуратность) – соблюдение ребёнком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержание в порядке своего рабочего места, книг, игрушек, одежды.

Внутренняя культура личности:

- Отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;

- Дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

- Самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

- Любознательность – устойчивый интерес к знаниям;

- Честность – искренность, умение всегда говорить только правду;

- Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания.

При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе – 6 качеств (в младшей 3 качества, в средней – 4 качества, в старшей – 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание. В процессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательного процесса:

- предлагается оценить каждое качество личности своего ребёнка родителю;

- ставит самооценку сам ребёнок;

Оценивает качества личности педагог (последним).

Детям дошкольного возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной из трёх ступенек лесенки определённого качества, вспомнить литературного героя, обладающим данным качеством и ответить на вопрос педагога: «Хотел бы ты быть ещё добрее (вежливее, самостоятельнее и т.д.)». Положительный его ответ предлагает наличие у ребёнка мотивации, отрицательный – её отсутствие.

Критерии оценивания интегративных качеств личности:

- 1 балл – данное качество присутствует у ребёнка, всегда является устойчивой чертой его личности;

- 0,5 балла – поведение ребёнка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребёнка вести себя именно так, но оно неустойчиво.

- 0 баллов – иногда поведение ребёнка может соответствовать данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребёнка:

- от 1 до 0,8 -1 уровень воспитанности;

- от 0,8 до 0,6 -2 уровень воспитанности;

- от 0,6 до 0,4 – 3 уровень воспитанности.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы. У 20% детей подготовительной группы хорошо развиты интегративные качества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1 уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровень воспитанности). У 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).

У 40% детей отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честность являются устойчивыми качествами личности (1 уровень). У 20% данные качества присутствуют, но ещё не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.

У 100 % детей присутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детей присутствует мотивация к повышению внешней культуры личности, у 40% - отсутствует.

В среднем группу можно охарактеризовать 3 уровень воспитанности.

Для систематического отслеживания состояния воспитанности группы, рекомендуется проводить данную диагностику 2 раза в год:

- декабрь – промежуточная диагностика,

- май – итоговая диагностика.

Проведение данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления воспитанности ребёнка, наметить перспективы развития качеств личности. Участие самого ребёнка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей к данной диагностике помогает сделать его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может быть использован опытным педагогам в индивидуальных встречах с родителями для обсуждения проблем и перспектив развития ребёнка.

Анализируя диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного процесса является самым трудным компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс развития личности ребёнка и проанализировать качество воспитательной системы.

Заключение.

При написании контрольной работы, я изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определила сущность ключевых понятий. Выявила критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выявила основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дала им теоретическое обоснование, применила на практике одну из методик диагностики воспитанности детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике воспитанников, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

Показателем воспитанности является направленность внимания ребёнка «на объект», «на других людей», «на себя»;

А так же выделение положительной направленности – на добро, созидание – и отрицательной – на зло, разрушение;

Показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, к самому себе.

Показателями являются мотивы поведения воспитанника;

Знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения;

Сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника;

В целом, поведении воспитанников.

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседы и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребёнка, шкалирование, метод независимых оценок и др..

Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учётом возрастных особенностей детей. Таки образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использоваться такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определённых характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребёнка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работать с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса. Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценок.

Наши рекомендации