Психолого - педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Музыкально – игровая деятельность дошкольников и методы её организации

Студент:

Лисенко Анна Алексеевна

Специальность 050144

«дошкольное образование»

Группа №24

Руководитель:

преподаватель высшей категории

Сапунова Ирина Александровна

2015г.

содержание

Введение…………………………………………………………………………

Теоретическая часть

1.1. Психолого - педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………

1.2. Характеристика и классификация музыкально-дидактических игр……..

1.3. Особенности и формы организации музыкально - игровой деятельности………………………………………………………………………

1.4.Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………..

Приложение №1………………………………………………………………….

Приложение №2………………………………………………………………….

Приложение №3…………………………………………………………………

Приложение№4………………………………………………………………

Введение

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, (п.2.6), определено: содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В разнообразной деятельности происходит формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.). Конкретное содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями ребенка, может реализоваться только в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка.

Актуальность: музыка как искусство, музыкальное развитие - это насущные темы для серьезных теоретических и практических разработок в области образования и воспитания. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, эмоциональный раздражитель, повод для полезных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов, музыка — это искусство, которое воздействует на ребенка уже тогда, когда он находится в утробе матери.

В первые месяцы его жизни ребенок слушает музыку и выражает свои эмоции, непосредственное влияние музыкального искусства на ребенка способствует возникновению первоначальных ответных психофизических действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных качеств личности и музыкальных способностей.

Музыкально - дидактические игры способствуют развитию личности ребенка с раннего возраста. Дети воспринимают и понимают смысл музыкальных произведений в разных видах музыкальной деятельности: в пении, в музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и в музыкально – игровой деятельности. Методику организации музыкально – игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: М. Кононова,Н.Ветлугина, О. Радынова и др.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование процесса организации музыкально - игровой деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать специальную и методическую литературу по данной теме.

2. Определить понятие «музыкально – дидактическая игра».

3. Выявить особенности организации музыкально – игровой деятельности.

4. Сделать выводы по теме исследования.

Методы исследования: анализ, сравнительный анализ.

Источники исследования: ФГОС, методические и учебные пособия.

Психолого - педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм.

На первом году жизни, отмечают психологи, у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.

Второй год жизни: при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни: у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни: он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Шестой и седьмой год жизни: это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но это не означает, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию, исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Таким образом, дошкольный период детства является сензитивным для восприятия музыки как искусства, для формирования первых представлений об эмоциональной природе музыки, а также для организации процесса приобщения ребенка к музыкальному искусству.

Наши рекомендации